Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Основание для досмотра транспортного средства
Можно ли как-то проверить, опротестовать основания для досмотра транспортного средства? Допустим сотрудник ГИБДД произвёл досмотр транспортного средства, в протоколе указал одно или несколько из оснований:
- проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве
оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных
устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров
либо ядовитых или радиоактивных веществ;
- проверка обоснованного предположения о наличии орудий совершения либо
предметов административного правонарушения в транспортном средстве или
следов административного правонарушения на транспортном средстве,
осуществил досмотр указанного транспортного средства.
Но я считаю, что таких оснований у него не было.
Что является обоснованным предположением?
Можно в суде оспорить? Или в любом случае сотрудники полиции смогут придумать потом обоснованное предположение?
Добрый день, Алексей!
Можно подать административное исковое заявление в суд общей юрисдикции о признании действии инспекторов противоречащими законодательству.
КАС РФ Статья 218. Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению
1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Перспектива искового заявления зависит от обстоятельств дела, были реально основания для досмотра, каким образом проводился досмотр, соблюдались ли все необходимые процедуры.
Что является обоснованным предположением?
Обоснованным предположением могут быть разные обстоятельства: возможно была ориентировка, похожий автомобиль в розыске и иные обстоятельства.
Алексей, добрый день!
Как Вы сами видите из формулировки, сотруднику полицию достаточно «обоснованно предполагать», чтобы имелись основания для досмотра. При этом, проанализировав судебную практику я не нашел решений, в которых бы суд счел основания для обыска необоснованными.
В основном в решении можно встретить следующую формулировку:
Заявитель мотивировал признание незаконными действий инспектора ДПС по проведению досмотра транспортного средства их необоснованностью. В удовлетворении заявления отказано, так как инспектор производил досмотр на стационарном посту ГИБДД в присутствии двух понятых, во исполнение полномочий, предоставленных ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»
По сути сотрудник полиции может сослаться на подозрительность водителя, схожесть водителя/автомобиля с имеющимися ориентировками и т.д. В связи с этим оспорить данные действия или признать их незаконными представляется маловероятным.
Нужно, на мой взгляд смотреть глубже. Если данный досмотр повлек за собой привлечение к ответственности, необходимо проверять все процессуальные документы и обжаловать решение по совокупности оснований, если они есть.
С уважением, Константин.
Это очень оценочная категория.
Одно из основных направлений деятельности полиции является предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (ст. 2 Закона о полиции).
Статьей 5 закона установлено, что деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
Таким образом, при производстве досмотра транспортного средства речь идет о некоем балансе при ограничении прав граждан.
По поводу конституционности полномочий, ограничивающих права граждан высказался Конституционный суд. http://legalacts.ru/sud/oprede...
Обоснованием для производства досмотра станут весьма формальные доводы о подозрении, которые будут обоснованы выполнением функций полиции по пресечению правонарушений.
Обращение в правоохранительные органы для решения вопроса об уголовном преследовании, на мой взгляд, бессмысленно, тк состава преступления не будет.
Помимо судебного обжалования, за законностью действий полиции надзирают органы прокуратуры, которые полномочны давать оценку (ст. 52 Закона о полиции)
Здравствуйте Алексей!
Досмотр транспортного средства является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ:
В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
На основании п.п. 16 п. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:
осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях досмотр транспортных средств граждан при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества;
В настоящее время действует Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденный Приказом МВД России от 23.08.2017 № 664 (далее по тексту — Регламент № 664).
В соответствии с п. 202 Регламента № 664:
Основаниями для досмотра транспортного средства, то есть обследования транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности, являются:
проверка данных о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ;
проверка данных о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве;
задержание лиц, перечисленных в части 2 статьи 14 Федерального закона «О полиции», передвигающихся на транспортных средствах.
Вместе с тем, до 23.08.2017 действовал Приказ МВД России от 02.03.2009 № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» (далее по тексту — Регламент № 185), в соответсвии с п.155 которого:
Основаниями для досмотра транспортного средства, то есть обследования транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности, являются:
проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ;
проверка обоснованного предположения о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве или следов административного правонарушения на транспортном средстве;
осуществление задержания, административного задержания лица, находившегося в транспортном средстве.
Обратите внимание, при сравнении двух вышеприведенных Регламентов, в ныне действующем регламенте формулировка «проверка обоснованного предположения о наличии» заменена на формулировку «проверка данных о наличии», что справедливо исключает субъективное мнение инспектора в виде предположения при обосновании проведения досмотра. Полагаю, что в составленном протоколе должно быть указано в качестве основания именно «проверка данных о наличии...»
Таким образом, решение может быть обжаловано в порядке установленным Кодексом административного судопроизводства путем подачи в суд административного искового заявления.
Ремарка, в судебной практике так сложилось, что инспектора при старом Регламенте № 185 практически всегда могли обосновать досмотр, используя словосочетание «обоснованное предположение». Сейчас же, в соответствии с новым Регламентом № 664 необходимы «данные о наличии». Вот пускай и попробуют обосновать такие данные о наличии в суде.
С уважением.
Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
То есть если произвели досмотр моей машины с указанием основания «проверка данных о наличии...» значит эти данные должны были быть у инспектора на момент проведения досмотра. Кто предоставляет инспектору эти «данные о наличии...»? Дата, фамилии должности лиц производивших досмотр указаны в протоколе. Значит есть возможность выяснить, имелись ли у инспектора на тот момент «данные о наличии в моём автомобиле чего-то запрещённого»? Вот в чём вопрос. Есть дата, можно выяснить, какие у данного полразделения полиции на тот момент были ориентировки, данные о наличии и т.п. Или это сделать невозможно? Как бороться с произволом полиции?
Если Вы считаете, что сотрудники не правы и без оснований провели досмотр и нарушили существенным образом Ваши права Вы можете подать заявление о проведении проверки на основании и в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ в отношении сотрудников о превышении ими своих полномочий в СУ СК или подать жалобу в прокуратуру.
Я лишь могу предполагать, что оснований для досмотра не было. Как проверить наличие основания на практике я не знаю. Если я подам жалобу о превышениями сотрудниками должностных полномочий, хотя бы проверка в отношении них будет выполнена?