Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Какие требования существуют к помещениям научной организации, осуществляющей обучение аспирантов?
Добрый день!
Мы являемся научной организацией, Центром на правах института РАН, и имеем лицензию на осуществление образовательной деятельности (аспирантура). Своих площадей у нас практически нет, все аспиранты слушали лекции, проходили практики и делали научную работу на территории других институтов, где по совместительству работают наши сотрудники.
Скажите пожалуйста, какие требования существуют к помещениям, которыми должна располагать научная организация, осуществляющая образовательную деятельность в аспирантуре? Какие это должны быть помещения (лекционные комнаты? лаборатории? столовая? библиотека?) и есть ли требования по минимальной площади каждой из них?
Заранее благодарна за ответ!
Здравствуйте, Софья!
При решении этого вопроса необходимо начинать с федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлениям подготовки
кадров высшей квалификации в аспирантуре, который действует по соответствующему направлению.
Например, по направлению подготовки 01.06.01 Математика и механика установлено следующее:
7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом.
7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), и отвечающая техническим требованиям организации, как на территории организации, так и вне ее.
7.1.4. В случае реализации программы аспирантуры на кафедрах, созданных в установленном порядке в иных организациях или в иных структурных подразделениях организации, требования к условиям реализации программы аспирантуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов организаций.
Уточните, какие направления преподают в вашей организации?
Здравствуйте. Как и коллега я не нашла спец. норм которые регулировали бы количество и площадь помещений при обучении аспирантов по дисциплине «Биологические науки».
Фактически в самом стандарте они действительно отсутствуют.
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 30 июля 2014 г. N 871ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯУРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИНАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ
06.06.01 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ7.3.1. Организация должна иметь специальные помещения для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления информации большой аудитории.
Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы аспирантуры, включает в себя лабораторное оборудование в зависимости от степени сложности, для обеспечения преподавания дисциплин (модулей), осуществления научно-исследовательской деятельности и подготовки научно-квалификационной работы (диссертации), а также обеспечения проведения практик. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению зависят от направленности программы и определяются в примерных основных образовательных программах.
Примерные основные образовательные программы до настоящего времени также не утверждены.
В связи с указанным Вам надлежит руководтвоваться общими нормами, а именно:
Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ
(ред. от 02.07.2013)
«Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
«СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009»
(утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10)
(ред. от 03.12.2016)
Отдельные положения данного документа включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521).
4.14.1 По условиям учебного процесса ширина лестничных маршей между этажами в учебном, учебно-лабораторном и лекционно-аудиторном корпусах высших учебных заведений, где на каждом соседнем этаже расчетная численность студентов на этаже более 200, должна быть не менее 1,5 м.
5.11* Площади основных учебных помещений для вновь строящихся общеобразовательных организаций (в дальнейшем — школы), профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования (в дальнейшем — высшие учебные заведения) следует принимать по таблице 5.2*.
5.25 Площадь актового зала (без учета эстрады) следует принимать по расчетному показателю на одно зрительское место, м2, не менее:
в высших учебных заведениях… 0,8.
5.26* Площадь фойе следует принимать по расчетному показателю площади на одно зрительское место в залах, м2, не менее:
высших учебных заведений… 0,6;
5.27 Рекреации образовательных организаций проектируют из расчета на одного учащегося, м2, не менее:
в высших учебных заведениях и профессиональных организациях
дополнительного образования… 0,5.
5.34 Общую площадь библиотеки учебных заведений следует принимать по расчетному показателю площади на одного учащегося (студента), м2, не менее:
в высших учебных заведениях:
технического профиля… 1,1;
гуманитарного и медицинского профиля… 1,3;
культуры… 2,3.
Ширина лестничных маршей между этажами в учебном, учебно-лабораторном и лекционно-аудиторном корпусах высших учебных заведений, где на каждом соседнем этаже находится не менее 200 студентов, должна быть не менее 1,5 м.
6.94* Учебные корпуса образовательных организаций высшего образования следует предусматривать не выше девяти этажей. Увеличение этажности следует предусматривать по специальному заданию исходя из градостроительных требований к месту строительства.
7.24 В актовых залах и аудиториях на 150 мест и более зданий высших учебных заведений, размещаемых в климатических районах III и IV, при наличии технико-экономических обоснований следует принимать оптимальные параметры воздушной среды, а в остальных климатических районах — допустимые параметры, предусмотренные СП 60.13330.
Я не стала выклвдывать все пункты положения, с ними можете ознакомиться здесьhttp://docs.cntd.ru/document/1...
«СП 132.13330.2011. Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования»
(утв. Приказом Минрегиона РФ от 05.07.2011 N 320)
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ
(ред. от 03.07.2016)
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309
(ред. от 18.08.2016)
«Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.12.2015 N 40000)
Ну и так далее.
Возможно Вам стоит обратиться в лицензрующий орган и они Вам предоставят полный перечень законодательных и нормативных актов, которые Вам надлежит исполнить, т.к. именно он осуществляет надзор за соотвествием деятельности образовательной организации требованиям лицензии.
спрашивали про столовую и медпункт, например.
Софья
Я так полагю это из-за инвалидов, т.к. по всем иным изученным мною документам для организации обучения обычных аспирантов, этого не требуется, но по ныне действующему законодательству все образовательные организации обязаны обеспечить организацию образовательного процесса для инвалидов.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Утверждаю
Заместитель Министра образования
и науки Российской Федерации
А.А.КЛИМОВ
08.04.2014 N АК-44/05внМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
В ТОМ ЧИСЛЕ ОСНАЩЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
8.5. Наличие отделения поликлиники или медпункта в образовательной организации.
Отделение поликлиники или медпункт необходимы для оказания первой медицинской помощи; оказания врачебной помощи при травмах, острых и хронических заболеваниях; осуществления лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий (в том числе организацию динамического наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями, длительно и часто болеющими); пропаганды гигиенических знаний и здорового образа жизни среди студентов в виде лекций и бесед, наглядной агитации.
Направление подготовки - биологические науки. В образовательном стандарте я не нашла ответа, к сожалению.
Согласен, формулировки такие же, что и в вышеуказанном стандарте по направлению математика. Предоставлю информацию чуть позже — ищу конкретику.