Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Покупка акций российского предприятия у иностранной компании
Добрый день.
Российская компания (А) хочет купить акции (доли) другой российской компании (В) у двух иностранных юридических лиц, одно из которых зарегистрировано на Кипре (C), другое в Швейцарии (D). С обеими странами имеется Договоры об избежании двойного налогообложения. Как покупатель должен рассчитать сумму налога, уплачиваемую в бюджет источником выплаты (покупателем), если недвижимое имущество, используемое в предпринимательской деятельности, у приобретаемой компании (B) составляет более 50% активов. Какие документы требуется представить налоговых органам для подтверждения рассчета.
Что изменится, если стоимость недвижимости составляет менее 50% активов?
Какими документами подтверждается, что продавец является налоговым резидентом в соответствующей стране?
Добрый день. Вопрос носит спорный характер. Проблема непосредственно Кипрскими компаниями связана с тем, что в соответствии с п. 4 ст.13 Соглашения РФ с Республикой Кипр об избежании двойного налогообложения (в редакции Протокола от 07.10.2010) с 01.01.2017 года доходы резидента Кипра от отчуждения акций и аналогичных прав, более 50% стоимости которых представлено недвижимым имуществом, расположенным в России могут облагаться налогом в России. При этом Минфин ранее пытался доказать, что это возможно и до 2017 года, но в нашем случае это уже неактуально.
Рекомендую ознакомиться со статьей, которая описывает данную ситуацию более подробно непосредственно по Кипру:
www.audit-it.ru/articles/account/tax/a35/828408.html
По Швейцарии соглашение в интересующей части выглядит так:
СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ШВЕЙЦАРСКОЙ КОНФЕДЕРАЦИЕЙ
ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ
НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ
(Москва, 15 ноября 1995 года)
Статья 13
Прирост стоимости капитала
3. Доходы, получаемые резидентом Договаривающегося Государства от отчуждения акций компании, более 50 процентов активов которой прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, расположенного в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве. Настоящий пункт, однако, не применяется в отношении доходов, полученных от отчуждения акций:
a) котирующихся на фондовой бирже, зарегистрированной и признанной таковой в Договаривающемся Государстве, или на другой фондовой бирже — по согласованию между компетентными органами Договаривающихся Государств; или
b) компании, более 50 процентов активов которой состоит из недвижимого имущества,используемого как место ведения ее предпринимательской деятельности.
При этом имеется вот такое свежее Письмо Минфина на указанную тему:
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 сентября 2016 г. N 03-08-05/54267 О налогообложении дохода иностранной организации, полученного от продажи доли в российском обществе, активы которого более чем на 50 процентов состоят из недвижимого имущества
23 сентября 2016
Департамент налоговой и таможенной политики в связи с письмом по вопросу налогообложения дохода иностранной организации, полученного от продажи доли в российском обществе, активы которого более чем на 50 процентов состоят из недвижимого имущества, сообщает, что согласно подпункту 2 пункта 1 и пункту 3 статьи 21, пункту 2 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) право получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах предоставлено налогоплательщикам, плательщикам сборов (статья 19 Кодекса) и налоговым агентам (пункт 1 статьи 24 Кодекса).
Таким образом, письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах Министерством финансов Российской Федерации предоставляются физическим и юридическим лицам только в связи с выполнением ими обязанностей, соответственно, налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.
Вместе с тем сообщаем, что в соответствии со статьей 246 Кодекса иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 309 Кодекса доходы от реализации акций (долей) организаций,
более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), за исключением акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг в соответствии с пунктом 9 статьи 280 Кодекса, относятся к доходам иностранной организации, не связанных с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом.
В соответствии со статьями 286 и 310 Кодекса определены налоговые агенты, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов с доходов,
при этом на физических лиц такая обязанность налогового агента не возложена.
Однако статьей 7 Кодекса установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 (далее — Соглашение) доходы от отчуждения любого имущества иного, чем то, о котором говорится в пунктах 1, 2 и 3 статьи 13 Соглашения, подлежат налогообложению только в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
А.А. Смирнов
ГАРАНТ.РУ: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71393196/#ixzz4aRrqD73f
Данное письмо прямо побуждает налогоплательщиков использовать для проведения соответствующих операций физических лиц, которые после приобретения могут уже продать приобретенные акции (доли) российской организации.
Если же все же рассчитывать налог, то можно учитывать следующее:
Налоговая база по доходам от продажи доли в уставном капитале определяется за вычетом расходов в виде цены приобретения данной доли участником, а также расходов, связанных с ее приобретением и реализацией (п. 4 ст. 309, пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ).
При этом налоговая база по данным доходам и сумма налога, удерживаемая с них, исчисляются в валюте, в которой иностранная организация получает такие доходы. Расходы, произведенные в другой валюте, исчисляются в той же валюте, в которой получен доход, по официальному курсу Банка России на дату осуществления таких расходов (п. 5 ст. 309 НК РФ).
Ставка налога, применяемая к данным видам доходов, составляет 20% (п. 1 ст. 284, п. 1 ст. 310 НК РФ).Перечислить сумму налога, удержанного с доходов иностранной организации, в федеральный бюджет налоговый агент обязан в рублях РФ по официальному курсу Банка России на дату уплаты налога. Данный налог должен быть перечислен в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации (п. 5 ст. 45, п. 2 ст. 287, абз. 7 п. 1 ст. 310 НК РФ).
Консультант+
Какими документами подтверждается, что продавец является налоговым резидентом в соответствующей стране?
Владимир
Здравствуйте, подтверждается это сертификатом резидентства.
Раньше принимали без апостиля, потом практика изменилась. Теперь Минфин выпустил письмо, что можно без апостиля, но заверенный перевод нужен. Но что они решат через несколько лет, сказать сложно
В общем, я бы Вам советовала, все-таки апостилировать сертификаты. Или, если без апостиля, предварительно найти нотариуса, который станет заверять неапостилированный документы.
При этом с Кипром есть соглашение о том, что документы признаются без апостиля. Но нотариусы не соглашаются, во всяком случае, несколько лет назад я с трудом нашла нотариуса, который заверил бы без апостиля
Вопрос: Об апостилировании сертификата резидентства и нотариальном заверении его перевода для целей налогообложения.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 июля 2016 г. N 03-08-13/43631
Министерство финансов Российской Федерации в связи с письмом сообщает следующее.
Статьей 3 Гаагской конвенции от 05.10.1961, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 Конвенции апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
Однако выполнение проставления апостиля не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Гражданского кодекса Российской Федерации обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Таким образом, принятие сертификатов резидентства без апостиля, рекомендованное письмами Минфина России от 05.10.2004 N 03-08-07, от 01.07.2009 N 03-08-13, а также сложившаяся многолетняя практика обоюдно принимать неапостилированные сертификаты, подтверждающие резидентство, представляют собой обычай, не противоречащий Гаагской конвенции.
Также отмечаем, что пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» содержит закрытый перечень видов международных договоров Российской Федерации, подлежащих ратификации.
Таким образом, договоры по вопросу отмены апостилирования не требуют ратификации, поскольку не содержат правила иные, чем предусмотренные законом, и не противоречат Гаагской конвенции.
Также следует отметить, что согласно вышеуказанному письму ФНС России сертификат резидентства, выданный налогоплательщику компетентным органом иностранного государства, должен быть переведен на русский язык согласно пункту 1 статьи 312 Налогового кодекса и верность такого перевода, с учетом положений подпункта 4 пункта 1 статьи 26 Консульского устава Российской Федерации, заверяется консульским учреждением Российской Федерации в соответствующей стране.
Вместе с тем статьей 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате установлено, что нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.
Таким образом, исходя из вышеизложенного позиция, изложенная в письме ФНС России N ОА-4-17/1265@, об апостилировании и заверении перевода сертификата резидентства консульским учреждением Российской Федерации в соответствующей стране не соответствует законодательству Российской Федерации, а также позиции Министерства финансов Российской Федерации.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
И.В.ТРУНИН
26.07.2016
То есть со швейцарской компанией возможно обойтись и без апостиля.
Колковский Юрий
Юрий, можно и с Кипрской компанией обойтись без апостиля. Но я сама потратила массу времени, чтобы найти нотариуса, которым применил бы Соглашение.
А в данном письме и Минфин пишет, что можно без апостиля. Только такое уже было, принимали без апостиля, а потом началась отрицательная судебная практика. Поэтому я и привела письмо, но с оговорками
Еще один момент по поводу подтверждения расходов — п.4 ст.309 НК РФ
4. При определении налоговой базы по доходам, указанным в подпунктах 5, 6 и 9.1 пункта 1 настоящей статьи, из суммы таких доходов могут вычитаться расходы в порядке, предусмотренном статьями 268 и 280 настоящего Кодекса.
Указанные расходы иностранной организации учитываются при определении налоговой базы, если к дате выплаты этих доходов в распоряжении налогового агента, удерживающего налог с таких доходов в соответствии с настоящей статьей, имеются представленные этой иностранной организацией документально подтвержденные данные о таких расходах.
Во-первых, обратите внимание, что документы надо получить до выплаты денежных средств. Это относится и к сертификату
Во-вторых, что касается документально подтвержденных расходов — если будете применять это положение, запросите все документы, которые есть у иностранной компании. Привожу письмо в отношении другого подпункта, подп.6, указанного в этой норме. Обратите внимание, что речь идет о договоре и платежных документах. То есть, по аналогии, в отношении подп.5 п.1 ст.309 НК РФ, могут быть также затребованы и договоры, и платежные документы.
Вопрос: О ставке налога на прибыль в отношении доходов иностранной организации от реализации недвижимого имущества, находящегося в РФ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 апреля 2016 г. N 03-08-05/19176
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с обращением относительно налогообложения доходов иностранной организации от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, сообщает следующее.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и пункту 1 статьи 310 Кодекса доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов, за исключением случаев, установленных пунктом 2 статьи 310 Кодекса.
Пунктом 4 статьи 309 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по доходам, указанным в подпункте 6 пункта 1 статьи 309 Кодекса, из суммы таких доходов могут вычитаться расходы в порядке, предусмотренном статьей 268 Кодекса.
Указанные расходы иностранной организации учитываются при определении налоговой базы, если к дате выплаты этих доходов в распоряжении налогового агента, удерживающего налог с таких доходов в соответствии со статьей 309 Кодекса, имеются представленные этой иностранной организацией документально подтвержденные данные о таких расходах (например, договор купли-продажи объекта недвижимости и платежные документы).
В соответствии с пунктом 1 статьи 310 Кодекса налог с дохода, указанного в подпункте 6 пункта 1 статьи 309 Кодекса, исчисляется с учетом положений пункта 4 статьи 309 Кодекса по ставкам, предусмотренным пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса. В случае если расходы, указанные в пункте 4 статьи 309 Кодекса, не признаются расходом для целей налогообложения, с таких доходов налог исчисляется по ставкам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 2 статьи 284 настоящего Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.С.КИЗИМОВ
05.04.2016
По определению доли Минфин пишет следующее:
В этом случае российская организация перестает быть источником дохода и не должна производить выплату налога за иностранную организацию, не имеющую представительства в РФ, в качестве налогового агента с указанной сделки.
Юрий, спасибо. И в этом случае надо только подтвердить, что продавец является налоговым резидентом в соответствующей стране? На основании каких документов?