Бесплатная консультация юриста в Москве
8 499 705-84-25
Поиск

Консультируйтесь с юристом онлайн

392 юриста готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
392 юриста сейчас на сайте
  1. Категории
  2. Гражданское право

Штрафы за отказ от путевки

22.07.2012 заказали у турфирмы отдых в Хорватии с 03.08. по 11.08. Сразу заключили договор. Ночь подумав, решили, что сами оформим визы и забронируем номера в гостинице. На следующее утро я побежала и отказалась от договора. Турфирма приняла заявление о расторжении договора, вернула стоимость путевки, за исключением 20 евро, которые пообещали вернуть позже. Вчера турфирма прислала сообщение, что, мол, туроператор ее предупредил, что аннулирование брони в августе влечет за собой высокие штрафы. 20 евро они оставили за собой, чтобы погасить штрафные санкции, которые им выставит туроператор. Теперь турфирма сообщает, что административные штрафы будут намного выше. Сможет ли турфирма требовать от нас оплатить штрафы выдвинутые туроператором? Ведь заключение и расторжение договора осуществилось буквально за сутки. Туроператор не мог потерять клиентов.

26 Июля 2012, 07:53, вопрос №12814 Пользователь, г. Ростов-на-Дону
180 стоимость
вопроса
вопрос решён
Свернуть

Ответы юристов (5)

  • Юрист - Дюкарев Алексей
    получен
    гонорар
    36%
    Юрист
    Общаться в чате

    Добрый день!

    Согласно положениям Гражданского кодекса:


    Статья 450
    1. Расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

    Статья 782
    1. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

    При этом необходимо учитывать положения статьи 32 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей":


    Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

    Таким образом основанием для расторжения договора в данном случае будет являться возможность одностороннего отказа от исполнения договора, которая предусмотренна законом.


    Согласно статье 453 Гражданского кодекса:
    5. Если основанием для расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.

    Из изложенного следует, что турфирма не вправе требовать возмещения ей убытков (в виде штрафов от туроператора), в связи с тем, что договор Вами был расторгнут односторонним отказом Вами от исполнения договора, а не в связи с существенным нарушением Вами договора.

    При этом, исходя из вышеизложенных положений закона при расторжении договора в одностороннем порядке Вы должны возместить турфирме фактически понесенные расходы. Но эти расходы должны быть понесены фирмой до момента расторжения договора, то есть ими не могут быть штрафные санкции, выставляемые турфирме туроператором.

    Если турфирма не понесла никаких затарат до момента расторжения договора, то она обязана возместить Вам и 20 евро.

    26 Июля 2012, 08:04
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Давлятчина Любовь Юрьевна
    получен
    гонорар
    36%
    Юрист, г. Санкт-Петербург
    Общаться в чате

    Добрый день.

    В данном случае взыскание (удержание) с Вас штрафа не законно.

    Пункт 1 ст. 782 ГК РФ предусматривает, что заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Аналогичная норма содержится в ст. 32 Закона о защите прав потребителей, где установлено право потребителя отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
    Согласно Письму Роспотребнадзора от 31.08.2007 N 0100/8935-07-32 включение в договор положений об удержании с потребителя в пользу туроператора при расторжении договора части денежной суммы, внесенной в счет договора в виде фиксированных сумм, в том числе в процентном отношении к цене услуги, не основано на нормах права и является правонарушением (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ).
    Пименение санкций со стороны турагентства не соответствует текущему законодательству, поскольку неустойка либо штраф, согласно ст. 330 ГК РФ, являются мерой ответственности за нарушение стороной своих обязательств, а возможность отказа туриста от исполнения договора предусмотрена законодательством. Следовательно, отказ не является нарушением договора и какая-либо санкция в этом случае неприменима.

    Рекомендую Вам написать письменную претензию к вашему агентству, с требованием о возврате полной суммы, если откажут, то не оставлять все как есть, а обращаться в соответствующие органы за защитой своих прав, например в Роспотребнадзор или сразу в суд.


    26 Июля 2012, 08:05
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    в суд обращаться у меня не хватит нервов, а вот в Роспотребнадзор напишу заявление. Если турфирма хочет повесить на меня штраф, пускай идет в суд.
    26 Июля 2012, 08:17
  • Юрист - Дружкин Максим Сергеевич
    Дружкин Максим Сергеевич
    Юрист, г. Москва
    • 1103ответа
    • 247отзывов

    Анализ договоров между туроператорами и турагентами показал, что практически все они включают положения об аннулировании подтвержденного туроператором и оплаченного турагентом (туристом) тура следующего содержания: в случае отказа турагента от турпродукта он обязан уплатить туроператору штраф в размере фактически понесенных затрат. Иногда величина штрафа рассчитывается в процентах от стоимости турпродукта. Например, при отказе от заявки, когда до начала заезда осталось:

    - более 10 банковских дней - 10%;

    - от 10 до 5 банковских дней - 50%;

    - менее 5 банковских дней - 100%.

    Встречаются также формулировки об уплате штрафа в сумме фактически понесенных расходов, увеличенных, например, на 10%. Турагент, в свою очередь, заключая договор с туристом, пытается перенести указанные положения в договор о реализации туристского продукта. При этом он рискует быть привлеченным к административной ответственности. Так, на сайте Арбитражного суда Красноярского края обнародована информация о проигрыше турфирмы в споре с Роспотребнадзором о правомерности включения в договор с туристом следующего положения: менее чем за 5 суток до начала путешествия туристская путевка возврату не подлежит. Подобные условия ущемляют право потребителя отказаться от исполнения договора в любое время (предусмотрена ответственность по п. 2 ст. 14.8 КоАП РФ).

    В свете выпущенных Правил оказания услуг по реализации туристского продукта турагент, действующий от своего имени, приобретает статус исполнителя по договору с туристом, он обязан сообщить последнему, что туристическую услугу фактически оказывает туроператор (ст. 10.1 Закона N 132-ФЗ). Следовательно, мы имеем дело с договором возмездного оказания услуг, поэтому нужно обратиться к гл. 39 ГК РФ. Откроем ст. 782: "Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов".

    По смыслу указанной нормы, понесенные исполнителем расходы должны быть обусловлены его действиями по исполнению принятых обязательств по договору возмездного оказания услуг. Пункт 1 ст. 782 ГК РФ регулирует те случаи, когда исполнитель понес расходы в счет еще не оказанных услуг в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора

    Аналогичная п. 1 ст. 782 ГК РФ норма содержится в ст. 32 Закона N 2300-1: "Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору".

    В качестве "данного" в указанной норме фигурирует договор на приобретение турпродукта, заключенный туристом либо с туроператором, либо с турагентом (действующим от своего имени). И тот и другой договор согласно ст. 10 Закона N 132-ФЗ должны соответствовать законодательству о защите прав потребителей. В нашем случае это означает, что при отказе от турпродукта турист возмещает исполнителю фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору о реализации турпродукта. Отметим два момента: во-первых, неважно, у кого приобретался турпродукт, во-вторых, согласно ст. 10.1 Закона N 132-ФЗ договор о его реализации всегда исполняет туроператор, соответственно, он несет фактические расходы и определяет их размер.

    Таким образом, при отказе туриста от путевки турагент не вправе под видом возмещения фактических затрат предъявлять к оплате в их составе штрафные санкции, которые предусмотрены договором между ним и туроператором. Основной аргумент - согласно общим правовым принципам недопустимо, чтобы турист, приобретающий один и тот же продукт, при отказе от него возмещал разные суммы: туроператору - понесенные им затраты, а турагенту - понесенные туроператором затраты плюс штраф по договору между ТО и ТА. Кроме того, следует четко представлять, что турагент работает по посредническому договору, поэтому денежные средства, перечисленные им туроператору в счет оплаты турпродукта, не могут быть признаны в качестве фактических затрат, связанных с исполнением договора. Условно - это выручка туроператора, поступившая от туриста, турагент лишь участвует в расчетах между ними. Более того, платеж турагента по посредническому договору не является фактическими затратами, связанными с реализацией турпродукта, и для туроператора. Например, если полностью оплаченный тур аннулирован за день до начала путешествия и договором между ТО и ТА предусмотрено, что 100% стоимости турпродукта остаются у туроператора, это не означает, что турист должен полностью оплатить путешествие, в которое он не едет.

    С учетом изложенного, при Вашеим отказе от туруслуг, который оформлен сошлашением сторон, взыскание с Вас штрафных санкций не законно, и действия агентства можно обжаловать, а точнее в соответствии с Законом "О защите прав потребителей" обратиться с иском в суд, если Вы уже заплатили указанную сумму, или сообщить о данном факте в Роспотребнадзор. Желаю Вам удачи! Всего доброго...

    26 Июля 2012, 08:28
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Дюкарев Алексей
    получен
    гонорар
    36%
    Юрист
    Общаться в чате

    Продолжение ответа

    Для того чтобы вернуть и оставшиеся 20 евро, Вы можете обратиться к турфирме с письменной претензией. Если они несли какие-либо затараты, в связи с исполнением договора, то такие затраты должны быть подтверждены турфирмой документально и представленны Вам. Если затраты не могут быть подтверждены турфирмой, то они обязаны возратить Вам и эти 20 евро.

    Более того, если в заключенном Вами договоре, предусмотренно условие об удержании с Вас в пользу турфирмы при расторжении договора части денежной суммы, внесенной в счет договора в виде фиксированных сумм, в том числе в процентном отношении к цене услуги, турфирма подлежит административной ответственности по части 2 статьи 14.8 Кодекса об административных праовнарушениях, за:

    Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, что влечет наложение:

    административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

    При наличии указанного условия в договоре, Вы вправе обратиться с заявлением в Роспотребнадзор, для привлечения турфирмы к административной ответственности.

    С уважением, Алексей.

    26 Июля 2012, 08:42
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Киселев Александр Викторович

    1.Согласно п.50 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"


    Применяя законодательство о защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).

    2.В связи с этим, направьте жалобу в Федеральное агентство по туризму.

    3.Согласно ст. 16 закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

    Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

    4.Обязательно направьте претензию другой стороне о расторжении договора и возврате денежных средств уплаченных по договору в течении десяти дней с момента получения претензии.

    Претензию направьте заказным письмом с уведомлением с описью ценного вложения, причем в два адреса - турагента и туроператора.

    5.ДВЕ жалобы в Роспотребнадзор и Федеральное агентство по туризму.

    28 Июля 2012, 22:52
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
stats