Юрлов Игорь Алексеевич Автор статьи Юрист сайта Правовед.RU |
Данная статья, прежде всего, предназначена для индивидуальных предпринимателей, т.к. они ведут свою деятельность, как правило, «в одиночку», не имеют штата сотрудников, а тем более – штатных юристов. Однако этот материал ни в коем случае не призван «заменить» профессионального юриста. Основная его задача – в общих чертах познакомить человека с таким «загадочным и глубоким» явлением под названием «интеллектуальная собственность»
Зачем в этом нужно хоть немного разбираться
Каждый из нас рано или поздно сталкивается лицом к лицу с таинственным (на первый взгляд) понятием «интеллектуальная собственность». При этом большинство людей, не имеющих юридического образования, достаточно расплывчато представляют себе содержание этой правовой категории. Конечно, можно задаться вопросом: а зачем это мне нужно? Разбираться в какой-то там «собственности», пусть даже и «интеллектуальной». Ведь веду я свой бизнес, в ус не дую, маечки с «принтами» продаю, а может кружки с изображениями известных героев известных мультфильмов.…Одним словом – идиллия, да и только. Но разбираться в этом просто необходимо, особенно в тех случаях, когда та или иная деятельность непосредственно связана с использованием изображений, фотографий, товарных знаков и т.д. Такие знания в будущем уберегут от необоснованных расходов, размер которых может быть весьма существенным. А в случае возникновения каких-либо спорных отношений с правообладателем человеку, имеющему базовые знания, будет легче понять, что от него хотят. Кроме того, можно будет «контролировать» нанятого юриста, чтобы он ненароком не ввёл клиента в заблуждение.
Но что же будет, если всё-таки «плюнуть» на эту самую «интеллектуальную собственность» и «не париться»? Вот об этом и будет наше сегодняшнее повествование. Расскажем типичную историю, с которой множество людей (по большей части, конечно, предпринимателей) приходят к юристам и начинают жаловаться на жизнь.
Далее нам придётся использовать некоторые юридические термины, не заменяя их «бытовыми аналогами». Безусловно, будет приводится их разъяснение простым языком. Это нужно для того, чтобы у читателя сразу закладывалось чёткое понимание ситуации. Если же использовать исключительно бытовую терминологию, то в дальнейшем возникнет путаница и неправильное понимание сути той или иной ситуации, что нам никак не нужно.
В одном небольшом провинциальном городке жил-был индивидуальный предприниматель. Был у него маленький офис в центре, в котором он днями и ночами занимался тем, что по заказу клиентов изготавливал сувенирные футболки, кружки, значки и прочие товары. Но не простые, а золотые (шутка) – с разными картинками. Наносил их методом сублимации и затем отдавал клиентам. Много денег он не брал, поэтому клиентов у него было – хоть отбавляй. Особенно перед «традиционными праздниками» – Новым годом, Международным женским днём. Работал он, работал, и в один прекрасный день приходит ему конвертик, с почтовыми штампами, от некого гражданина. Ну, думает он, опять реклама, как же они надоели. Хотя, может быть это претензия недовольного гражданина-потребителя? Ведь его майки или кружки могут быть и из Китая (про Алиэспреесс знают все), а там, бывает, делают не очень качественный товар. С этими мыслями открывает он этот конвертик, достаёт из него сложенный вдвое листок, а может быть и целую пачку листов, и начинает читать: «Такому-то ИП, от гражданина Петрова»….Вроде начало неплохое….Дальше…Претензия.…Так, понятно. Стоп! О чём, о чём? О нарушении авторских прав!
Вот это новость, думает он….Вроде же авторские права к нему никаким боком, он же только маечки продаёт, правда с картинками…Стоп, вот именно, что с картинками!
Прочитав претензию, предприниматель начинает понимать её суть….Оказывается, что пишет ему гражданин, который является автором (или правообладателем, об этом поговорим позже) той самой картинки, которую он благополучно «скачал» из Интернета, из тех самых «ЯндексКартинок» или какого-нибудь «фотобанка»), и вот уже почти месяц печатаем её на наших маечках и кружках, а ещё брелоках, флэшках, календариках...
Причём, к претензии гражданин заботливо приложил копию чека на покупку у нас этой самой многострадальной маечки, плюс её фотографию. И просит то он всего-навсего выплатить ему компенсацию за нарушение исключительного права (или авторских прав, варианты просительной части могут быть различными, но суть требований от этого не меняется) в размере 30 000 рублей. Да фиг с ним, подумает наш предприниматель, не буду ему платить: «мутная» какая-то претензия….Но там, внизу листка, то есть приписочка: «в случае неудовлетворения моей претензии я буду вынужден обратиться в суд»…А ведь в суд то ему не очень хочется идти: мало того, что он не понимает, что им вообще нарушено, так ещё и на юристов тратиться. А если действительно придётся тратиться на этих самых юристов, то полезно будет и самим хоть что-то понимать в этом. Готовы? Поехали….
Про интеллектуальную собственность в целом
Итак, для начала попытаемся разобраться с загадочной категорией «интеллектуальная собственность». Мы вроде знаем про собственность – слово это на слуху, да и что греха таить – все хотят быть собственниками: домов, автомобилей, квартир, кто-то самолётов….Ну и прочей мелочи в виде мебели, инструмента, одежды. Но вот что такое эта самая интеллектуальная собственность, нам так и не понятно, но в то же время обывателю знакомы такие категории, как «произведение литературы или искусства», «изобретение», «товарный знак». Однако используя эти слова, мы порой совершенно не знаем, что они на самом деле из себя представляют. Нарисуем одну простую схему:
Так вот, оказывается, что право интеллектуальной собственности делится на разные сферы (или «институты», если говорить профессиональным языком). В каждой такой сфере есть свои охраняемые объекты, они как раз и указаны в схеме. В общем все эти объекты именуются в законе «результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».
Суть этого деления в том, что оно происходит в зависимости от типа охраняемого объекта: так, а авторском праве это произведения науки, литературы и искусства, в патентном праве – изобретения, полезные модели и промышленные образцы, а в средствах индивидуализации – товарные знаки, знаки обслуживания и т.д. И у каждого объекта свой правовой режим, несколько отличающийся от «соседа». Но вместе с тем, есть общие правила, применимые ко всем типам объектов интеллектуальной собственности, о которых мы сейчас и поговорим. Надо отметить, что эта схема не отражает всех объектов, входящих в право интеллектуальной собственности, однако для первоначального изучения вопроса этого будет вполне достаточно. Да и лишний раз перегружать читателя нельзя. Но идём далее, к этим самым правилам.
Три простых правила
1. Правило первое. У каждого объекта есть свой «собственник», который юридически именуется «правообладателем». Им может быть, как и простой обыватель-гражданин (юридически именуемый «физическим лицом»), а также организация (юридическое лицо), и больше того – целое государство.
Сначала правообладателем обычно является тот, кто создал объект. В случае с картинками – это их автор, физическое лицо. В дальнейшем автор может передать право на эту картинку любому лицу, в том числе и организации. Здесь следует отменить, что автором может быть исключительно человек.
Таким образом, «лежащая» в сети картинка, даже если она кажется Вам «бесхозной», всегда имеет своего правообладателя. Некоторые из них спят и видят, кого бы «поймать» за нарушение их прав.
2. Правило второе. Использование любого объекта не допускается без согласия правообладателя, кроме нескольких случаев, прямо указанных в законе. Таких случаев совсем немного, и, например, применительно к произведениям науки или искусства они сводятся к различным видам цитирования, использования произведений библиотеками и тому подобное. Явно не наш случай с майками или кружками. Поэтому, если кто-либо желает, к примеру, изготавливать кружки с изображением героев мультфильмов «Смешарики» или «Фиксики», то для этого обязательно надо заключать соответствующий договор с правообладателем этих объектов.
3. Правило третье. Нахождение того или иного объекта «в общем доступе» (например, в сети «Интернет») не даёт вам права на его использование. Однако этим очень любят оперировать многие люди: а что, ведь картинка свободно «лежит» в сети, вот я её и взял. Запомните: никакой свободы тут нет. Суды неоднократно говорили, что Интернет не является «местом свободного посещения», в отличие, например, от музея или картинной галереи. И просто прийти в сеть и взять то, что тебе понравилось, не спрашивая об этом правообладателя, нельзя.
Зная и чётко соблюдая данные правила, мы застрахуем себя от неприятных ситуаций в будущем и сохраним свои деньги.
Про «исключительное право»
В отношении любого объекта правообладателю принадлежит исключительное право на него, а ряде случаев – иные права. Под исключительным правом понимается возможность правообладателя любым способом осуществлять использование такого объекта, а также он может разрешать или запрещать такое использование любым третьим лицам. Например, в отношении картинки – изображения «Лосяша» из «Смешариков» правообладатель может делать всё, что ему вздумается: распространять это изображение любыми способами, разрешать другим лицам печатать плакаты с ним и т.д. Другими словами, полномочия правообладателя в некотором роде схожи с полномочиями любого собственника обычной вещи.
Исключительное право возникает у правообладателя несколькими путями, в зависимости от сферы:
В авторском праве (а также в отношении объектов смежных прав) – «автоматически», с момента создания произведения или иного объекта;
В патентном праве – с момента государственной регистрации объекта и выдачи соответствующего документа на него;
Для средств индивидуализации – либо с момента государственной регистрации, либо «автоматически» при создании объекта.
Кроме того, в отличие от «обычного права собственности», исключительное право не бесконечно и действует только чётко определённый период времени:
Сфера | Название объекта | Момент возникновения исключительного права | Срок действия исключительного права |
Авторское право | Произведения различного рода | С момента их создания | Жизнь автора + 70 лет после его смерти |
Смежные права | Исполнение | С момента их создания | Жизнь исполнителя (но не менее 50 лет после осуществления исполнения) |
Фонограмма | 50 лет после года, в котором она была создана | ||
Патентное право | Изобретение | С момента выдачи патента | 20 лет |
Полезная модель | 10 лет | ||
Промышленный образец | 5 лет | ||
Средства индивидуализации | Товарный знак | С момента государственной регистрации | 10 лет, с возможностью неоднократного продления |
Знак обслуживания | |||
Фирменное наименование | С момента государственной регистрации юридического лица | До тех пор, пока существует юридическое лицо | |
Коммерческое обозначение | С момента создания объекта | Пока оно используется |
В данной таблице приведены основные объекты (но перечень неполный), с которыми чаще всего на практике возникают проблемы. Для чего нужно знать эти сроки? А для того, чтобы, наткнувшись в «Интернете» на то или иное изображение, примерно «прикинуть», действует на него исключительное право или уже нет…Если, к примеру, Вам понравилась картинка, нарисованная в XIX веке и Вы хотите производить магниты с ней, то её можно использовать для этой цели без проблем – автор давно умер и срок действия исключительного права на неё истёк. Однако всё-таки большинство объектов, «имеющихся в сети», в настоящее время является охраняемым и просто так их взять нельзя, надо для начала разыскать правообладателя и обсуждать все вопросы с ним.
Кроме исключительного права, на некоторые объекты существуют и иные права, называемые в законе «личные неимущественные». Например, у автора литературного произведения есть право на использование своего имени или псевдонима при распространении произведения. Такие права неотчуждаемы, бессрочны, никуда не переходят. На практике нарушение этих прав, конечно, возможно, но оно встречается не так часто, как нарушение исключительного права, поэтому в рамках этой статьи мы на этом останавливаться не будем.
Далее, рассмотрим подробнее различные нюансы использования тех или иных объектов, а также проблемы, встречающихся на практике.
Про авторское право и смежные права
Как уже упоминалось, объектами авторского права выступают произведения различного рода, например, картины, стихи, проза, фотографические произведения. К произведениям относится и компьютерные программы.
Исключительное право на произведение сначала принадлежит его автору, т.е. он является правообладателем. Однако в дальнейшем он может заключить с кем-либо соответствующий договор, и правообладателем станет другое лицо.
После смерти автора (если на её момент он был правообладателем, то исключительное право переходит к его наследникам) оно действует ещё в течение 70 лет. Поэтому, например, если Вам нужно издать сборник стихов авторов эпохи 50-х годов, после смерти которых ещё не прошло 70 лет, необходимо получить разрешение на использование таких произведений у их наследников (или иных правообладателей).
Кроме исключительного права, автору всегда принадлежит ряд неимущественных прав, основные из которых – право на имя и право на неприкосновенность произведения.
Смежные права
Наименование «смежные» говорит нам о том, что эти права тесно связаны с авторским правом. Самыми распространёнными объектами смежных прав являются исполнения и фонограммы. Есть и другие объекты, но сейчас о них мы говорить не будем.
Что такое исполнение и фонограмма? Для того, чтобы понять это, представим следующую ситуацию. Композитор написал музыку, а другой гражданин – слова к этой музыке. А затем третий гражданин вышел на сцену в каком-нибудь концертном зале, и под эту музыку спел эти слова. Вот то, как он их произносил, и есть это самое исполнение. Потом к нему после концерта подошли представители звукозаписывающей компании и предложили записать «диск» (или, как иногда модно говорить, «пластинку»). Пригласили его в студию, там он спел, и получившаяся запись на диске является вторым объектом – фонограммой.
Как и в случае с авторским правом, использование исполнения и фонограммы возможно только с согласия их правообладателя. В нашем примере им будет сам певец (в отношении исполнения) или звукозаписывающая компания (в отношении фонограммы).
На практике основные споры в основном возникают по поводу использования фонограмм. Как правило, истории однотипные: «У меня есть кафе, я в нём установил караоке, мы поём песни под «фанеру», а тут вдруг пришла претензия от какой-то организации, что мы нарушаем их права…». «Конечно, нарушают» – скажет юрист, ведь они просто «взяли» из интернета трек с записью исполнения и использовали его для караоке.
Поэтому в таких случаях всегда надо сначала спрашивать разрешение правообладателя, а уже потом песни в караоке петь.
Про патентное право
В отличие от авторского права, круг объектов патентного права чётко очерчен законом, их всего три: изобретение, полезная модель и промышленный образец. Не будем сейчас вдаваться в подробное описание каждого из них, но отметим лишь общую тенденцию: все эти объекты представляют из себя либо вещи, либо способ воздействия на вещи, либо внешний вид вещей. Например, способ «получения бензина из нефти путём её отстаивания в дубовых бочках» будет изобретением, а внешний вид (дизайн) женской сумочки от всемирно известной итальянской компании Furla – промышленным образцом.
Исключительное право на эти объекты возникает только после их государственной регистрации и выдачи патента. Конечно, «рядовой» предприниматель вряд ли столкнётся с изобретениями, но вот с промышленными образцами – вполне реально. Например, осуществление пошива одежды «под марку», когда заимствуется внешний вид изделия (расположение швов, кнопок и др. элементов). Поэтому, производя No-Name кроссовки «под Nike» знайте, что шанс получить «заветный конвертик» от правообладателя (как герой нашей истории) весьма высок.
Про средства индивидуализации
Средства индивидуализации созданы для того, чтобы участники общественных отношений могли отличать один товар или услугу от другого товара или услуги, либо одну организацию от другой. К ним, прежде всего, относится товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование и коммерческое обозначение. Есть ещё наименование места происхождения товаров, но о нём сейчас говорить не будем, ведь шампанское или коньяк индивидуальные предприниматели производят не часто.
Товарный знак (равно как и знак обслуживания) – самый узнаваемый и самое распространённое средство индивидуализации. Они индивидуализируют либо товар (наносятся на него или на упаковку), либо услугу (обычно знак изображается на документации – чеках, квитанциях и т.д.). Проблемы у предпринимателей чаще всего возникают именно с ними. Наш герой из истории, приведённой в начале этой статьи, мог, кстати, вполне «попасть» и на такую претензию…
Дело в том, что в настоящее время стало очень популярным регистрировать в качестве товарных знаков различные изображения, особенно – героев мультфильмов. «Маша и Медведь», «Смешарики», «Фиксики», «Лунтик» – все эти персонажи могут быть использованы как товарный знак. Причём, одновременно одна и та же картинка может быть и объектом авторского права (произведением), и быть зарегистрирована как товарный знак. Отсюда при их неправомерном использовании возникает два нарушения: исключительного права на произведение и исключительного права на товарный знак, причём второе – серьёзней, т.к. правообладателем товарного знака может быть только предприниматель или юридическое лицо, которые могут иметь в штате своих юристов. Поэтому претензии от них, как правило, написаны грамотно и чётко, да и суммы требований будут немаленькими.
Исходя из всего написанного, внимательно подходите к вопросу использования той или иной картинки (изображения), можно проверить их по базе товарных знаков.
Что же касается фирменного наименования, то оно представляет из себя «логотип» организации, юридического лица. В свою очередь, коммерческое обозначение – это прежде всего вывески, например – «Парикмахерская Людмила». Использование как первого, так и второго, без надлежащего разрешения также неправомерно.
О компенсациях, или «прощайте ваши деньги»
Теперь поговорим о компенсациях. Как и в нашей истории, основе требование правообладателя к нарушителю исключительного права – это выплата денежной компенсации. Размер компенсации может быть весьма внушительным и составлять несколько миллионов рублей, но каких-либо чётких установок по её конкретным размерам в законодательстве нет. Поэтому вначале её размер определяет сам правообладатель, который должен обосновать эту сумму, а впоследствии суд может её скорректировать, и, как правило, в сторону уменьшения. В настоящее время в законе установлены такие пределы:
Сфера | Минимальный размер, руб. | Максимальный размер, руб. | Альтернативный вариант |
Авторское право | 10 000 | 5 000 000 | В двукратном размере от:
|
Смежные права | |||
Патентное право | |||
Средства индивидуализации |
Кроме того, правообладатель вправе выбрать иной способ исчисления размера: исходя либо из стоимости контрафактных товаров, либо из стоимости права использования объекта, если был бы заключён договор с правообладателем.
Например, размер компенсации, взысканной судом за нарушение индивидуальным предпринимателем исключительного права на товарный знак при реализации им товара, содержащего изображения товарных знаков истца "Смешарики", "Нюша", "Ежик", "Лосяш", "Совунья", "Пин", "Крош", "Бараш", "Кар-Карыч", "Копатыч", составил 100 000 рублей, плюс судебные расходы (пошлина, представительство и прочее). Есть и другие примеры, где суммы гораздо внушительнее. Согласитесь, для предпринимателя из провинции это существенные деньги. Поэтому, стоит ли рисковать такими суммами и своей репутацией ради сиюминутной выгоды?
Что же делать?
В первую очередь помнить простое правило – предупреждён, значит вооружён. Нельзя просто так брать картинки из Интернета и печатать их на всём подряд. Помнить, что интернет – это не зона свободного доступа.
Если уж хочется что-то позаимствовать, лучше найти правообладателя и спросить у него разрешения на это.
Возвращаясь к нашей истории, к сожалению, констатируем факт, что требование автора законно, поэтому смысла «озадачивать» юристов требованием «соскочить» с этой претензии не стоит. Это будет и пустая трата денег, и времени. Если уж виноват, то лучше это признать и попытаться договориться с правообладателем в досудебном порядке. Как правило, они идут на встречу и изначально предъявленная ими сумма может уменьшиться на 20-30%, а то и вдвое. В случае же судебного спора Вам придётся возмещать ещё и судебные издержки, которые могут к тому же оказаться не такими маленькими.
Конечно, всех аспектов права интеллектуальной собственности рассмотреть в рамках данной статьи невозможно, но надеемся, что она поможет Вам получить тот минимум знаний, который избавит от глупых ошибок в Вашей предпринимательской деятельности.
Эта статья участвует в Конкурсе на лучшую бизнес-статью.
Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |