• Журнал
  • Регистрация юридических лиц

Хорошо ли быть типовым

Уставы для ООО
Дарья Буняк
Автор статьи
Юрист сайта Правовед.RU

Представим, что мы хотим создать общество с ограниченной ответственностью – ООО. Для его регистрации понадобится собрать, а вернее создать, целый пакет документов. Одним из самых серьезных, объемных и дорогих в этом перечне является Устав – учредительный документ ООО. Например, при его разработке легко забыть включить в него какое-либо важное для жизни общества положение. Также довольно сложно проходит его согласование со всеми заинтересованными лицами.

Для облегчения жизни, как вновь создаваемых ООО, так и уже существующих и при этом желающих сделать свой устав более гибким и кратким, частью второй статьи 52 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что юридические лица могут действовать на основании типового устава ООО, утвержденного ФНС.

Однако долгое время указанную норму невозможно было применить - типовые уставы не были ни утверждены, ни даже разработаны. Ситуация изменилась в 2018 году, когда Минэкономразвития России утвердило приказ от 1 августа 2018 года № 411, вступающий в силу с 24 июня 2019 года, которым наконец утверждены 36 типовых уставов.

Положительные моменты существования типовых уставов

Возможно выделить ряд положительных моментов, связанных с существованием типовых уставов:

Подобные уставы существенно упрощают процедуру создания ООО, так как будущим учредителям не нужно их сочинять самим или обращаться с этой целью к юристу. Они уже готовы и утверждены полномочными органами.

Читайте также
«Без нотариуса»: продать квартиру стало проще?

Представлять такой учредительный документ в ИФНС при регистрации юридического лица не нужно, ему даже не надо придавать бумажную форму. Это ведет к сокращению затрат как учредителей, так и регистрирующего органа, на хранение, выдачу удостоверенных экземпляров. Такие уставы универсальны, в них отсутствует информация о наименовании, месте нахождения, размере уставного капитала - все подобные данные отражаются в ЕГРЮЛ.

Поэтому при изменении подобных данных не возникнет необходимости корректировать учредительный документ. При изменении на законодательном уровне регулирования деятельности ООО учредителям не потребуется вносить в них правки. Их вносит уполномоченный орган самостоятельно. Юридические лица не обязаны представлять такой устав контрагентам, нотариусу или в банк, так как его текст размещен на сайте налоговой службы.

К «плюсам» можно отнести и то, что согласно Приказу создано весьма большое разнообразие типовых уставов – 36. Подобные положительные моменты были отмечены и Федеральной налоговой службой. Сейчас ею разрабатывается специальный сервис типовых уставов для удобства их поиска, но к сожалению, пока он не действует.

Читайте также
N 44-ФЗ ст 103. Реестр контрактов, заключенных заказчиками

Содержание типовой формы Устава ООО 2019 года

Как уже было отмечено, на данный момент свой Устав возможно выбрать из 36 утвержденных вариантов. Их можно сравнить по ключевым параметрам и выбрать наиболее подходящий для конкретного ООО учредительный документ. Например, по таким отдельным параметрам или их совокупности:

  • предусмотрен ( №№ 2, 14, 20, 26) или нет ( №№ 1, 13, 15, 16, 17, 18, 19) выход участника из общества;
  • есть ли обязанность в получении согласия участника ООО на передачу доли третьему лицу (№№ 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29) или согласие не нужно (№№ 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28, 33, 34). При этом необходимо учитывать, что согласно Федеральному закону N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» участники имеют преимущественное право покупки доли или части доли участника, что в типовых уставах не отражено;
  • возможно произвести отчуждение своей доли другому участнику без согласия остальных (№№ 3, 4) или такой возможности нет (№№ 5, 6);
  • переходит (№№ 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10) или нет ( №№ 6, 12, 18) доля к наследникам или иным правопреемникам без согласия остальных участников;
  • требуется ли нотариальное заверение для подтверждения принятого общим собранием ООО решения (№№ 1, 2, 3, 4, 5) или достаточно подписания протокола всеми участвующими в общем собрании (№№ 23, 24, 25, 26, 27);
  • как формируется единоличный орган, например ООО с одним учредителем, избирается ли директор (№№ 1, 2, 3, 4, 5, 19, 20, 21, 22, 23) или нет №№ 7, 8, 9, 10, 11, 12).
Учредителю ООО необходимо просмотреть имеющиеся варианты и подобрать под свои цели наиболее подходящий.

Это гораздо быстрее, чем самому писать Устав «с нуля» или нанимать для этого специальных лиц.

Кто, когда и как: об использовании типового устава

Важно учесть, что на основании такого Устава не могут действовать ООО с числом участников более 15. Это связано с тем, что оно обязано создать ревизионную комиссию и включить положения о ней в учредительный документ. Ни в одном типовом уставе нет положений о ревизионной комиссии. Если в действующем ООО функционируют Совет директоров или Правление и при этом участники не планируют от них отказываться, то эти органы действуют на основании положений, закрепленных в Уставе, а в типовых формах информации о них нет.

По общему правилу, за рядом обозначенных исключений, как создаваемые, так и уже действующие ООО вправе воспользоваться типовыми уставами. Действующим для этого необходимо подать в налоговую соответствующее заявление и решение участников.

ООО только планируется создать:

Потенциальные учредители, при желании использовать типовой устав, не должны его утверждать, а в решении об учреждении отразить, что будет использоваться именно типовой устав. Такое решение, как и решение об учреждении, утверждается исключительно единогласно учредителями. В заявлении о регистрации необходимо отразить сведения, что общество действует на основании такого устава. Важно понимать, что при этом возможность для вновь создаваемых ООО действовать на основании «индивидуального» устава сохранена.

Вопрос “какой вариант устава выбрать”, типовой или индивидуальный, отдано на откуп учредителям. При этом индивидуальный по-прежнему нужно представлять на регистрацию в бумажном виде.

Уже существующее ООО:

Вправе отказаться от типового устава или, наоборот, перейти на него в любой момент своего существования. Для перехода на типовой устав первоначально, конечно, необходимо выбрать одну из утвержденных форм. Обязательно созвать общее собрание участников ООО, в соответствии с требованиями закона и учредительного документа. После этого на общем собрании принимается решение - не менее 2/3 голосов, если не предусмотрено иное - по вопросу о переходе на использование типового устава.

Решение оформляется в виде протокола. Далее в регистрирующий орган представляется заявление установленной формы N Р14001 – заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ - с решением общего собрания о переходе на такой устав.

Способы подачи документов для такого перехода такие же, как и способы подачи документов при внесении изменений в учредительные документы юридического лица:

  • путем непосредственного обращения в орган - ФНС;
  • через МФЦ – в ряде МФЦ есть возможность получения юридическими лицами услуги по регистрации юридических лиц;
  • почтовым отправлением с уведомлением о вручении и с описью вложения;
  • через Единый портал услуг или через интернет-сервис ФНС. Порядок направления электронных документов утвержден Приказом ФНС России N ЯК-7-6/489@. При этом они должны быть заверены усиленной электронной подписью;
  • через нотариуса при личном обращении к нему заявителя за отдельную плату. Для перехода на индивидуальный устав нужно представить его на регистрацию с законодательно установленным перечнем документов.

Важно также учитывать, что по требованию участника ООО, аудитора или иного заинтересованного лица ООО обязано предоставлять им возможность ознакомиться с Уставом общества, в том числе с внесенными в него изменениями. Это правило касается только индивидуального варианта. Если же ООО действует на основании типового учредительного документа, то оно вправе уведомить об этом любое заинтересованное лицо.

Типовые уставы находятся в открытом бесплатном доступе на сайте органа регистрации юридических лиц — ФНС России.

Представители юридического сообщества видят ряд проблем в содержании типовых уставов, а также некоторые их существенные «минусы». К примеру:

  1. Многими отмечается, что в этих уставах зачастую практически дословно воспроизводятся отдельные положения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», например: “ООО имеет в собственности обособленное имущество, которое подлежит учету на его самостоятельном балансе” - статья 2, “ООО вправе от собственного имени приобретать имущество и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, иметь счета в банках, быть истцом и ответчиком в суде” - статья 2, “высший орган ООО - общее собрание участников” - статья 32 и т. д.

Впрочем, этим грешат и индивидуальные уставы, куда учредители стремятся максимально вместить императивные нормы действующего законодательства. Однако то, что закреплено в законе, подлежит применению, независимо от того включено это в учредительный документ или нет.

При этом возникает и вопрос: а почему не все положения закона включены? Остальные нормы, не включенные в Устав, не действуют?

  1. Стоит также отметить, что вызывает критику включение Минэкономразвитием России в типовые уставы положения, которое не встречается нигде в законодательстве.

Получается, Министерство присваивает себе полномочия законодателя. Речь о следующей формулировке: “При наличии в ООО более одного участника каждый участник вправе, действуя совместно с остальными, осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа (формы №№ 7, 8, 9, 10, 11, 12). Он вправе делать это пока не перестанет быть участником ООО”.

  1. В уставах по формам 4, 10, 16, 22, 28, 34 исключается преимущественное право участников ООО на покупку доли. Рядом исследователей отмечается, что правомерность подобного регулирования представляется спорной.
  2. Само использование типовой формы учредительного документа налагает определенные ограничения. Самый главный недостаток такого варианта - отсутствие возможности его менять по собственному желанию.
  3. Отдельные существенные вопросы деятельности ООО не получили своего урегулирования в типовых уставах.

В связи с этим, функционируя на основе подобного учредительного документа, ООО не может:

  • формировать Совет директоров, Правление или Ревизионную комиссию, так как, согласно закону, сведения о них должны содержаться в Уставе;
  • закреплять в Уставе свои, отличные от законодательно установленных, правила одобрения сделок с заинтересованностью;
  • выбирать иной, кроме или вместо заказного письма, способ отправки уведомления о созыве общего собрания;
  • изменять порядок принятия решений общим собранием участников - только открытым голосованием;
  • устанавливать иной по сравнению с предусмотренными законом тремя месяцами срок, в течение которого ООО обязано выплатить участнику, который выходит из него, стоимость доли;
  • менять правило, что участники ООО покупают доли в ООО только пропорционально своим долям в уставном капитале;
  • устанавливать, что участники ООО получают прибыль непропорционально своим долям в уставном капитале и т.д.

При принятии решения, использовать типовые уставы или нет, необходимо серьезно взвесить все положительные и отрицательные моменты в каждом случае.


Эта статья участвует в Конкурсе на лучшую бизнес-статью.

Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Содержание

Положительные моменты существования типовых уставов
Содержание типовой формы Устава ООО 2019 года
Кто, когда и как: об использовании типового устава
ООО только планируется создать:
Уже существующее ООО:

Вам может быть интересно

Под прессом регресса. Что делать, если страховая компания требует денег?
ОСАГО, это не только обязаловка и пустые траты. Сколько бы тонн желчи не выливали на автогражданку, она имеет один жирный плюс – она возмещает ущерб, причиненный пострадавшим в ДТП водителям и пешеходам. Но для виновника не все так просто. Во всей этой истории он легко может стать “козлом отпущения”, даже если согласиться со своей виной и пойдет на оформление ДТП без сотрудников полиции. Одна из схем...
Через сколько дней после полного погашения должник удаляется из базы данных у приставов?
Часто вопросы наших посетителей не требуют развернутых ответов, поскольку всю информацию можно без труда найти в интернете. Но доверять такой информации готовы не все. Так было и в данной ситуации. Посетитель обратился к нашим юристам за ответом о сроках исключения должника из базы судебных приставов. Здравствуйте, Наталья. Для того чтобы должника убрали из базы нужно время для: 1. Пристав должен внести...
Как перестроить частный дом без штрафов и сносов?
Квадратных метров много не бывает. Дети растут, маме нужен гардероб, а папе – уголок женатого холостяка. Но если для жильцов квартир все это так и останется в грёзах, то для частного сектор – вопрос решаемый. В частном доме можно расшириться: и вверх, и в стороны. С точки зрения закона такая перестройка является реконструкцией. Как и любое другое строительство, у нее две стороны: сами работы и их документальное...
N 44-ФЗ ст 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках
1. Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем: 1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок,...
Снять или погасить: как избавится от судимости?
Любой, кому не повезло попасть под гнет уголовного преследования, знаком с судимостью. Считается что это клеймо, которое система правосудия поставила на человеке раз и навсегда. Но в действительности это не совсем так: судимость имеет свои сроки для погашения и даже может быть снята досрочно. Более того, когда судимость считается погашенной или снятой, аннулируются все правовые последствия, а сам гражданин...
«Дайте уволиться!»: как рассчитаться, если шеф против?
Представьте, вы нашли новую работу. Жизнь налаживается: и зарплата выше, и график удобнее, и от дома рукой подать. Но у руководства другие планы. Некогда лояльный шеф вспомнил, что на носу полугодовой отчет, половина сотрудников в отпусках, а вы могли бы и заранее предупредить об увольнении. Например, месяца за три. В общем, заявление вам не подписали. Считаете, это правомерно? Абсурд! Пришло время...