![]() | Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года |
В век развитых кибертехнологий на смену стандартной рукописной подписи пришел ее электронный аналог.
Подобные нововведения значительно упростили взаимодействия между участниками сделок через интернет, а также позволили гражданам подтверждать документы дистанционно. Что входит в понятие “электронная цифровая подпись” (ЭЦП).
Зачем нужна электронная подпись и как ее получить, расскажем далее.
Понятие этого новшества, закрепленное законодательно, ставит незнающего человека в тупик. Простыми же словами, понятие ЭП можно определить как цифровой аналог рукописной подписи, зашифрованной под определенный набор цифр и знаков, или имеющий тот же вид, что и ручной реквизит. Главное, что каждая подпись уникальна и привязана к конкретному лицу.
ЭЦП дает право заверять документы дистанционно, а также подтверждает принадлежность любой официальной бумаги владельцу электронного штампа.
Суть электронной подписи заключается в формировании цифрового реквизита методом криптографического преобразования, в результате чего получается непонятный человеку, но распознаваемый программой текст. Именно за счет использования такого способа шифрования, защита электронной подписи считается наиболее устойчивой к взлому и подделке.
Электронная подпись в России выдается удостоверяющим (аккредитованным) центром (УЦ), где заявитель получает сертификат и ключ, который может быть двух типов:
Закрытый
Хранится на электронном носителе информации (USB, Flash Drive и прочее), не должен иметь открытый доступ для третьих лиц и может использоваться для подтверждения любых документов.Открытый
Аналогичен закрытому типу, имеет свободный доступ, но не дает его к основному ключу, а также используется чаще всего для проверки подлинности ранее подписанного документа.
В случае взлома, кражи, хищения информации (ключа), следует сообщить о случившемся в УЦ, что позволит заблокировать ЭП и защитить себя от нежелательных последствий.
Что говорит закон об ЭЦП?
В 2011 году был принят Закон об электронной подписи, который раскрывает основные понятия, связанные с ЭП, и регламентирует:
- гражданские и правовые сделки без личного присутствия;
- услуги государственных, муниципальных подразделений;
- совершение юридических операций и т.д.
Закон позволил решить проблему замедленного документооборота на бумажных носителях и обеспечить достоверность электронных подписей при соблюдении установленных норм.
Он также дополнительно определил запреты и методы защиты ЭЦП:
- нельзя передавать информацию третьим лицам;
- в сертификат ключа входит ряд сведений — уникальный номер, дата начала действия и окончание срока, Ф.И.О. (для граждан), название и адрес (для организаций);
- квалифицированный ключ дополняется ИНН, СНИЛС и прочими реквизитами.
Новая редакция закона вступает в силу 31.12.2017 года. Последние изменения коснулись полномочий федеральных органов. Например, форма КЭП должна быть согласована ФСБ и Минкомсвязь, а УЦ вправе подтверждать владение ключом.
Виды электронной подписи

Определены понятия 3-х видов электронной подписи — простой, неквалифицированной и усиленной квалифицированной. От типа полученного реквизита зависит спектр возможностей подписанта и допустимые сделки без личного присутствия. Это касается как юридических, так и физических лиц.
Простая (ЭП)
Простая электронная подпись — генерация кодов и уникальных паролей, а бумажная форма ЭП присваивается только по договоренности. Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 № 33 установлены правила использования такого формата ЭЦП для граждан в сфере услуг (государственные/муниципальные). Оформить ее можно через портал Госуслуг и при личном обращении в УЦ.
Чем выше квалификация вашей электронной подписи, тем больше возможностей она предоставляет.
Усиленная неквалифицированная (НЭП)
Подписание документов электронной подписью формата НЭП — не только способ установить авторство. Это доказательство подлинности информации в неизменном виде. Данный вариант ЭЦП выдается в центре на электронном носителе (токен).
НЭП формат позволяет принимать участие в госзакупках, заключать договора с контрагентами, подписывать документы внутри компании.
Усиленная квалифицированная (КЭП)
Получение ключа электронной подписи подразумевает формирование квалифицированной усиленной формы, которая имеет не только те же функции, что и НЭП, но и ряд отличий:
- ее можно получить только в аккредитованном Минкомсвязью УЦ;
- программное обеспечение для работы сертифицировано ФСБ;
- формат защищен от подделок и имеет юридическую силу.
Требования к форме электронной подписи могут отличаться по типу документооборота и назначения сделки.
Если планируется постоянное использование ЭП при взаимодействии с внешними контрагентами, ведении бухгалтерии и иных дистанционных действиях, то лучше выбрать КЭП вариант, который дает право работать по всем направлениям.
Как сделать электронную цифровую подпись?
Изготовление электронной подписи возможно в удостоверяющем центре, где каждый желающий может получить подробную консультацию по данному вопросу.
Краткое пошаговое руководство по формированию электронной подписи:
- заявление можно подать сразу в аккредитованный УЦ или обратиться через портал Госуслуг;
- вместе с заявлением следует предоставить пакет документов, перечень которых представлен ниже для разных категорий правообладателей;
идентифицировать свою личность посредством визита в центр или заверить почтовой телеграммой;
получить ЭП при личном визите.
Для физических лиц
Минимальный пакет документов для получения электронной подписи потребуется гражданам:
- заявление по установленной форме — пишется самостоятельно или по предоставленному в центре шаблону;
- свидетельство ИНН, СНИЛС;
- ксерокопия паспорта (первая страница и адрес прописки).
Для ИП
Электронная подпись для индивидуальных предпринимателей оформляется по тем же условиям, но с дополнительными требованиями относительно необходимых документов.
К представленному выше списку нужно добавить свидетельство о регистрации в качестве ИП и выписку из госреестра. Все документы должны быть заверены у нотариуса.
Для юридических лиц
Электронная подпись для организаций чаще всего выдается в формате КЭП, чего требует специфика их работы. Кроме упомянутого набора бумаг, юридическое лицо должно предоставить:
- если ЭП создана для директора — документ о его назначении (копия, заверенная нотариально);
- в случае создания ЭП для иного сотрудника компании — доверенность на уполномоченное лицо (копия);
- реквизиты организации (карточка).
Проверка подлинности электронной подписи
Из-за массового использования этого метода заключения соглашений участились случаи мошенничества, поэтому не должно возникать вопроса, зачем проверять ЭЦП. Осуществить проверку может любое лицо, даже если получатель ЭП не имеет регистрации в УЦ:
- онлайн сервисы — контур крипто и другие;
- программное обеспечение КриптоПро CSP, в которое можно загрузить сертификаты ЭЦП из справочных сервисов УК открытого типа;
- на портале Госуслуг.
Чтобы избежать мошенничества при заключении сделки, проверяйте ЭЦП на подлинность.
Использование электронной цифровой подписи

Формирование электронной подписи дает ряд преимуществ как для обычных граждан, так и для организаций. Основной плюс такой формы заверения документов — экономия времени на совершение сделок с разными контрагентами, посещение федеральных организаций и т.д.
Стоимость формирования электронной цифровой подписи варьирует в диапазоне от 3 до 15 тыс. руб., что зависит от ее типа, набора функций и услуг центра. Какую именно выбрать ЭП, зависит от того, зачем она необходима. Выделим наиболее актуальные цели ее использования.
Для документооборота
При большом количестве контрагентов в разных регионах лучше использовать не рукописный вариант заключения соглашений, а электронный, который не требует личного присутствия и обладает рядом преимуществ:
- ускоренный обмен, включая бухгалтерские отчеты;
- минимум финансовых расходов на обработку и передачу бумажных форм.
Для юридической гарантии и защиты соглашений без личного подписания остается КЭП, которую разрешается использовать и для счет-фактур.
Если между сторонами существует договоренность, возможно использование любого формата ЭП.
Для торгов
Электронные торги на открытых государственных и коммерческих площадках также требуют подтверждения личности и заключение соглашений путем подписи. Личное присутствие практически исключено, так как многие площадки не имеют физического адреса, а все лоты выставляются от разных контрагентов.
Если говорить о валютной бирже, то в данном случае ЭЦП дает расширенные возможности и позволяет защитить свои активы от несанкционированного использования.
Для закупок
Согласно требованию Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, участие в госзакупках может проводиться только при наличии НЭП или КЭП. Данное условие является обязательным для всех площадок, так как в случае победы потребуется заключить договор, а приезд по месту проведения закупки давно признан экономически устаревшим способом взаимодействия.
Личная электронная подпись
Зачем электронная подпись в частной жизни граждан? Существует ряд плюсов, которые обеспечивает простая ЭЦП:
- подача деклараций 3-НДФЛ без личного посещения налоговой инспекции;
- заявление абитуриента по будущему месту учебы;
- формирование документооборота с работодателем — подписание трудового договора без личного визита по юридическому адресу компании, что актуально при дистанционной работе, актов сверок и т.д.;
- иные онлайн услуги — Роспатент, онлайн кредитование и пр.
По остальным вопросам по формированию, срокам действия, необходимости получения, стоимости электронной подписи можно получить консультацию у наших юристов. Опытные специалисты помогут выбрать аккредитованные центры и грамотно составить заявление на ЭЦП.
![]() | Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |
Комментарии
Здравствуйте!
В настоящее время иимею электронную подпись оформленную на свое ИП для участия в торгах на 5-ти федеральных площадках.
Сейчас хочу дополнительно участвовать в торгах по банкротству для покупки различного движимого и недвижимого имущества.
Скажите, пожалуйста, на кого лучше оформить электронную подпись - на физическое лицо или на ИП?
Заранее благодарен,
Марат
Марат добрый день!
Выбор подписи зависит от того, как вы планируете в дальнейшем распорядиться приобретенным имуществом. При оформлении сделки на площадке вы будете подписывать контракты и договоры своей цифровой подписью. При этом на выходе с площадки у вас будут заключенные договора с физическим лицом. Проводя дальнейшие сделки с данным имуществом, вы будете попадать в двоякую ситуацию -вы и как физ.лицо выступаете по ряду сделок и как ИП. У вас будет возникать обязанность отчитываться в налоговой еще и как физическое лицо. Также могут возникнуть вопросы у налоговой при совершении вами сделок как физ.лицо, поскольку операции осуществляются с целью предпринимательской деятельности.
здравствуйте у меня такой вопрос мне частный инвестор прислал вот это
Идентификация Вашей электронной подписи проходит по скану Вашего паспорта (Закон № 63-ФЗ "ЭЦП"), скан прикрепляется к договору. В договоре будет фигурировать моя подпись и подпись с печатью нотариуса. Этого достаточно для заверения.
имеет ли это юридическую силу
Добрый вечер.
У мужа на работе в этом году льготный проезд. Собираем справки для предоставления льготного проезда мне( как его жене). В числе других нужна справка из налоговой о том что я не предприниматель. Сейчас ее можно получить онлайн по запросу на офсайте налоговой (что мы и сделали, т.к. находимся в другом городе).
как нам ее правильно предоставить ему на работу? (справки такого рода с цифровой подписью новинка у нас)
дело в том, что берем под покупку билетов аванс, т.к. лето билетов чем дольше, тем меньше. боимся что начнут заворачивать по поводу этой справки и весь отпуск может сорваться.
заранее спасибо.