Юлия Меркулова Автор статьи Практикующий юрист с 2012 года |
Даже если вы заметили снижение цен на некоторые группы социально-значимых товаров, еще рано радоваться. На днях Минтруд предложил установить прожиточный минимум за 4 кв. 2019 года в размере 10609 руб., что на 3,7% или 511 рублей меньше, чем в 3 кв. того же года. Всему виной – как раз удешевление овощей в связи с сезонным фактором. И все бы ничего, но к минимуму привязан МРОТ, пенсионные выплаты, детские пособия и субсидии.
Получается, что из-за падения цен на картофель и яблоки, снизится и минималка, а самые бедные станут получать еще меньше? Во всяком случае, так утверждают эксперты. Мы же в редакции Правовед.RU привыкли верить только букве закона и самостоятельно разбираться, что к чему. Но обо всем по порядку.
Что случилось?
Изначально Росстат посчитал стоимость цен на продукты питания, входящие в состав потребительской корзины. Оказалось, что в 4 кв. 2019 года фрукты и овощи подешевели, и весьма значительно. В расчет взяты цены за октябрь-декабрь 2019 года. И оказалось, что в сравнении с периодом июль-сентябрь картофель подешевел на 25,8%, капуста на 18,2%, морковь — на 29,3%, свекла — на 19,6%, репчатый лук на 27,4%. Другие категории продуктов тоже подешевели, но не так значительно.
Все это привело к удешевлению потребительской корзины, и стало поводом, чтобы в Минтруда рассчитали новый прожиточный минимум на конец 2019 года. Проект соответствующего постановления размещен на портале проектов НПА.
«Установить … величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за IV квартал 2019 года на душу населения 10609 рублей, для трудоспособного населения – 11510 рублей, пенсионеров – 8788 рублей, детей – 10383 рубля», – указано в документе.
Это значит, что величина прожиточного минимума за последний квартал 2019 года в сравнении с предыдущим уменьшилась:
- на душу населения – на 3,7%;
- для трудоспособного населения – на 3,6%;
- для пенсионеров – на 3,3%;
- для детей – на 4,2%.
Суммы не критичные: размер прожиточного минимума для трудоспособного населения снизился лишь на 432 руб., для детей – на 455 руб. Но с учетом социальной значимости, согласились с таким раскладом немногие.
Сенатор от ЛДПР Елена Афанасьева, например, уверена, что это приведёт к ещё большему ухудшению жизни в России, ведь в реальности размер прожиточного минимума должен быть минимум в 2 раза больше – не менее 20 тыс. руб. А для главы комитета Госдумы по труду и соцзащите Ярослава Нилова это и вовсе «звучит дико». Но в Минтруда называют все это «сезонным колебанием» и призывают не паниковать.
Сезонный фактор
В Минтруда на критику реагируют спокойно: все по закону, а представленные в проекте цифры – фактически сложившийся минимум стоимости жизни по России, какой он был в октябре-декабре. Такие цены – мол, мы здесь причем?! И тут же объясняют: это связано, в первую очередь, с сезонным изменением стоимости отдельных продуктов питания, которые входят в состав потребительской корзины, и такая ситуация – сложившаяся практика.
«Анализируя динамику данного показателя за последние пять-шесть лет, мы можем увидеть, что эта ситуация является уже сложившейся практикой, когда в силу сезонного изменения стоимости отдельных продуктов питания происходит изменение размера прожиточного минимума. То есть мы традиционно видим за последние пять лет, что размер прожиточного минимума в четвертом квартале ниже, чем в третьем», – отметил Министр труда Антон Котяков.
В Минтруда утверждают, что в 2015 году прожиточный минимум в 4 кв. был ниже аналогичного размера в 3 кв. на 2,3%, в 2016 году – на 2%, в 2017 году – на 5,2%, в 2018 году – на 3,3%. К тому же, в сравнении с аналогичным периодом 2018 года минимум вырос, а это говорит о том, что рост минимума превысил инфляцию. В Минтруда подчеркивают, что такая стоимость потребительской корзины сложилась по факту на конец 2019 года, и такое явление – ежегодное.
С одной стороны, все логично: уйти от ценовых колебаний внутри финансового года действительно невозможно. Урожай убирают в июле-сентябре (3 кв.), соответственно в 4 кв. формируется избыток на рынке и ожидается его удешевление. А так как прожиточный минимум определяется ежеквартально, и этот подход пока никто менять не намерен, в пределах одного года сезонные колебания стоимости потребительской корзины и прожиточного минимума неизбежны.
С другой стороны, в пределах 4 кв. возможны и более краткосрочные колебания: квартал еще не закончился, а к новогодним праздникам продукты уже подорожали. Плюс, заморозки и уже другие сезонные факторы. В контексте таких краткосрочных изменений цены пересмотр прожиточного минимума в сторону снижения может показаться нерациональным.
В Минтруде с этим согласны, и до конца 2020 года обещают предложить проект новой потребительской корзины. В Минздраве высказываются о целесообразности перевода части продуктов в плоскость более здорового питания. Поэтому количественные параметры внутри потребительской корзины, как и сам набор продуктов, изменится.
Что будет с социалкой?
И все бы ничего, есть и другая сторона медали: к величине прожиточного минимума в РФ привязаны многие социальные выплаты. Например, размер прожиточного минимума для пенсионеров определяет размер федеральной доплаты к пенсии, а минимум для детей – сумму социальной выплаты на ребенка до 3 лет. Плюс, субсидии на оплату ЖКХ, различные пособия для малоимущих, чьи доходы сравнивают с величиной прожиточного минимума.
Все СМИ тут же поспешили сделать вывод, раз снижается минимум, значит, снизится и социалка: самые бедные будут получать еще меньше. Но на самом деле это ошибочно. Дело в том, что прожиточный минимум за конкретно 4 кв. 2019 года не имеет никакой взаимосвязи с социальными выплатами и гарантиями:
- для определения минимальной зарплаты (МРОТ) учитывается размер прожиточного минимума за 2 кв. предшествующего года (ст. 1 ФЗ № 82 от 19.06.2000 «О минимальном размере оплаты труда»);
- для определения размера выплат на детей до 3 лет учитывается размер прожиточного минимума для детей за 2 кв. предшествующего года, установленный конкретном субъекте федерации (п. 5 ст. 1 ФЗ № 418 от 28.12.2017 «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»);
- для присвоения статуса малоимущей семьи и получения права на виды социальной поддержки учитывается региональный прожиточный минимум за квартал, предшествующий обращению (ст. 6 ФЗ № 134 от 24.10.1997 «О прожиточном минимуме в РФ»);
- для определения размера социальной доплаты к пенсии учитывается прожиточный минимум для пенсионеров, определенный регионом, за квартал, в котором выплачивается пенсия (ст.12.1 ФЗ № 178 от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи») и т.д.
Отсюда вывод: размер прожиточного минимума, который будет установлен за 4 кв., не применяется при назначении мер социальной поддержки. Чаще всего при ее назначении применяется региональный минимум, а он не зависит от федерального. А там, где используется федеральный – во всех параметрах выплат применяется среднегодовое значение, а не за конкретный квартал.
Региональный минимум, конечно, тоже не застрахован от колебаний – сезонные изменения происходят в каждом субъекте федерации, но на местах защищают своих льготников. Регионы почти всегда используют «защитную модель», по которой, снижение прожиточного минимума не влечет уменьшение социалки – она остается на прежних значениях.
Резюме
Снижение прожиточного минимума за 4 кв. 2019 года действительно обоснованно. По существующей методике расчета учитываются сезонные колебания цены на продукты, а в связи с этим снижается и прожиточный минимум. Но это не повлечет снижения пенсий и пособий – Минтруд не использует внутригодовые значения для определения порога бедности и расчета выплат, а если и использует, то только за 2 кв. и предыдущего года. Адекватность, однако, самого прожиточного минимума все чаще ставится под сомнение, с чем и связана инициатива разработать к 2021 году новую потребительскую корзину.
Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |