Контроль ущерба: как снизить неустойку

«Если ущерб нельзя предотвратить, его надо контролировать»

Не зря говорят: не ошибается тот, кто ничего не делает.

Поэтому в бизнесе частенько бывает, что пропустили сроки поставки, что-то вовремя не сделали, не оказали услуги вовремя, не устранили недостатки товара…

Глядишь, а твой контрагент уже требует выплатить ему неустойку и не всегда такие требования бывают обоснованными и соответствуют закону.

Что такое неустойка?

Закон понимает её как денежную сумму, которую должник должен уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, например при просрочке.

Читайте также
О золотой рыбке и обязанности вернуть неосновательное обогащение

Какие могут быть ситуации?

Например, Вы получили товар, но не оплатили его в установленный срок или наоборот предоплата за товар была Вами получена, а вот срок передачи товара покупателю нарушен.

Одно дело, если при подготовке и заключении договора Вы оставили раздел «Ответственность» без авторского текста и в случае нарушений договора всё будет решаться строго по закону.

Гражданским кодексом определено: кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает (статья 332 ГК РФ).

Читайте также
Юристы смотрят “Игру Престолов”: получаем наследство в Вестеросе

К примеру, законом установлена ответственность за нарушение обязательства исходя из ключевой ставки Банка России. Проценты по данной статье потерпевшая сторона договора может потребовать если иной размер ответственности они с контрагентом не предусмотрели. И эти проценты рассчитанные по ключевой ставке не могут быть снижены (статья 395 ГК РФ).

На сегодня ключевая ставка Банка России составляет 7,75% годовых. Если перевести, то это получается примерно 0,02% от просроченной суммы за каждый день просрочки.

Но это когда стороны действуют исходя из положений закона…

Что может произойти, когда Стороны самостоятельно в договоре определяют размер ответственности за нарушения?

В этом случае нередки злоупотребления со стороны одного из контрагентов, который готов воспользоваться тем, что другой не смог по каким-то причинам исполнить обязательство.

Например, не совсем добросовестный кредитор может требовать неустойку, рассчитанную от всей суммы договора, хотя большая часть обязательств уже исполнена.

В таком случае суды отмечают, что начисление неустойки на общую сумму договора без учета надлежащего исполнения части обязательств противоречит принципу юридического равенства, создает преимущественные условия кредитору, которому причитается компенсация не только за не исполненное в срок обязательство, но и за то, которое было выполнено надлежащим образом, тогда как превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции (Определение Верховного суда РФ от 10.09.2018 г. №№ А12-23087/2017, 306-ЭС18-12938).

Попросту говоря – требовать штраф от того, что исполнено качественно и в срок – несправедливо. И такие требования не могут быть удовлетворены.

Бывает, что одна из сторон договора предлагает для утверждения договор, в котором устанавливает для своего контрагента ответственность в размере 0,5% или даже 1% годовых за каждый день нарушения срока. Для себя же может установить неустойку в меньшем размере.

В таких случаях суд снижает неустойку по требованию ответчика, уравняв ответственность сторон (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2018 года по делу №А40-13224/2018).

Кроме того, если неустойка установлена в размере 0,5% за каждый день просрочки и больше, с учетом обстоятельств и в зависимости от поведения сторон при исполнении договора суд, как правило, признает такую неустойку чрезмерно высокой и снижает.

Как это, например, произошло при рассмотрении арбитражного дела N А17-6805/2017. Пени в сумме 571 186 рублей 91 копейки, которое истец начислил из расчета 1% от суммы долга за каждый день суд снизил и определил в размере 70 000 рублей (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.09.2018 N Ф01-3867/2018 по делу N А17-6805/2017).

В настоящее время судами как правило принимается в качестве разумной неустойка равная 0,1% от суммы долга за каждый день просрочки.

Суды отмечают, что такой размер неустойки не противоречит практике делового оборота и не является высоким. Например, судом принято решение о взыскании неустойки (0,1%) в размере более 1,5 млн. рублей с учетом того, что должник допустил просрочку в течение 20-ти месяцев и не погасил в срок сумму основного долга равную более 2 млн. рублей (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.11.2018 N Ф01-5066/2018 по делу N А43-33956/2017).

Но в практике встречаются случаи, когда и такую неустойку в размере 0,1 % суды признают чрезмерной и снижают.

Например Арбитражный суд Волго-Вятского округа в своем Постановлении от 12.12.2018 N Ф01-5702/2018 по делу N А11-15485/2017 посчитал, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки и снизил её примерно в четыре раза от требуемой истцом, соответственно до 349 000 рублей, указав при этом, что данный размер неустойки достаточен для восстановления нарушенных прав истца.

В любом случае совет тут можно дать следующий: за свои права нужно бороться и не опускать рук, не думать, что суд всё сделает сам.

Неустойку можно снизить, ссылаясь на статью 333 Гражданского кодекса, но Ответчик при этом сам должен заявить о необходимости такого снижения при рассмотрении дела в суде первой инстанции до удаления суда в совещательную комнату для вынесения решения.

Это по спорам, где все стороны предприниматели и примерно действуют на равных условиях.

А как быть если Вы как предприниматель допустили просрочку или не исполнили законное требование гражданина – потребителя?

В спорах с потребителями у предпринимателя такие же шансы для снижения неустойки.

Хотя Верховный суд отмечает, что по делам о защите прав потребителя такое снижение неустойки допускается лишь в исключительных случаях (ПП ВС от 28 июня 2012 г. N 17), при рассмотрении дела Предпринимателю, к которому подан такой иск о взыскании неустойки, необходимо обращать внимание суда на обстоятельства дела, поведение самих потребителей.

При наличии обстоятельств, злоупотреблений со стороны потребителей суды снижают неустойку.

В пункте 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации отмечается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Но многие граждане при осуществлении своих прав об этом возможно не подозревают.

Рассмотрим на примере законодательства и нескольких случаев из практики, что может произойти в этой сфере взаимоотношений.

Конечно, законом права граждан-потребителей защищаются в большей степени чем предпринимателей.

Так, например, за нарушение сроков исполнения законных требований потребителей законодатель сразу установил неустойку в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки.

Это гораздо больше законной неустойки для предпринимателей, которая установлена Гражданским кодексом (статьей 395).

Но и эту законную неустойку, предусмотренную Законом «О защите прав потребителей» с учетом конкретных обстоятельств суд может значительно снизить.

В последнее время появилось такое понятие как потребительский экстремизм, когда заявляемые потребителем требования компенсаций могут в десятки если не в сотни раз превышать, например, стоимость некачественного товара.

Встречаются случаи, когда потребители требуют неустойку совершенно необоснованно.

Почему? Возможно, сами неверно трактуют закон или попадаются на удочку недобросовестных юристов.

Например, в одном судебном разбирательстве покупатель просил суд взыскать с продавца неустойку за нарушение срока передачи товара.

Однако, в соответствии с законодательством такая неустойка может быть взыскана лишь в том случае, если покупателем вносилась предоплата за товар.

Суд, рассмотрев представленные доказательства, выслушав пояснения сторон счел требования потребителя в данном случае ничем иным как злоупотреблением и отказал в удовлетворении иска (Решение Мирового судьи судебного участка №232 района Чертаново Северное г.Москвы от 20 июня 2018 года по делу №2-301/2018).

Бывают случаи, когда потребитель намеренно уклоняется от получения денежных средств от продавца при расторжении договора и возврате товара, сам ведет себя не совсем добросовестно, рассчитывая в суде получить большую выгоду.

В своей практике, ссылаясь на статью 333 Гражданского кодекса РФ автору статьи не раз удавалось снизить возможный ущерб для своего клиента-предпринимателя.

В одном из дел, которое прошло все инстанции Москвы, начиная от мировых судей и заканчивая Московским городским судом, требования потребителя были признаны значительно завышены и снижены примерно в двадцать раз, в том числе неустойка заявленная потребителем была снижена примерно в пятнадцать раз с 8323 рублей до 500 рублей (Определение Мосгорсуда от 11 мая 2018 года по делу № 4г/8-5273).

В зависимости от поведения и активности потребителя в суде возможны и другие ситуации.

Например. В одном гражданском деле гражданин Л. пытался взыскать с ООО «Мебель Пром» денежные средства, уплаченные за товар в сумме 224 435 рублей и неустойку в том же размере.

Районный суд, учитывая обстоятельства дела снизил неустойку до 30 000 рублей.

Но не всё так просто!

Оказалось, что продавец – ответчик не заявлял о снижении неустойки. Он вообще не являлся в судебные заседания и суд прошел без него. Хотя предприниматель и извещался судом как положено.

Потребитель Л., несогласный с тем, что суд снизил неустойку - подал апелляционную жалобу.

В итоге Московский городской суд восстановил права потребителя, отменил решение районного суда и взыскал неустойку с продавца в сумме 224 435 рублей (Апелляционное определение Московского городского суда от 12.10.2017 по делу N 33-41750/2017).

Если Вы предприниматель – то должны ответственно относиться к своей деятельности. Стараться добросовестно выполнять свои обязательства. Но в то же время нужно знать свои права и применять их на практике.

Это поможет избежать злоупотреблений со стороны других лиц. А для Вас как для предпринимателя принесет и практическую пользу – уменьшит возможный ущерб.


Юрист сайта Правовед.RU Баскаков Руслан


Эта статья участвует в Конкурсе на лучшую бизнес-статью.


Содержание

Что такое неустойка?
Какие могут быть ситуации?
Что может произойти, когда Стороны самостоятельно в договоре определяют размер ответственности за нарушения?
А как быть если Вы как предприниматель допустили просрочку или не исполнили законное требование гражданина – потребителя?

Вам может быть интересно

Надзор за СРО оценщиков
В настоящее время создается достаточно большое количество юридических лиц, о чем свидетельствует статистика, подготовленной Федеральной налоговой службой. Как известно, юридические лица создаются в виде коммерческих и некоммерческих организаций. К некоммерческим организациям, в том числе относятся саморегулируемые организации (далее – СРО). Согласно гражданскому законодательству СРО напрямую отнесены...
Как оформить возврат в интернет-магазин?
Как оформить возврат в интернет-магазин?
Как оформить возврат в интернет-магазин?
Если вы сначала купили и только потом подумали.
Субсидиарная ответственность руководителя
В народе иногда вспоминают выражение, которое однажды сказал Б. Франклин «Если одолжишь деньги врагу — то ты приобретешь друга; а одолжи деньги другу — и ты потеряешь его». Проблема должника и кредитора всегда очень актуальна, но если дать другу сто рублей это одно, то обязательства, возникающие между юридическими лицами это совсем другое. Вот представим ситуацию, две фирмы заключили договор на несколько...
Фриланс vs Налоговая
Фриланс vs Налоговая
Фриланс vs Налоговая
Битва не на жизнь, а на деньги
Хочу все знать: проверь себя и контрагента
Думаю, нет смысла писать о том, как важна информация. Каждому известны выражения наподобие «предупрежден – значит вооружен», «кто владеет информацией - тот владеет миром» и другие. В наше время для «владения миром» не требуется специальных познаний или дополнительных затрат. Узнать, если и не все, то многое о своей компании, контрагентах и совершаемых сделках, можно не выходя из дома или офиса при...
Кассовая дисциплина
Действующим законодательством не определено содержание понятия «кассовой дисциплины», хотя последнее нередко используется в различного рода статьях и путеводителях по корпоративным спорам. Поскольку кассовая дисциплина связана, прежде всего, с денежными средствами, определим, что кассовая дисциплина есть соблюдение порядка работы субъекта экономической деятельности (индивидуальный предприниматель или...