Встретимся в суде: как суд решает проблемы потребителей
Встретимся в суде: как суд решает проблемы потребителей
  • Журнал
  • Защита прав потребителей

Встретимся в суде: как суд решает проблемы потребителей

Мы выяснили, с какими проблемами потребители чаще всего идут в суд и почему так сложно спорить с банками

Люди издревле желали знать, что будет, особенно когда необходимо наперёд узнать, какое решение примет суд. Именно поэтому мы изучили судебную практику, и сразу скажем: предсказывание будущего — непростая задача. Было сложно сгруппировать судебные акты и выбрать нужную информацию, поскольку перед опубликованием решений данные обезличивают, убирают некоторые важные цифры, а оставшиеся сведения нечитабельны — не имеют структуры и единообразия в формулировках. Тем не менее, нам удалось собрать дела по защите прав потребителей и выявить закономерности, которые мы в дальнейшем применили для прогнозирования исходов судебных споров

Как мы исследовали

В нашем распоряжении было около 20 млн. решений, мы подробно рассмотрели выборку за период с 2012 по 2017 годы. В исследовании приняли участие акты всех инстанций судов общей юрисдикции, кроме решений мировых судей.

Мы разработали специальные парсеры, которые разложили решения по структуре: дата, регион, сведения об участниках, текст решения и инстанция, которая рассмотрела иск. Задействовали нашего робота Фёдора Нейронова, обученного на вопросах пользователей Правовед.ru. Робот не только успешно консультирует, но и прекрасно справляется с классификацией судебных решений. Он обработал весь массив судебных актов и выбрал решения по спорам о защите прав потребителей.

Как часто потребители идут в суд

Выявили тенденцию — число судебных решений линейно растёт с каждым годом. Мы полагаем, это связано с формированием правосознания граждан. Интернет открыл людям доступ не только к видео с котиками, но и к безграничным залежам не менее полезной информации о способах защиты своих прав. С другой стороны, многие организации и физические лица не всегда предпочитают полюбовно решать проблемы, что вынуждает обращаться в суд.

Читайте также
Когда ремесло кормит

Какие решения выносит суд

Мы определили, что 46% исков потребителей удовлетворяются частично (см. График 1). В этой статье мы говорим о победе потребителя в том случае, если он добился положительного итога и его требование удовлетворили, пусть и не полностью. Частичное удовлетворение означает, что суд изменил требования потребителя и не взыскал всё, о чем тот просил в иске. Такое бывает, когда потребитель просит слишком большую неустойку или компенсацию морального вреда, которые взыскиваются по усмотрению судьи.

Отказные решения принимают в 31% всех случаев. Такой высокий процент связан с тем, что в каждой сфере своё соотношение выигрышей и проигрышей в суде. Например, в спорах с банками проигрывают почти 70% потребителей, а в спорах с продавцами товаров и услуг суды выносят отказные решения примерно в 15% случаев.


График 1. Типы принимаемых судами решений в спорах по защите прав потребителей

Какие проблемы возникают чаще всего

А теперь — от общей теории к практике. Мы выделили 13 наиболее популярных сфер, в которых потребители борются за свои права (см. График 2).

Читайте также
Вдруг как в сказке скрипнула дверь: как уволить нерадивого работника
График 2. Распределение количества решений в зависимости от сферы деятельности ответчиков

Наибольшее количество споров возникает с телекоммуникационными компаниями, где потребитель получает услуги за абонентскую плату (телефония, интернет, телевидение и т. п.). Вторая по популярности сфера — продажа транспортных средств и их сервисное обслуживание. Третье место получили иски за плохую установку окон, дверей, а также проблемы со сборкой или доставкой мебели.

У потребителей редко возникают проблемы с бытовыми услугами, например, химчисткой, пошивом и ремонтом одежды, услугами в сфере красоты (реснички, ноготочки и т. д.), развлекательными услугами (концерты, кино, квесты и т. д.). В таких спорах очень сложно доказать, что тебя подстригли или отмассажировали как-то не так. Само собой, если причинён вред здоровью, то это всегда можно подтвердить экспертизой, но субъективное восприятие новой причёски не поддаётся оценке.

В какой сфере легче всего выиграть суд

Вероятность выиграть дело в споре с банком самая низкая по сравнению с другими сферами — истцы побеждают только в 30% случаев. Похожая ситуация в спорах с производителями автомобилей или автодилерами, здесь потребитель проигрывает каждое второе дело (см. График 3).


Абсолютно иначе выглядят ситуации в спорах о товарах или услугах — суд значительно чаще становится на сторону потребителя.

График 3. Судебные решения по сферам деятельности ответчиков

Как потребители реагируют на решение суда

В среднем, согласно общероссийской статистике, 97% судебных решений вступают в силу без последующего обжалования. Тем не менее, потребитель не всегда согласен с мнением суда.

Например, споры с почтовыми операторами вынуждают 26% потребителей подавать апелляцию. Также люди оспаривают решения суда в отношении покупки и ремонта транспорта — 28% обжалований в апелляционных инстанциях.

О какой технике спорят чаще всего

Мы выделили шесть основных групп технических товаров, о которых спорят чаще всего (см. График 4).

График 4. Распределение судебных решений по типу товара, относительно которого судятся с продавцами техники


Пальма первенства у компьютеров и ноутбуков — 42%, на втором месте смартфоны, планшеты, фотоаппараты и прочие гаджеты — 25%.

График 5. Доля компаний-ответчиков в общем количестве судебных решений в отношении ритейлеров техники


Связной — лидер по количеству вопросов на Правовед.ru, и на эту компанию приходится практически 8% всех судебных споров о розничной торговле электроникой (см. График 5). Важно отметить, что покупатели выигрывают 72% споров со Связным. Наименьшая вероятность выиграть суд у потребителей, которые сражаются против МедиаМаркта — 66% решений в пользу покупателей.

Где лучше покупать технику

Мы выяснили, что исход суда может отличаться в зависимости от товара и ответчика. Разложили в зависимости от вида товаров.

Компьютеры и ноутбуки. При покупке в Евросети есть очень высокая вероятность положительного исхода — суд удовлетворил 75% исков потребителей. С другой стороны, суд отказал 34% потребителей, которые судились с МедиаМарктом, что может означать две вещи: у продавца хорошие юристы или хорошая техника. Более того, потребители подали меньше всего исков к МедиаМаркту, поэтому напрашивается вывод: продавец предпочитает не доводить дело до суда и решает проблемы с покупателем мирно в досудебном порядке.

Портативная техника. Наибольшая вероятность положительного исхода решения в пользу потребителя при наличии спора с МедиаМаркт — 89% положительно рассмотренных дел. При этом суд отказывает 27% потребителей, судившихся со Связным или ДНС.

Техника для дома. Суд удовлетворяет 63% исков, которые подаются на Эльдорадо и отклоняет 97% исков против ДНС.

Продавцам стоит задуматься об урегулированию споров мирным путем — это явным образом улучшит репутационную составляющую и сократит штат юристов для походов в суды.

С какими банками судятся потребители

Споры с банками не теряют свою актуальность. Лидером здесь выступает Сбербанк — более 15% всех судебных решений по вопросам оформления, выплаты кредитов, навязанных страховок и др. Высокий процент обусловлен тем, что Сбербанк — самый крупный игрок в банковской сфере, ему принадлежит в среднем около 40% рыночной доли. С другими банками судятся почти в три раза реже (см. График 6).

График 6. Топ-банков по количеству судебных решений в спорах о защите прав потребителей


Мы узнали, что чаще всего в спорах с банками побеждают банки. Особенно выделяются Тинькофф, Русский Стандарт и Восточный Экспресс, у которых более 80% выигранных дел. В банке Траст, кажется, проповедуют правило «клиент иногда бывает прав», здесь потребители проигрывают только 44% дел.

Однако часть истцов не теряет надежду и оспаривает решение суда. Чаще всего обжалуются решения по спорам с банком Траст — 24% дел. Реже всего обжалуются решения по банкам Хоум Кредит и Русский Стандарт — по 13% дел на каждый.

Бытует мнение, что всё везде куплено и на решение суда тоже можно повлиять. Мы выявили, что потребители проигрывают банкам далеко не по этой причине. Краеугольным камнем становится низкая правовая грамотность. Потребители не могут как следует обосновать свои требования, не соблюдают условия претензионного порядка или обращаются к некомпетентным юристам. Например, истцы требовали расторгнуть кредитный договор с банком на основании того, что им не предоставили всю необходимую информацию. Суд отказывал в иске, поскольку всю информацию о кредите могут предоставить потребителю по первому требованию, однако потребитель должен подтвердить, что это именно он, и что банк не нарушит банковскую тайну. Так, потребители не прикладывали к претензии свои паспортные данные, допускали ошибки при указании места проживания и т.д. Само собой, при разночтении данных банк отказывал потребителю и не сообщал запрашиваемые сведения. Потребитель идет в суд, а судья объясняет, что банк был прав.

Другие же просили суд расторгнуть кредитный договор, потому что нечем платить долги. Итог очевиден — суд не признавал отсутствие денег надлежащим основанием, чтобы закрыть кредит.

Хотите знать больше?

Полный текст исследования с графиками и красивыми таблицами по ссылке и в формате PDF.

Выводы

Не нужно бояться идти в суд и отстаивать свои права. Для многих потребителей поход в суд вызывает страх и ступор из-за сложности и поведения продавцов товаров и услуг, которые внушают, что потребитель ничего не добьется. Однако, как показывает практика, суд крайне часто встает на сторону потребителя.

Предмет спора в защите прав потребителей имеет значение. Вероятность победы потребителя может меняться в зависимости от спорного товара или услуги. В сфере розничной торговли у потребителей всегда шанс выше на положительный исход. Сложнее судиться с банками, а также автопроизводителями и дилерами — здесь самый процент отказных решений достигает 70%.

Не стоит пренебрегать квалифицированной помощью юристов. Потребители не всегда могут четко мотивировать свои требования, ссылаются на неправильные статьи законов, а иногда необоснованно обвиняют ответчиков в предоставлении недостоверной информации и других нарушениях своих прав. Перед походом в суд стоит консультироваться с юристом, это увеличит вероятность положительного решения, либо просто сэкономит время.

Содержание

Как мы исследовали
Как часто потребители идут в суд
Какие решения выносит суд
Какие проблемы возникают чаще всего
В какой сфере легче всего выиграть суд
Как потребители реагируют на решение суда
О какой технике спорят чаще всего
Где лучше покупать технику
С какими банками судятся потребители
Выводы

Вам может быть интересно

Казусы рассмотрения споров по защите товарных знаков
Казусы рассмотрения споров по защите товарных знаков
Казусы рассмотрения споров по защите товарных знаков
Практика арбитражных судов
Вопросы дорогой редакции: КАСКО
Вопросы дорогой редакции: КАСКО
Вопросы дорогой редакции: КАСКО
Всё, что вы хотели знать и не постеснялись спросить про страховку машины
Задержка рейса: как поесть и выспаться за счет авиакомпании
Задержка рейса: как поесть и выспаться за счет авиакомпании
Задержка рейса: как поесть и выспаться за счет авиакомпании
Мы расскажем что делать, если о вас не позаботились.
Больничный лист — когда записки от родителей уже недостаточно
Больничный лист — когда записки от родителей уже недостаточно
Больничный лист — когда записки от родителей уже недостаточно
Лечиться дома или болеть на работе — вот в чем вопрос
Кассовая дисциплина
Действующим законодательством не определено содержание понятия «кассовой дисциплины», хотя последнее нередко используется в различного рода статьях и путеводителях по корпоративным спорам. Поскольку кассовая дисциплина связана, прежде всего, с денежными средствами, определим, что кассовая дисциплина есть соблюдение порядка работы субъекта экономической деятельности (индивидуальный предприниматель или...
Не устраивайте ревизорам арбузный бал
Не торопитесь тратиться на валерьянку, если к вам едет налоговый ревизор. Если ревизор к вам уже приехал, не устраивайте для него арбузный фестиваль, даже если арбузы по 6 рублей. На этом вы можете потерять больше, чем по результатам проверки. Контролируйте ревизоров. Они тоже люди, и им тоже, как и вам, свойственно ошибаться. Причины проведения выездных налоговых проверок устанавливаются Налоговым...