Жалоба в ФАС: как правильно составить и куда подать

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) – орган исполнительной власти, осуществляющий контроль и надзор за здоровой конкуренцией на товарных и финансовых рынках. Помимо этого ведомство контролирует деятельность естественных монополий и следит за соблюдением закона о рекламе. Простыми словами, антимонопольный орган следит за тем, чтобы различные организации, предприятия честно конкурировали между собой, например, не устанавливали необоснованно высокие цены. Если вы заметили какие-либо несоответствия закону, то можно подать жалобу в ФАС России.

Посмотрите пример
документа перед обращением к юристам сайта!

Скачать образец

Как работает
Правовед.ru?

3Выберите юриста

Выберите юриста, который
предложит самые выгодные
условия, и начните работу!

2Получите предложения

Заинтересованные юристы
в течение 10-15 минут предложат
вам свои услуги и назовут цены.

1Заполните заявку

Опишите документ, который вам
нужен. Это бесплатно и займет
не более пяти минут.

Заполните заявку
Жалобы
  • Документы в суд
  • Претензии потребителя
  • Жалобы
  • Договор франчайзинга
  • Договор управления
  • Договор уступки
  • Доверенность
  • Завещание
  • Договоры и соглашения
  • Регистрация юридического лица
Жалоба в ФАС
  • Жалоба в Прокуратуру
  • Жалоба в Роспотребнадзор
  • Жалоба в ФАС
  • Жалоба в трудовую инспекцию
  • Жалоба в жилищную инспекцию
  • Жалоба в Министерство здравоохранения
  • Жалоба в Центробанк
  • Жалоба в департамент образования
  • Жалоба в налоговую инспекцию
  • Жалоба в администрацию города
  • Жалоба в Роскомнадзор
  • Апелляционная жалоба на постановление мирового судьи (по делу об административном правонарушении)
  • Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении
  • Конституционная жалоба
  • Жалоба на отказ органа внутренних дел в выдаче лицензии на частную детективную (охранную) деятельность
  • Жалоба на неправомерный арест
  • Жалоба на неправомерные действия должностного лица таможни по наложению штрафа за нарушение режима переработки товара
  • Жалоба на неправомерное увольнение из полиции
  • Жалоба на неправомерное решение призывной комиссии
  • Жалоба на заключение врача о наличии психического заболевания
  • Жалоба в порядке частного обвинения
  • Жалоба на определение суда по гражданскому делу
  • Кассационная жалоба на решение суда по иску о восстановлении на работе
  • Кассационная жалоба на решение суда по гражданскому делу
  • Кассационная жалоба на приговор суда
  • Апелляционная жалоба истца на решение арбитражного суда по делу о признании незаключенным договора купли-продажи недвижимости
  • Другое
ПРОДОЛЖИТЬ

Основные причины обращения в антимонопольную службу

Прежде чем писать жалобу, стоит разобраться в полномочиях федерального органа. Согласно законодательству РФ, антимонопольное ведомство осуществляет следующую деятельность:

  • осуществляет проверки того, как физические и юридические лица, коммерческие и некоммерческие организации соблюдают антимонопольное законодательство;
  • контролирует деятельность юридических лиц, которые обеспечивают организацию торговли на рынках;
  • контролирует, каким образом используются государственные и муниципальные преференции;
  • возбуждает уголовные дела при несоблюдении антимонопольного закона;
  • обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность с просьбой провести оперативно-розыскные мероприятия;
  • обращается в арбитражный суд с исками о нарушении антимонопольного закона;
  • принимает участие в рассмотрении дел, имеющих отношение к нарушениям антимонопольного законодательства;
  • ведет реестр лиц, привлеченных к административной ответственности за игнорирование антимонопольного законодательства;
  • размещает в интернете решения и предписания, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц.

Важно! Претензию в ФАС можно составить на государственное учреждение, которое создает благоприятные условия для конкурентного предприятия во время закупок.

Жалобу целесообразно подать в случае несоблюдения антимонопольного закона. Еще одна причина – выход за рамки закона в рекламной области. Необоснованный отказ принимать заявку на тендер также может быть поводом пожаловаться в ФАС.

Как подать жалобу

Если вы заметили нарушение и хотите сообщить о нем, найдите в интернете образец документа и, ориентируясь на него, составьте свое обращение. Отправить жалобу возможно следующими способами:

  • почтой;
  • электронным письмом;
  • передать работнику ведомства при личной встрече;
  • загрузить на сайт антимонопольного управления;
  • через портал Госуслуги.

Почтовые адреса и контактные данные управлений находятся на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы в разделе «Территориальные органы». В письма можно и нужно вкладывать документы, подтверждающие ваше заявление.

Важно! Если вы решите отправить жалобу при помощи официального сайта ведомства, учтите – максимальный размер текста 1000 символов, но есть возможность прикрепить вложения.

Содержание жалобы

Перед составлением претензии стоит поискать образец жалобы в интернете и оформить документ по правилам. Так вы существенно снизите шансы на отзыв вашего обращения. Четко регламентированного шаблона обращения в ФАС на сегодняшний день нет, однако жалоба должна быть составлена в соответствии с требованиями и нормативами гражданского права. Обычно в жалобе содержится следующая информация:

  • наименование органа, куда направляется претензия;
  • персональные и контрактные данные граждан, нарушивших закон;
  • данные автора претензии (имя, дата рождения, номер телефона, а также адрес фактического места проживания);
  • суть жалобы;
  • дата составления заявления;
  • список вложенных документов.

На обращении обязательно нужно поставить печать или подпись, так как в противном случае бумага не будет иметь юридической силы, и специалисты из ФАС не станут ее рассматривать. Заявление необходимо составить в трех экземплярах. Один направляется в ФАС, еще один – стороне, которая совершает неправомерные действия, а третий экземпляр заявитель оставляет у себя.

Важно! В конце документа нужно поставить дату и подпись. Претензии без подписей возвращают без рассмотрения.

Какие документы нужно вложить в обращение

Жалобу в антимонопольное ведомство допустимо направлять и без вложений. Однако чем больше доказательств несоблюдения закона вы сможете собрать, тем выше шансы, что нарушители понесут наказание. Прикрепить к претензии можно следующие документы:

  • протокол изучения заявок, в котором зафиксирован отказ принять вашу заявку по причине несоответствия требованиям в техническом задании или других документов к закупке;
  • закупочная документация о проведении закупок, в которой есть сведения, согласно которым ваша заявка была отклонена;
  • справочные документы, свидетельствующие о том, что некоторые действия (или бездействие) государственного или муниципального заказчика являются противозаконными.

Порядок и сроки рассмотрения жалобы в ФАС

Письменная жалоба обязательно получает регистрационный номер в течение трех дней после получения. Ежели антимонопольный орган выяснит, что разрешение проблемы лежит вне его компетенции, то перенаправит претензию в другое ведомство в течение семи дней. При этом работники ФАС обязаны уведомить об этом заявителя и объяснить причины перенаправления. При условии, что заявление составлено грамотно и отправлено по адресу, ответ на него подготовят за месяц. Правда, законодательством предусмотрены некоторые частные случаи:

  • в случае игнорирования антимонопольного закона – один месяц (предусмотрена возможность продлить срок предоставления ответа на два месяца);
  • отступление от закона о рекламе – один месяц (предусмотрена возможность продлить время предоставления ответа на еще один месяц);
  • несоблюдении закона о контрактных закупках – пять рабочих дней с момента регистрации;
  • несоблюдение законов о закупках товаров юрлицами – одна неделя;
  • отступление от закона в области градостроения – неделя (предусмотрена возможность продлить время предоставления ответа еще на одну неделю).

Виды решений по жалобам

Когда претензию примут на рассмотрение и зарегистрируют ее, вы обязательно получите уведомление. Сотрудники ФАС могут принять одно из следующих решений:

  • удовлетворить полностью;
  • удовлетворить частично;
  • отказать в удовлетворении.

Узнать, какой именно вердикт, скорее всего, вынесет ФАС возможно, изучив содержание базы вынесенных решений. Отыскать жалобы и решения, принятые по ним, легко в единой информационной системе (ЕИС).

Последствия для нарушителя

Цель подачи жалобы – это не только устранение проблем, но и возможность участвовать в торгах на справедливых условиях. Ежели сотрудники ФАС посчитают претензию справедливой, то не дадут провести тендер или подписать контракт, пока все проблемы не будут устранены. Кроме того, нарушители смогут получить:

  • административный штраф;
  • запрет на профессиональную деятельность.

Ежели вас не удовлетворят действия сотрудников антимонопольного ведомства, вы сможете обжаловать их. Правда, для этого придется обратиться в арбитражный суд. Причем сделать это нужно в строго условленный срок. Согласно установленным правилам, обжаловать вердикт можно на протяжении трех месяцев.

По каким причинам заявление имеют право отклонить

В Федеральном законе «О контрактной системе» четко прописано, в каких ситуациях контролирующие органы имеют основания отклонить жалобу без изучения. К таким случаям относят:

  • несоответствие жалобы требованиям, с учетом которых она должна быть составлена;
  • в тексте претензии отсутствует подпись автора;
  • жалоба подана слишком поздно, когда сроки для осуществления подобных действий уже истекли;
  • на предмет жалобы уже вынесли решение в суде или в другом контролирующем органе;
  • заявитель уже подавал претензию на аналогичное нарушение, но отозвал ее.

Внеплановая проверка по причине поступления жалобы

Зачастую, получив жалобу на противозаконные действия заказчика, сотрудники ФАС назначают нарушителю внеплановую проверку. Обычно такая проверка целесообразна, когда в ходе рассмотрения претензии выявили погрешности в сфере государственных и муниципальных закупок. Внеплановые проверки делят на выездные и невыездные.

  • Выездные проверки назначают тогда, когда результаты рассмотрения претензии пролили свет на множество нарушений. Еще одна причина такой проверки – систематическое игнорирование закона в процессе закупок.
  • Невыездные проверки нужны для того, чтобы выявить несоблюдения закона по какой-то конкретной закупочной процедуре. Как правило, такая проверка ограничивается запросом документов по этой закупке с целью анализа.

В каких случаях обращаться в суд

В большинстве случаев при махинациях с тендерными продажами необходимо обращаться в антимонопольное ведомство. Но если договор уже заключен, антимонопольное ведомство не поможет. В таких ситуациях не обойтись без подачи искового заявления в суд. Лишь эта инстанция поможет разрешить ситуацию, когда у пострадавшего имеются финансовые претензии к заказчику. Согласно законодательству, ФАС не имеет полномочий расторгать контракты.