8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
289 ₽
Вопрос решен

Возврат билетов авиакомпании

Добрый день

Мною 01.20 в компании "Аэрофлот" через компанию "Купи билет" были приобретены билеты в Симферополь,с датой вылета 05.20. По причине всеобщей пандемии, а так же самоизоляции, поездку совершать не представляется здравым смысла.

В компании рассмотрев обращение, ответили, что отмена поездки является исключительно моей инициативой, что "все нормально", и билеты можно вернуть только с штрафными санкциями

Просьба оказать консультацию, является ли данное поведение авиаперевозчика правомерным. А именно: возможно ли вернуть билеты без штрафных санкций

, Сергей, г. Липецк
Михаил Петров
Михаил Петров
Юрист, г. Саратов
рейтинг 9.5

Добрый день.

Билеты приобретены по возвратному или невозвратному тарифу?

0
0
0
0

Если речь идет о невозвратном тарифе, то в сложившейся ситуации, как бы того не хотелось, но отказ от билета с условием возврата 100% стоимости по невозвратному тарифувозможен только в случаях определенных в ст. 108 Воздушного кодекса РФ.



Она в свою очередь прямо определяет условия возврата.

Так в силу названной статьи

2. В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

закрепленный в ней перечень случае не является исчерпывающим.

В свою очередь в силу 

Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82
«Об утверждении Федеральных авиационных правил „Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей“

227. Вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае:
отмены или задержки рейса, указанного в билете;
изменения перевозчиком маршрута перевозки;
выполнения рейса не по расписанию;
несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;
болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо смерти члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с пунктом 81 настоящих Правил времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс.Во всех иных случаях, в силу действующего законодательства отказ признается добровольным.

229. Отказ пассажира от перевозки в случаях, не предусмотренных в пункте 227 настоящих Правил, признается добровольным отказом от перевозки

.При этом как было разъяснено в 

<Информации> Минтранса России
»О возврате денежных средств за авиабилеты, оформленные по невозвратным тарифам"

В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и поступающими обращениями граждан о возврате денежных средств за авиабилеты, оформленные по невозвратным тарифам, Минтранс России разъясняет.
В частности, пунктом 227 Федеральных правил установлено, что вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае отмены или задержки рейса, указанного в билете. При этом перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях.Вместе с тем, меры, ограничивающие или приостанавливающие внутреннее воздушное сообщение, не принимались. В настоящее время отмена рейсов авиаперевозчиков на внутренних линиях не имеет правовых оснований.
Таким образом, отказ пассажира от международной воздушной перевозки, которая должна состояться в период действия запрета международного авиасообщения, считается вынужденным, и провозная плата подлежит возврату. А отказ пассажира от международной воздушной перевозки, которая должна состояться после снятия запрета международного авиасообщения и при отсутствии факта отмены рейса перевозчиком, считается добровольным. В этом случае провозная плата возвращается пассажиру согласно условиям тарифа.
Отказ пассажира от внутренней воздушной перевозки в случае отмены рейса авиаперевозчиком считается вынужденным, и провозная плата подлежит возврату. Отказ пассажира от внутренней воздушной перевозки при продолжении полетов авиакомпании считается добровольным, и провозная плата подлежит возврату согласно условиям тарифа.

Таким образом, если полеты авиакомпании сохранены и они не отмены с их сторона, а билеты приобретены по невозвратному тарифу — то отказ является добровольным и средства возврату не подлежат.

Если речь идет о покупки билетов по возвратному тарифу, то по смыслу ст. 108 ВК РФ

1. В случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке:
1) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;

Таким образом, при отказе от перелета по возвратному тарифу совершенному до регистрации посадки на рейс вы вправе получить стоимость билета, но за вычетом фактических расходов, которые понес перевозчик по организации полета.

0
0
0
0

И еще какой момент.

вам могут предложить вариант с отказом от договора перевозки со ссылкой на ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей»

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

и ст. 782 ГК РФ

1. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Говоря о том. что Вы вправе отказаться в любой момент от перевозки, потребовав от перевозчика предоставить сведения о фактических расходах, а при отсутствии таковых требовать возврата 100 % стоимости билета.

Это предложение безграмотно и не основано на законе.

Во-первых, в силу ст. 779 ГК РФ

2. Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.

Глава 40 как раз и посвящена договорам перевозки.

А значит правила оказания услуг и основания для отказа от них к договорам перевозки НЕ применимы.

Во-вторых, в постановлении 

Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17
«О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»

указано. что

2. Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

Таким образом, отказ от договора перевозки определяется ст. 108 Воздушного кодекса РФ — применить в этой связи здесь Закон РФ «О защите прав потребителей» не представляется возможным.

Юрист. который Вас поведет по данному пути не разбирается в специфике и  нюансах действующего законодательства.

0
0
0
0
Дарья Горлова
Дарья Горлова
Юрист, г. Москва
рейтинг 8
Эксперт

Добрый день! 

Просьба оказать консультацию, является ли данное поведение авиаперевозчика правомерным. А именно: возможно ли вернуть билеты без штрафных санкций

Является правомерным, поскольку инициатором расторжения договора является не авиакомпания, а Вы.

А именно: возможно ли вернуть билеты без штрафных санкций

Зависит от тарифа. Если невозвратный, то " провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира." (ВЗК РФ Статья 108. Прекращение по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки пассажира)

Единственный вариант при котором пассажир отказывается от договора по своей инициативе и имеет право на возврат денежных средств это «в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс» (ВЗК РФ Статья 108. Прекращение по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки пассажира).

Рекомендую подождать, возможно рейс будет отменен авиакомпанией. 

0
0
0
0
Сергей
Сергей
Клиент, г. Липецк

Благодарю за информацию

Похожие вопросы
Защита прав потребителей
Возврат денег за билеты на концерт супер фестиваль Диско-Fest90-х 28апреля 2024
Возврат денег за билеты на концерт супер фестиваль Диско-Fest90-х 28апреля 2024
, вопрос №4113537, Николай, г. Екатеринбург
Защита прав потребителей
Мне дали инструкцию и сказали чтобы на карте был эквивалент суммы билета и тогда по системе эквайринга мы вернем вам полную сумму в течение 10 минут
Здравствуйте! Помогите, что мне делать в данной ситуации. Я покупал билет в кино на одном из сайтов, на следующий день все изменилось и я обратился в поддержку за возвратом денежных соедств 3000 руб. Мне дали инструкцию и сказали чтобы на карте был эквивалент суммы билета и тогда по системе эквайринга мы вернем вам полную сумму в течение 10 минут. Прошло время и сказали что со мной свяжется менеджер и в итоге он со мной связался и сказал что произошла ошибка и нужно заполнить всё снова, но в ручную и опять иметь сумму эквайринга 3000, но у меня уже ничего нету, родители вообще сказали много плохого. Что мне делать? Мне 18 лет.
, вопрос №4112619, Ярослав, г. Москва
Защита прав потребителей
29 апреля я повторяю заявку на возврат
Я получил машинку для стрижки волос. Качество товара плохое: корпус сделан их делового пластика, думаю на принтере. При работе сильная вибрация. Товар, мне не нравится по многим причинам и пытаюсь его вернуть продавцу с момента получения 24 апреля. Они оставляют на рассмотрение до 29 апреля. 29 апреля я повторяю заявку на возврат. Они опять просят фото и снова оставляют возврат на рассмотрение. Просят создать заявку на возврат повторно. 1 мая я повторяю заявку с приложением фото и 7 мая отправляю заявку с новыми фото. а 8 мая мне прислали отказ в возврате. Тянули возврат с апреля, а теперь мотивируют, что истек срок возврата.
, вопрос №4112299, Виктор, г. Москва
Гражданское право
Можно ли купить билеты на самолёты и снять квартиру?
Здравствуйте, хотим компанией поехать в Калининград из Санкт-Петербурга, на 3-4 дня. Двоим по 16 лет, одному 15. Можно ли купить билеты на самолёты и снять квартиру? И вообще законно ли находится в другом городе без родителей до 18 лет и какие нужно иметь с собой документы??? Большое спасибо
, вопрос №4112235, Александр, г. Сертолово
Защита прав потребителей
Правомерно ли требовать подаренные наушники при возврате одного товара?
Спорная ситуация с магазином Были куплены двое смарт часов, в магазине проходила акция:"покупаешь две пары часов, в подарок идут беспроводные наушники " , по приезду домой одни часы были полностью работоспособны, вторые с браком, часы магазин забрал на диагностику, где подтвердили брак, предложили замену на аналогичные часы, но желания уже нету, попросил сделать возврат, но магазин требует при возврате вернуть наушники которые шли в подарок. В чеке не указано что это подарок, а просто стоит на них стоимость 10 рублей. Правомерно ли требовать подаренные наушники при возврате одного товара? Как вернуть только часы? На что основываться
, вопрос №4111413, Тимур, г. Москва
Дата обновления страницы 26.04.2020