Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Выбор времени вылета в командировоку: как регулируется законодательством и судебной практикой?
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, на какие нормы законодательства, решения судов и контролирующих органов можно опираться в спорах с работодателем в следующей ситуации:
- Работодатель расположен в Москве, работник проживает в Москве
- У работника в трудовом договоре указан ненормированный рабочий день
- Работодатель поручает работнику участвовать в проекте, который проходит в городе в европейской части России, условно в Ростове. Для этого работник будет командироваться туда на понедельник-четверг еженедельно в течение шести месяцев; пятницу работать из офиса работодателя в Москве, выходные проводить в Москве
У работника и работодателя возникает спор, на каких авиа рейсах работник будет летать в командировку (про обратный рейс так же разногласия, но опустим их здесь - проблема зеркальная).
Для вылета в Ростов есть три основных опции:
1. Вылетать в районе 22 часов в воскресенье. Этот вариант работодатель наибольшим образом приветствует, т.к. это позволит уже в 9 утра в понедельник выполнять свои обязанности
2. Вылетать в районе 6 утра в понедельник. С этим вариантом работодатель тоже согласен, т.к. работник будет в офисе немного позже 9 утра
3. Вылетать в районе 9 утра в понедельник. Этот вариант предпочитает работник, т.к. он позволяет не нарушать выходной день и нормально выспаться в понедельник. Работодатель против - т.к. фактическую работу над проектом работник начинает в районе 11-12 часов в понедельник
Для меня относительно понятно, как работник может противостоять первой опции. Вылет в командировку в воскресенье - это фактически работа в выходной день, что не предусмотрено трудовым договором (даже если в нем есть ненормированный рабочий день).
Основной вопрос (вознаграждение будет распределено в основном на основе ответов на него), есть ли доводы из законодательства, судебной практики, решений контролирующих органов, которые позволяют работнику настаивать на третьей опции (и, наоборот, работодателю настаивать на второй опции)?
Если мое понимание доводов про опцию один неверное (например, у работодателя все же есть основания настаивать) - тоже подкорректируйте, пожалуйста.
Заранее благодарю за помощь.
Добрый вечер, Алексей! Выскажу мнение по Вашему вопросу. Насчет первой опции Вы все правильно понимаете. Это действительно привлечение к работе в выходной день. Есть такой документ: Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (утв. Постановлением Правительства РФ № 749 от 13.10.2008). В нем сказано:
Днем выезда в командировку считается дата отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от места постоянной работы командированного, а днем приезда из командировки — дата прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем отъезда в командировку считаются текущие сутки, а с 00 часов и позднее — последующие сутки.
В том же Положении сказано:
5. Оплата труда работника в случае привлечения его к работе в выходные или нерабочие праздничные дни производится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Теперь насчет основного вопроса:
Основной вопрос (вознаграждение будет распределено в основном на основе ответов на него), есть ли доводы из законодательства, судебной практики, решений контролирующих органов, которые позволяют работнику настаивать на третьей опции (и, наоборот, работодателю настаивать на второй опции)?
Да нет у Вас доводов здесь, на самом деле. Такие вопросы на законодательном уровне не урегулированы и решаются по соглашению сторон (работника и работодателя).
Вам надо исходить из того, что согласно статье 166 ТК РФ:
Служебная командировка — поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Вы в командировке выполняете поручение работодателя, Вы не можете (нет законных оснований) диктовать ему свои условия (во сколько вылетать и, соответственно, во сколько там приступать к работе). Работодатель, в свою очередь, обеспечивает Вам соблюдение всех гарантий и выплату всех компенсаций, связанных с командировкой.
Вам надо, на мой взгляд, выбирать компромиссный вариант — 2-ю опцию. И договариваться об этом с работодателем. Аргументов и доводов, чтобы настаивать на 3-ей опции, я в данном случае у Вас не вижу.
С уважением!
Добрый день.
1. Вылетать в районе 22 часов в воскресенье. Этот вариант работодатель наибольшим образом приветствует, т.к. это позволит уже в 9 утра в понедельник выполнять свои обязанностиАлексей
Это отпадает, поскольку первый день командировки не должен быть у Вас ранее понедельника.
Более того — формально вылет в воскресенье предполагает начало работы в выходной день, что предполагает оплату труда в двойном размере.
на это указано в ст. 153 ТК РФ
Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:
И на это обращено внимание в Письме Минтруда России от 13.10.2017 N 14-2/В-921
Таким образом, дни выезда, приезда, а также дни нахождения в пути в период командировки подлежат оплате согласно статье 153 ТК РФ не менее чем в двойном размере.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки»
Днем выезда в командировку считается дата отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от места постоянной работы командированного, а днем приезда из командировки — дата прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем отъезда в командировку считаются текущие сутки, а с 00 часов и позднее — последующие сутки.
Соответственно исходя из это рассматриваем два последующих варианта
2. Вылетать в районе 6 утра в понедельник. С этим вариантом работодатель тоже согласен, т.к. работник будет в офисе немного позже 9 утра
3. Вылетать в районе 9 утра в понедельник. Этот вариант предпочитает работник, т.к. он позволяет не нарушать выходной день и нормально выспаться в понедельник. Работодатель против — т.к. фактическую работу над проектом работник начинает в районе 11-12 часов в понедельник
Алексей
Они подходят оба и при этом если работник выбирает третий вариант — он не допускает нарушение действующего законодательства.
И на это обращает внимание судебная практика, в частности
Апелляционное определение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 09.04.2018 по делу N 33-282/2018
Таким образом, время нахождения в пути в пункт назначения командировки и обратно не может быть признано прогулом. Более того, из пояснений истца следует, что он выехал из места командировки в 17-00 часов, т.е. отсутствовать 14.09.2017 года на рабочем месте, точнее по месту командировки, более 4 часов не мог. Согласно табелю, представленному представителем ответчика, 14.09.2017 года работодатель указал, посчитал и оплатил как нахождение истца в командировке. Согласно этому же табелю прогулом указан только один день — 15.09.2017 года (л.д. 85). Следовательно, юридически значимым обстоятельством является совершение прогула истцом 15.09.2017 года
Алексей, встречный вопрос — у Вас в организации в правилах внутреннего трудового распорядка прописано каким образом осуществляется выезд в командировку?
Дело в том, что постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 отметило, что
И соответственно процедура выезда в командировку может быть определена локальным актом (например, правилами внутреннего распорядка).
На этот счет есть соответствующая судебная практика:
Апелляционное определение Московского городского суда от 14.08.2015 по делу N 33-25800/2015
Определение Верховного суда Республики Хакасия от 18.08.2011 по делу N 33-1941/2011
Если в Вашем случае подобные документы в организации отсутствуют — то Вы можете выехать в командировку в течение любого времени в первый день командировки.