Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Юридическая проверка контрагентов по множеству критериев
- Проверка контрагента
- Критерии и порядок процедуры
- Порядок процедуры проверки контрагента
- Услуги по проверке контрагентов
В любой предпринимательской деятельности есть определенные риски. Их своевременное прогнозирование и устранение является обязательным условием успешности бизнеса. Один из таких рисков – работа с недобросовестными и неплатежеспособными контрагентами. Чтобы избежать печальных итогов такого сотрудничества, важно заблаговременно провести юридическую проверку контрагентов по множеству критериев.
Проверка контрагента
В налоговом законодательстве России закреплено положение, согласно которому ответственность за выбор контрагента полностью возлагается на налогоплательщика. Поэтому каждая компания заинтересована в оценке рисков и налоговых последствий, которые могут возникнуть в результате неосмотрительности при выборе контрагентов.
Последствия работы с сомнительными контрагентами могут быть следующими:
- безнадежная дебиторская задолженность;
- репутационный вред компании;
- претензии со стороны налоговых и правоохранительных органов.
Повышенное внимание со стороны налоговых служб возможно в результате подозрений с их стороны на получение так называемой необоснованной налоговой выгоды. Выгода признается таковой, если предприниматель действовал без должной осмотрительности, подразумевается, что он должен был знать о допущенных контрагентом нарушениях.
Помимо налоговых рисков, у компании при работе с контрагентом могут возникать и финансовые риски: поставки некачественного товара, срыв сроков поставок и др. К сожалению, не всегда проблему можно решить путем переговоров, иногда безответственное поведение контрагента для него является нормой, и тогда компания теряет свои деньги.
Чтобы предотвратить эти и другие печальные результаты сотрудничества, необходимо провести юридическую проверку контрагентов по множеству критериев. Это позволит увидеть «истинное лицо» контрагента и вовремя предпринять меры по снижению рисков. Для этого желательно воспользоваться услугами юриста, специализирующегося на соответствующих делах.
Критерии и порядок процедуры
При проверке как потенциальных, так и действующих контрагентов необходимо использовать следующие основные критерии.
- Срок существования компании. Длительный период работы является показателем серьезности контрагента. По наблюдениям экспертов, если компания ведет свою деятельность на рынке более полутора лет, это свидетельствует в пользу ее надежности состоятельности.
- Совпадение фактического и юридического адреса. Нередко фактический и юридический адрес организации не совпадают по вполне объективным причинам, например, чтобы при переезде избежать смены налогового инспектора. Но при проверке важно убедиться, что юридический адрес компании не расположен в месте «массовой регистрации», когда на одном адресе зарегистрировано большое количество предприятий. Контрагентов такими адресами необходимо избегать.
- Судебная история. При анализе судебной истории следует обратить внимание на такие моменты:
- Финансовое состояние – один из важнейших и показательных критериев. Анализ финансовой отчетности позволит выявить реальные активы контрагента и определить, действительно ли его деятельность прибыльна (факт уплаты счетов, налогов, НДС).
- Наличие лицензии. Данный критерий проверяется в случае, когда при сотрудничестве с контрагентом он выполняет деятельность, требующую наличие лицензии, например, международная перевозка грузов.
- Сведения о ликвидации и банкротстве. Важность данного критерия трудно переоценить. Своевременно получив сведения о банкротстве или ликвидации контрагента, компания сможет обезопасить себя от риска дальнейшего сотрудничества и позволит предъявить требования об уплате кредита в установленный законом срок. Действия по взысканию задолженности планируются с учетом поведения контрагента или его конкурсного управляющего.
- Проверка репутации в СМИ и интернете. Любые отзывы от бывших партнеров, сотрудников, клиентов, конкурентов контрагента могут оказаться весьма полезными. Не стоит принимать на веру информацию от конкурентов, но зерно истины может быть даже в явно необъективном отзыве. Как минимум над этим стоит задуматься. Полное отсутствие какой-либо информации в СМИ и интернете является довольно тревожным сигналом, свидетельствующим с большой вероятностью о том, что контрагент может оказаться компанией-однодневкой. В наше время практически у любого действующего предприятия есть свой сайт.
- Факультативные признаки. К данному критерию можно отнести:• Реестр недобросовестных поставщиков. Существует вероятность, что потенциальный контрагент является участником системы закупок для государственных нужд. Поэтому при проверке рекомендуется пройти эту факультативную стадию и выполнить поиск по УНП компании с целью выявления, не занесен ли контрагент в данный реестр.• Задолженность перед бюджетом. Иногда компании сознательно формируют подобную ситуацию, списывая дебиторскую задолженность. Однако какой бы действенной ни была данная мера, ее применение косвенно свидетельствует о наличии финансовых трудностей. В данном случае велик риск неплатежа от контрагента.
•сколько судебных дел у контрагента и за какой период, какова динамика их изменения;
• занимаемая роль: взыскатель-истец или должник-ответчик, были ли встречные иски;
• размер и характер судебных исков.
Просто факт наличия судебных дел с участием контрагента не должно повышать риск работы с ним. Любое предприятие, ведущее активную деятельность на рынке, сталкивается с необходимостью защиты своих прав и интересов в судебном порядке. Однако большое количество дел в непродолжительный период времени, особенно за последний год, уже говорит о возможной опасности работы с данным партнером. В этом случае имеет смысл пообщаться с представителями противоположной стороны спора. Так можно узнать много полезной информации и сделать свои выводы.
Порядок процедуры проверки контрагента
Начинать проверку желательно до подписания договора с контрагентом. Так компания сможет избежать массы возможных проблем, начиная от аферы и мошенничества и до потери репутации и претензий со стороны государственных органов.
Существует несколько способов эффективной проверки контрагентов. Одним из первых юристы предпочитают использовать систему проверки по базам данных или, как еще говорят, возможность «пробить» по базам данных. Это метод позволяет быстро и результативно узнать о конкретном субъекте предпринимательской деятельности всю необходимую для работы с ним информацию. Возможно, для него проходила разработка пакета аукционной и конкурсной документации.
Проверка надежности контрагента начинается с того, что в процессе переговоров о заключении договора с новым партнером представитель компании запрашивает комплект документов. Состав этого пакета документов четко не очерчен, но, опираясь на анализ судебной практики и разъяснения российского налогового законодательства, имеет смысл запрашивать у контрагентов копии документов, подтверждающие их правоспособность. Копии должны быть заверены печатью субъекта предпринимательской деятельности и подписью его руководителя (генерального директора).
Базовые методы проверки контрагента
Проверить своего контрагента перед заключением договора можно по нескольким параметрам:
- Получение выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. В этих регистрирующих органах по запросу вы получаете официальную выписку реестра, которая подтверждает реальное существование компании-контрагента.
- Проверка компании-контрагента по ИНН. Для этого необходимо получить копию свидетельства о присвоении ИНН, то есть документа о взятии компании на учет налоговыми органами. Обязательно наличие на данной бумаге печати, а также подписи главы организации.
- Проверка контрагента по ОГРН. Имеется ли номер и соответствующее свидетельство о присвоении ОГРН. Номер также выдается представителем налогового органа. Проверка данного параметра позволяет юристам индивидуализировать конкретное юридическое лицо.
- Проверка контрагента по фамилии. Иногда бывает необходимо провести проверку контрагента до момента прямых переговоров. В этом случае может помочь поиск информации по фамилии руководителя или учредителя компании. Сбор сведений проходит по базам данных или в бизнес-поисковиках, также здесь могут пригодиться документы полномочий лица, выступающего от лица контрагента.
- Проверка контрагента по адресу. Обязательно нужно уточнить, существует ли реально указанный в уставных документах адрес и там ли располагается компания-контрагент. Здесь необходимо обращение в УФМС.
- Проверка учредительных документов – имеются ли устав, решение или протокол о создании юридического лица.
- Проверка контрагента по арбитражным делам. В базе арбитражных дел на официальном сайте можно найти все завершенные дела с участием вашего потенциального контрагента. Проведя их анализ, партнер получает полезную информацию о способе ведения дел, кредитоспособности и деловой репутации фирмы.
Услуги по проверке контрагентов
Проверкой контрагентов не стоит пренебрегать, даже если вам посоветовали данного партнера как благонадежного. Однако самостоятельная проверка юридического лица может не дать полных результатов, даже если вы хорошо разбираетесь в вопросе. Без соответствующего образования сложно оценить ряд нюансов в регистрационных и других документах.
Поэтому оценку надежности потенциального контрагента лучше доверить юристам, специализирующимся в данной работе, тем более что многие агентства сегодня оказывают услуги онлайн. Оплата за услуги стороннего специалиста сполна окупится минимизацией финансовых рисков благодаря своевременной оценке кредитоспособности и деловой репутации ваших партнеров. Как и цена услуги по подготовке документации к торгам, стоимость работ окупает затраты.
Юрист в минимальные сроки предоставит заказчику достоверную и исчерпывающую информацию со своими комментариями. В результате подобных проверок вы получите четкое видение не только благонадежности, но и эффективности данного субъекта предпринимательской деятельности.
В заключение важно подчеркнуть, что профессиональная проверка контрагентов с использованием всех возможных критериев значительно уменьшит риски вашей компании, следствием чего станет финансовая стабильность бизнеса и безупречная деловая репутация.