Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Квитанции ЖКХ
- Содержание квитанции
- Чего не должно быть в квитанции ЖКХ
- Применяемые нормы закона
- Как производится оплата
- Что делать, если квитанция утеряна
- Анализ архивных данных
- Сколько нужно хранить квитанцию
Квитанция ЖКХ – это платежный документ, предназначенный для оплаты коммунальных услуг и общедомовых нужд, которые каждому из потребителей были начислены за прошедший период (календарный месяц).
Содержание квитанции
Примерная форма этого платежного документа и методические рекомендации по его заполнению установлены Министерством регионального развития РФ по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
В первую очередь в этом документе должны быть:
- почтовый адрес квартиры или иного домовладения;
- информация о собственнике или нанимателе недвижимого имущества (Ф.И.О. физического лица или наименование юридического лица);
- наименование исполнителя коммунальных услуг (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя или название юридического) и его место расположения или госрегистрации в соответствии с п. 1 ст. 54 ГК РФ. В квитанция на оплату ЖКХ даются реквизиты именно исполнителя, а не посредников.
Если исполнитель коммунальных услуг не информирует потребителя должным образом, то это будет считаться административным правонарушением в соответствии с ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ и грозит виновному штрафом от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.
Кроме этого, атрибутами этого платежного документа являются:
- номера банковских счетов и реквизитов исполнителя, его контактные телефоны, электронная почта и адрес интернет-ресурса;
- оплачиваемый месяц;
- размер тарифов, исходя из каждого вида коммунального ресурса;
- единица измерения коммунальных ресурсов (кВт*ч, куб. м, Гкал);
- объем коммунальных услуг по каждому виду;
- сумма за каждый вид;
- объем услуг, предоставленных на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя;
- общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленных в многоквартирном доме за прошедший месяц;
- показания общедомового прибора учета конкретного вида услуги;
- общий объем коммунальных услуг, которые были предоставлены во всех помещениях многоквартирного дома;
- информация о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги при наличии законных оснований;
- информация о размере задолженности потребителя перед исполнителем за прошлые периоды;
- данные о наличии льгот и субсидий на оплату коммунальных услуг;
Если исполнитель услуг отказывается предоставлять потребителю льготы, он будет привлечен к административной ответственности в виде штрафа в соответствии с ч. З ст. 14.8 КоАП РФ.
- информация о рассрочке или отсрочке оплаты, если она была дана потребителю.
Минстроем РФ разработана примерная форма квитанции за услуги ЖКХ. Это связано с тем, что с 1 января 2017 года услуги на общедомовые нужды (ОДН) из разряда коммунальных перешли в жилищные.
Если ранее сверхнорматив на ОДН распределялся между всеми жильцами пропорционально площади квартир, то с 2017 года принцип расчёта объёма ресурсов не изменился. Изменилось только то, что сверхнорматив перераспределять между собственниками без решения их общего собрания стало нельзя, а перерасход должны оплачивать управляющие компании.
В целом перенос оплаты на общедомовые нужды из состава коммунальных в жилищные является формальным. Если ранее за все общедомовые нужды жилец платил 1500 рублей, то с нынешнего года эта сумма перешла в плату за содержание жилого помещения. Для домов без приборов учета в квитанциях будет использоваться повышающий коэффициент 1,5. До 1 июня 2017 года региональные власти утвердят новые нормативы потребления.
Нанесение кода на квитанцию ЖКХ даст возможность более эффективно производить оплату ЖКУ, уменьшив расходы за проведение платежа, что способствует сокращению общих расходов потребителей на плату. Штрихкоды наносят на основании ГОСТ Р 56042-2014.
Чего не должно быть в квитанции ЖКХ
В квитанции нельзя размещать информацию, которая не предусмотрена ни законодательством, ни договором с потребителем рекламы. Кроме этого, закон запрещает взимать плату за одни и те же услуги. К примеру, общедомовые приборы учета в соответствии с п.1 ст. 36 ЖК РФ относятся к части общего имущества многоквартирного дома. Расходы по содержанию и ремонту такого имущества включены в плату за жилое помещение в соответствии со ст. 155 ЖК РФ. Поэтому включение в квитанцию дополнительно «техобслуживание ОПУ» будет означать двойную плату за одни и те же услуги.
Применяемые нормы закона
Регулирование тарифов, установление правил оплаты и порядок начислений коммунальных платежей производятся на основании Конституции, Гражданского и Жилищного кодексов РФ, а также Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Все коммунальные расходы на внутриквартирные и общедомовые нужды осуществляются на основании установленных на федеральном и местном уровнях тарифов. 26 декабря 2016 года Постановлением Правительства РФ № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» были внесены изменения в формирование квитанции за жилищно-коммунальные услуги. Вновь утверждённую форму квитанции ЖКХ рекомендуется использовать ресурсоснабжающим организациям при информировании жильцов многоквартирных домов об изменениях в начислениях платы за коммунальные услуги.
Как производится оплата
Способ оплаты коммунальных начислений выбирает потребитель. До недавнего времени оплату квитанции ЖКХ чаще всего производили через банки или офисы управляющих компаний. Но активное развитие банковской инфраструктуры и электронных платежей привело к тому, что многие потребители теперь пользуются банкоматами и системами онлайн-платежей.
Сделать это можно по-прежнему в любом отделении «Почты России». В таком случае, как и при оплате через банковское учреждение, клиенту нужно будет уплатить комиссию, начисляемую посредниками денежных переводов.
Еще один способ – платежные терминалы, находящиеся в крупных магазинах, учреждениях, на станциях метро и автозаправках. В отличие от банкоматов, в терминалах принимаются только наличные купюры, и большинство из них не дает сдачу. Работают они круглосуточно, и зачислить деньги можно быстро.
В последнее время набирает популярность внесение квартплаты через известные в России электронные кошельки: «Яндекс. Деньги», «Деньги Mail.Ru», «WebMoney». Некоторые из российских банков для удобства своих клиентов ввели систему автоплатежей, благодаря которой сами банки ежемесячно и без владельца переводят определенную сумму со счета клиента на счет поставщика услуг.
Что делать, если квитанция утеряна
Если платеж был правильно обработан и зачислен, то квитанция может вообще не потребоваться. Но в некоторых случаях доказать оплату можно только с ее помощью. Существует несколько способов найти потерявшуюся квитанцию.
Через архив операций по карте
Этот простой, быстрый и доступный способ подходит только для безналичных операций через платежные терминалы или банкоматы.
Через архив операций интернет-банка
Один из популярных способов восстановления квитанции. Подходит только для операций, совершаемых в интернет-банке. Там можно воспользоваться историей операций, найти оплаченный чек, после чего или сохранить его, или распечатать сразу на принтере.
Получение резервного чека в банке
Один из самых надежных, но не самых быстрых и простых способов. Каждый работник операционной системы банка имеет доступ к архиву операций. Для восстановления квитанции нужно посетить отделение банка, точно назвать свои Ф.И.О. и паспортные данные, дату, время, сумму и получателя платежа. При осуществлении операции через терминал или банкомат обязательно указывается номер устройства, который находится на лицевой стороне автомата. Чем полнее и точнее будут данные, тем быстрее найдется копия этого документа.
Анализ архивных данных
Наиболее долгий и трудный способ восстановления. Он используется, если платеж не может найти ни плательщик, ни операционист. В этом случае нужно оставить письменное заявление на розыск платежа. После этого банковское учреждение проводит расследование. Платеж будет найден наверняка, но в особо сложных случаях для этого может понадобиться месяц или более.
Сколько нужно хранить квитанцию
Чтобы возникший спор между потребителями и поставщиками коммунальных услуг мог быть быстро и правильно улажен, рекомендуется иметь на руках все платежные документы. Подтвердить факт оплаты и её суммы можно с помощью квитанции ЖКХ в 2017 году. В случае банковского перевода банк может предоставить в качестве подтверждения выписку, но за это время можно дождаться такого последствия, как начисление пени.
Общий срок исковой давности по гражданскому законодательству равен 3 годам. Это тот минимум, в течение которого платежные квитанции ЖКХ в 2017 году следует хранить. Если допустить появление большой задолженности по коммунальным платежам, это станет основанием для судебных разбирательств и даже для выселения из помещения. Для того чтобы этого не произошло, следует аккуратно вносить все коммунальные платежи. При возникновении спорных ситуаций лучше обратиться за консультацией к опытным юристам нашей компании. Это позволит избежать негативных последствий и устранить возникшие перед плательщиком проблемы.