Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Следует ли вообще реагировать на такое требование?
Здравствуйте, постараюсь правильно описать ситуацию. До августа 2020 года я являлась директором одного ООО, после своего ухода я передала всю документацию новому директору.
В акте приемки-передачи я указала только некоторые документы (уставные, протоколы собраний), так как посчитала их наиболее важными. Перечислить все передаваемые документы на мой взгляд невозможно. Акт был подписан мной и новым директором. Необходимо отметить, что в Уставе ООО не прописана процедура передачи документов от прежнего директора новому.
В настоящее время у этого ООО опять произошла смена директора. От прежнего директора требуют передачи всего пакета документов, которые он по каким-то причинам не спешит передавать. Новый директор обратился ко мне, ссылаясь на выше указанный акт, потребовал от меня предоставить документы, пологая, что раз не весь перечень документов перечислен в акте, то я их присвоила себе. Должна ли я реагировать на данный запрос?
Директор, которому я передавала документы после своего ухода, никаких претензий ко мне не предъявлял, в суд не подавал, ООО после снятия с меня полномочий директора работала и осуществляла свою деятельность.
На данный момент новое руководство ООО намерено обратиться в суд на прежнего директора, грозятся подать иск и на меня, требуют от меня официального ответа о том, что у меня никаких документов ООО нет. Что лучше предпринять в такой ситуации? Следует ли вообще реагировать на такое требование?
Должна ли я реагировать на данный запрос?
Здравствуйте, можно не реагировать на требование нового директора. Аргументы: акт приёмки-передачи был подписан, претензий при передаче документов не было, а полномочия как директора прекращены, поэтому к человеку не вправе предъявлять какие-либо требования.
Если новое руководство планирует обратиться в суд, можно подготовить письменное возражение на иск с указанием доводов относительно заявленных требований.
ГПК РФ Статья 149. Действия сторон при подготовке дела к судебному разбирательству
.
Здравствуйте!
Вообще при увольнении директор должен передать новому руководителю печать, учредительные документы, бухгалтерскую отчетность и другие документы, касающиеся деятельности общества (ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.
При этом законодатель не устанавливает исчерпывающего перечня передаваемых документов, а также не регламентирует форму и содержание акта приёма-передачи, если иное не предусмотрено уставом общества. В Вашем случае, если устав ООО не содержит специальных требований к процедуре передачи, надлежащее исполнение обязанности подтверждается актом, подписанным сторонами.
Поскольку акт приёма-передачи подписан Вами и новым директором без замечаний, а последующий директор не оспаривал его в установленном порядке (в том числе в суде), Ваши обязательства считаются исполненными надлежащим образом. Требование нового директора о передаче документов, ранее уже переданных по акту, не правомерно, так как обязанность по обеспечению сохранности документов общества лежит на действующем директоре. Отсутствие в акте полного перечня документов не свидетельствует о их незаконном удержании, если общество не докажет обратное.
Рекомендую направить обществу письменный ответ с указанием на факт передачи документов в 2020 году, отсутствие у Вас документов на текущий момент и приложением копии акта. В случае подачи иска Вы вправе ссылаться на ч. 1 ст. 408 ГК РФ и представленный акт как доказательство исполнения обязательства.
Кроме того, срок исковой давности составляет 3 года и начинает течь с момента, когда новый директор обнаружил отсутствие документов и установил лицо, у которого они находятся (Постановление Пленума ВС РФ от 29.09.2015 № 43, п. 1).
Уважаемая Алёна, здравствуйте! Конечно нужно реагировать, не так все просто в Вашем вопросе.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/eb7eaf7415d317fa9daf978473137c9209c1e1d7/
То есть - порядок такой передачи должен быть определен самой организацией, например, в уставе или локальных нормативных актах. Если такой порядок не установлен, то он определяется исходя из конкретных обстоятельств дела (см. Определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2023 № 2450-О, а также определения Верховного Суда РФ от 09.08.2022 № 307-ЭС22-5640, от 12.07.2021 № 304-ЭС21-9898).
---------
В Вашем случае акт приема-передачи документов был составлен и подписан обеими сторонами, что подтверждает факт передачи документации новому директору. Претензии к Вам со стороны последующего руководства не имеют правовых оснований, если отсутствуют доказательства, что какие-либо документы остались у Вас и не были переданы. Более того, прежний директор, которому Вы передавали документы, не предъявлял Вам претензий и не обращался в суд, а организация продолжала свою деятельность.
В случае поступления официального запроса от нового руководства ООО, целесообразно дать письменный ответ следующего содержания:
«Все имеющиеся у меня документы, относящиеся к деятельности ООО, были переданы новому директору по акту приема-передачи от дата-месяц-год, что подтверждается подписями сторон. На данный момент каких-либо документов ООО у меня не имеется.»
Такой ответ будет соответствовать требованиям законодательства.
Таким образом, реагировать на требование нового руководства рекомендую только в случае официального запроса, предоставив вышеуказанный ответ. Оснований для удовлетворения иска — не имеется.
its.1c.ru/db/newsprac/content/487488/hdoc
С уважением, Д.А. Разина
Алёна, здравствуйте. Прямой обязанности нет, но будьте готовы к тому, что Вам может поступить иск.
С уважением