Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Не должен ли сам продавец заниматься подобным?
Купил фарфоровую чашу на маркетплейсе, принес домой, она оказалась битой (маленький скол). Создал заявку на возврат, продавец пишет (прикрепил файл в аттаче к письму)
Вопрос, на сколько законно когда продавец отсылает к производителю для проверки и требует акт проверки? Не должен ли сам продавец заниматься подобным?
- 2024-04-26 21.34.37.jpg
Здравствуйте!
Если Вам пришел товар ненадлежащего качества, то продавец не просто должен, а обязан принять товар и провести экспертизу за свой счет, такая обязанность указана в ч. 5 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет
Это как раз Ваш случай, поскольку имеется спор о причинах возникновения скола на чаше.
Направьте продавцу письменную претензию, в случае отказа можете подать жалобу в Роспотребнадзор и подать исковое заявление в суд.
В претензии Вам необходимо указать об обязанности продавца принять товар и провести экспертизу за его счет со ссылкой на ч. 5 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».
Если Вам нужна помощь в составлении претензии, Вы можете обратиться к любому юристу в личные сообщения.
Здравствуйте.
Не должен ли сам продавец заниматься подобным?
Да, если Вы обратились к продавцу, то именно продавец должен принять товар на проверку.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
«О защите прав потребителей»
Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара.
При этом Вы, как потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
Поэтому не совсем понятна позиция продавца, отказывающегося и отсылающего к производителю.
Вопрос, на сколько законно когда продавец отсылает к производителю для проверки и требует акт проверки?
Данные действия продавца конечно же незаконны. В силу ст.18 закона о защите прав потребителей несёт ответственность именно сторона по договору, то есть продавец, который должен принять товар на проверку качества.
Не должен ли сам продавец заниматься подобным?
Именно он и должен решать данный вопрос.
К изготовителю Вы вправе обратиться, но не обязаны.
Серж, добрый день.
Вопрос, на сколько законно когда продавец отсылает к производителю для проверки и требует акт проверки?
Это не законно.
В силу ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» покупатель сам определяет лицо, к которому он может обратиться с требованием относительно выявленного в товаре недостатка.
2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.
3. Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.
Таким образом, обращение к производителю с требованием по некачественному товару является правом покупателя, а не его обязанностью.
Более того, независимо от установления на товар гарантийного срока, с продавца не снимается обязанность принять товар от покупателя.
В той же ст. 18 оговорено, что
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара.
В дальнейшем после его принятия продавец самостоятельно определяет свои действия и он вправе провести по товару проверку качества по результатам которой отказать или удовлетворить требования покупателя.
Гарантийный срок на товар влияет лишь на распределение бремени доказывания причин возникновения недостатка в товаре, а не на последовательность действий продавца.
Если на чашу не был установлен гарантийный срок — то в силу закона доказать, что недостатки в ней возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента обязаны именно Вы.
Да, продавец примет от Вас товар, но в отсутствие доказательств того, что скол появился до получения чаши Вам укажут, что повреждение носит механический характер, о нем стало известно после его получения, а следовательно риск случайного повреждения товара перешел к Вам после его доставки.
В Вашем случае, есть смысл при обращении к продавцу представить имеющиеся у Вас доказательства, из которых следует, что скол был обнаружен при вскрытии упаковки.
Это может быть видеозапись вскрытия упаковки (при наличии таковой), осмотр чаши и упаковки экспертом, который может сделать вывод о том, что скол мог образоваться в результате доставки товара в следствие его ненадлежащей упаковки и т.п.
Так в судебной практике отмечается, например, следующее
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27.08.2021 N 88-20843/2021, 2-4811/2020
Довод кассационной жалобы о том, что риск повреждения товара перешел на покупателя после его приобретения, отклоняется, посколькуфакт отсутствия каких-либо вмешательств со стороны потребителя, эксплуатации, снятия транспортной ленты подтвержден допустимыми доказательствами и не опровергнут ответчиком.
Исходя из сказанного можно в качестве доказывания ссылаться на целостность самой упаковки, транспортировочных материалов, защитных пленок и т.п. обстоятельства, указывающие на то. что на момент предъявления претензии товар не был в эксплуатации — Вы не могли его повредить ни при транспортировке, ни при вскрытии упаковки.
Уточните — на чашу был установлен гарантийный срок?