Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Оплата юрлицом КЭП физлица
В 2023 году планируется вступление в силу поправок 63-ФЗ «Об электронной подписи». Поправки касаются перехода от использования электронных подписей юридического лица, к использованию только электронных подписей физических лиц (с приложением машиночитаемой доверенности выданной юридическим лицом).
У ЮЛ будет только одна подпись юридического лица – у Генерального директора Общества. Дальше все подписи будут выдаваться на физическое лицо без указания реквизитов ЮЛ.
На текущий момент квалифицированные электронные подписи оформляются на ЮЛ (в реквизитах подписи указано наименование, ИНН и т.д.) и оплачиваются Обществом в аккредитованном удостоверяющем центре .
Прошу Вас пояснить, какие риски существуют в случае оформления и оплаты Обществом ЭП для работника как физическому лицу.
С такой КЭП работник может совершать юридически значимые сделки от своего имени и в своих интересах (продажа, покупка имущества и т.д., подача заявлении на госуслугах), а затраты на КЭП, которую он будет использовать для этого, например, понесло Общество.
Валерий, доброго утра!
С такой КЭП работник может совершать юридически значимые сделки от своего имени и в своих интересах (продажа, покупка имущества и т.д., подача заявлении на госуслугах), а затраты на КЭП, которую он будет использовать для этого, например, понесло Общество.
Не совсем так. КЭП будет действовать с доверенностью организации. Так что подписи работник будет ставить в интересах организации. Так как согласно пп. 2 п.1 ст. 17.2 и п. 2 ст. 17.3 63-ФЗ, вводимые 476-ФЗ, с 1 марта 2022 в подписи на физлицо отсутствуют данные по организации, но такие подписи будут действовать вместе с электронной доверенностью. Формат электронной доверенности прописан тут: regulation.gov.ru/projects?p=1210&utm_ad=10567731518&utm_medium=cpc&utm_source=YandexDirect&utm_campaign=kontur-markirovka-farma-poisk&utm_content=brand%7Cad%7C10567731518%7Cgid%7C4525729362%7Ccid%7C60492028%7Ccpn%7CYaD_KMF_Portal_Poisk_Brendovye%7Csrc%7Csearch%7Cdev%7Cdesktop%7Crgn%7CЕкатеринбург%7Cmtp%7C%7Ctid%7C34269031198_&utm_term=контур+фарм&yclid=10671179339007000575&utm_startpage=kontur.ru&utm_orderpage=kontur.ru%2Fpress%2Fnews%2Fkontur-extern%2F2021%2F10%2F7632#npa=111784
Подпись будет содержать квалифицированный сертификат в бумажном или электронном виде, структура которого определена приказом ФСБ России № 795 от 27.12.2011
с 1 января 2023 года сотрудник должен получить личную подпись физлица в аккредитованном УЦ и использовать электронную доверенность или получить электронную подпись на сотрудника можно в аккредитованном УЦ.
С уважением.
Валерий, здравствуйте.
Учитывая, что с 2023 года требования законодательства обязывают оформлять КЭП на физлицо, а так же, в том случае если на работника будет оформлена электронная доверенность на право подписи и он действительно будет пользоваться КЭП для подписания документов от имени юрлица (использовать КЭП в деятельности Общества) никаких налоговых, бухгалтерских и иных рисков тут не будет, поскольку расходы ООО на оформление КЭП будут экономически обоснованы производственной необходимостью. (п. 1 ст. 252 НК РФ). Тот факт, что физ. лицо при этом может использовать КЭП в личных целях на данный вывод не влияет.
Если у вас остались ко мне вопросы, вы их можете мне задать в чат личных сообщений. С уважением.
Иные риски:
В законе № 63-ФЗ «Об электронной подписи» указывается, что закрытый ключ, который получает владелец электронной подписи в удостоверяющем центре, доступен только ему и он обязан держать его в тайне. В связи с чем, если работник будет учинять подписи сам лично, не передавая ключ иному лицу, то риски злоупотреблений со стороны иных лиц, близки к нулю.
Налоговые риски
Существует действующий Приказ ФНС России от 30.04.2021 N ЕД-7-26/445@ «Об утверждении формата доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме и порядка ее направления по телекоммуникационным каналам связи» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.08.2021 N 64604). Если работник будет следовать указаниям их данного приказа, то риски предоставления не верной отчетности, близки к нулю.
Подробнее можно посмотреть тут: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_392698/
Данный приказ уже действующий. Отчетность следует передать в налоговую электронно. При отправке отчетности к отчету будет прикрепляться информация об использовании МЧД.
Риски в том, что это новшество и например, могут возникнуть трудности технического характера с отправкой отчетов в ФНС. Доверенности должны учитываться в системе, где их создали, должен быть реестр, к которому можно обратиться для проверки действия МЧД и полномочий по ней. Но, по факту, все это будет ли качественно организовано? Выяснять придется самим на практике как все работает, и у своего оператора ЭДО, если он вообще готов к работе с МЧД.
Бухгалтерские риски:
Как я уже указал в первом своем ответе, сославшись на приказ ФСБ России № 795 от 27.12.2011, нужна специальную лицензия от ФСБ. Об этом указано еще в письме ФСБ от 23.06.2022 № С-2133. В письме указано, что подписывая собственной подписью документы, бухгалтер оказывает услуги по шифрованию информации, для которых нужна специальная лицензия.
Если ее нет, то риск получить штраф и разбирательство в суде. Имеется прецеденты, например дело № А46-15558/2020.
Подробнее можно ознакомиться тут: https://sudact.ru/arbitral/doc/mgVN7eoCTImN/
Данным постановлением бухгалтер был привлечен к административной ответственности в виде штрафа, которая подписывала отчеты своей подписью.
С уважением.