Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Можно ли использовать публично размещенную информацию из соцсетей?
Могу ли я взять публикацию, размещенную в социальной сети Facebook, ВКонтакте или Instagram (не критично) и использовать ее для размещения в официально публикуемой книге (текст публикации + изображение + данные человека или бренда, который ее опубликовал; например, с помощью принтскрина ленты новостей)?Разумеется, при условии, что пост размещен публично.
В "политике конфиденциальности" социальных сетей такой информации нет - они регламентируют только свои собственные отношения с пользовательской информацией.
Заранее спасибо за ответ!
Добрый вечер! В указанном случае требуется согласие автора публикации на использование составных частей его произведения в публично распространяемом производном произведении (п.3. ст. 1260 ГК РФ):
Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.
Изъятия из этого правила установлены ст. 1274 ГК РФ:
допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросамвоспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений.воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио).публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях;запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.
Во-вторых, изображение человека охраняется ст. 152 ГК РФ, в соответствии с которой:
Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:
- использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
- изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
- гражданин позировал за плату.
Дискуссионным является понятие «место, открытое для свободного посещения». Ряд судов в указанном случае считает, что социальная сеть таким местом является, а другие полагают, что нет, например Апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 07 мая 2015 г. по делу N 33-2784/2015:
«Интернет по своей сути не может являться местом, открытым для свободного посещения, применительно к требованиям закона. Интернет в целом является информационным полем, не регулируемым правовыми актами. Сеть Интернет состоит из совокупности информационных составляющих, ответственность за которые несут авторы сайтов, порталов, блогов, иных информационных ресурсов исключительно в рамках указанных форм. Более того, использование размещенной в сети Интернет информации является возмездным, что также ограничивает понятие свободы доступа для посещения места, в котором размещены те или иные объекты».
Таким образом, целесообразно получать согласие на использование таких фотографий.
Также изображение гражданина может фотографическим и произведением, если обладает определенным уровнем творчества, то есть опять-таки подпадает под ст. 1260 ГК РФ.
Указание фирменного наименования в производных произведениях не запрещается, так как это противоречит самой природе гражданско-правовых отношений, однако при распространении информации, не соответствующей действительности с использованием такого наименования имеет место высокий риск привлечения к гражданско-правовой ответственности за ущерб деловой репутации юридического лица.
Сложнее с товарными знаками, на использование которых целесообразно получать согласие на использование графической части их товарного знака, либо включать в текст книги образы товарных знаков со свидетельств (например, товарный знак ООО «Маша и Медведь»- это изображение в указанном виде включенное в свидетельство).