Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Сколько часов должен работать в день учитель?
Добрый день! Я учитель английского языка в общеобразовательной школе. В этом году классное руководство попадает на вторую смену, я должна находится в школе всю вторую смену вместе с детьми моего класса. По новому расписанию мне поставили уроки и в первой смене, причем почти первая смена вся с 8:30 подряд уроки. Вторую смену всю я тоже должна быть. Если бы хотя бы поставили уроки с 10-11 вопросов бы не возникло, но получается в школе я буду находится с 8:30 до 18:15. По часам это перебор? Что делать в данном случае? Завучи только и говорят "Другие тоже так работают учителя и ничего!"
Добрый день, Анна.
1. У учителей общеобразовательных школ рабочее время состоит из двух частей:
— нормируемой (самих занятий);
— ненормируемой — иной педагогической работы (участия в педсоветах, проведения род. собраний, метод. работы с учащимися, ведения журналов и дневников и т.д.).
Нормируемая часть для вас составляет 18 часов в неделю за ставку заработной платы.
Конкретная продолжительность ненормируемой части не устанавливается. Время выполнения иной педагогической работы зависит от ПВТР, а также планов, графиков, расписаний, утверждаемых локальными нормативными актами.
Как пишут в интернете, в некоторых школах руководители пытаются заставить быть в школе 36 часов (18 часов нормируемой нагрузки и 18 ненормируемой). Но это не правомерно, так как нельзя нормировать ненормируемую часть. Если объективно нет необходимости (нет педсоветов, метод. работы и т.д.), то учитель вправе быть свободен.
2. Что касается классного руководства, то это дополнительная работа, которая может быть поручена учителю только с его согласия на условиях дополнительной оплаты. Согласие как правило фиксируется в доп. соглашении к трудовому договору.
В Постановлении Минтруда указывается, что это не является совместительством. Из этого следует, что вроде бы и не нужно распространять гарантии, что работа по совместительству не должна превышать 4 часов в день. Но на мой взгляд такая позиция Минтруда противоречит ТК РФ, так как создает новую категорию работников «несовместитель», которых в ТК РФ нет и лишает педагогов установленных прав.
3. По классному руководству — не уверен, что вам нужно находится в школе всю 2-ю половину дня. Нужно подумать, что включает в себя классное руководство. Возможно нужно встречаться по плану с учениками, например, сколько то раз в неделю. А в коридоре дежурить нет смысла. Поговорите об этом с руководством.
Если не поможет, вы имеете право отказаться от доп. работы по классному руководству.
Обоснование:
Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536
2.1. Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, педагогами дополнительного образования, старшими педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями, старшими тренерами-преподавателями (далее — работники, ведущие преподавательскую работу) организаций характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой (далее — преподавательская работа), которая выражается в фактическом объеме их учебной (тренировочной) нагрузки, определяемом в соответствии с приказом N 1601 (далее — нормируемая часть педагогической работы).
К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее — другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.
2.3. Другая часть педагогической работы, определяемая с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:
самостоятельно — подготовка к осуществлению образовательной деятельности и выполнению обязанностей по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей) (в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ), изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся;
в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка, — ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме;
правилами внутреннего трудового распорядка — организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся;
планами и графиками организации, утверждаемыми локальными нормативными актами организации в порядке, установленном трудовым законодательством — выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;
графиками, планами, расписаниями, утверждаемыми локальными нормативными актами организации, коллективным договором, — выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности (с указанием в локальном нормативном акте, коллективном договоре порядка и условий выполнения работ);
трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) — выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты);
локальными нормативными актами организации — периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приема ими пищи.
Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41
2. Для указанных в пункте 1 настоящего Постановления категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:
ж) работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.;
Выполнение работ, указанных в подпунктах «б» — «з» допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.
ст. 284 ТК РФ
Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.
Письмо> Минобрнауки России от 15.10.2015 N 08-ПГ-МОН-37849
Из перечисленного следует, что дни недели (периоды времени, в течение которых образовательная организация осуществляет свою деятельность),свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п. (пункт 2.4 Положения приказа N 69).
Оснований для нормирования локальными актами образовательных организаций в часах (минутах) времени выполнения иных обязанностей учителей не имеется, в связи с чем подобные действия работодателей не могут быть признанными правомерными. Кроме того, работодатель не вправе возложить на педагогического работника без его согласия обязанности, не предусмотренные квалификационной характеристикой по занимаемой им должности.
ст. 60.2 ТК РФ
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.