Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Как получить справку ФМС о действительности паспорта?
Банк требует справку о действительности паспорта а в ФМС говорят ,что паспорт действительный ,но справок они не выдают ,как мне то быть?
С 29 марта 2014 года вступило в силу Указание Банка России от 21 января 2014 г. № 3179-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 19 августа 2004 года № 262-П». Оно установило обязанность кредитных организаций (в частности банков) осуществлять проверку действительности паспортов клиентов – физических лиц исключительно с использованием информационного сервиса «Проверка действительности паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ» на официальном сайте ФМС России.
По сообщениям СМИ, данный сервис был недоступен с 30 июня, т.к. находился на модернизации, а на момент публикации материала вообще был удален из списка информационных сервисов сайта ФМС России.
Ранее в Письме Банка России от 4 апреля 2011 г. № 12-5-2/526 «О проверке действительности паспортов» разъяснялось, что информация с сайта ФМС России может быть использована банками исключительно в качестве справочной информации и только на основании этой информации банк не имел право отказать в обслуживании лицу. Для этого требовалось официальное подтверждение ФМС России – была установлена «презумпция действительности» паспорта, пока не доказано обратное. Указание Банка России от 21 января 2014 г. № 3179-У изменило ситуацию на прямо противоположную – теперь при малейших сомнениях паспорт считается недействительным.
Требование Банка России о проверке паспортов на действительность касается всех граждан РФ, планирующих открыть счета в банке, отправить денежный перевод, обменять валюту или совершить иные операции по уже существующим счетам.
В связи с этим Национальный совет финансового рынка (далее – НСФР), отметив значительный рост отказов банков от обслуживания клиентов – физических лиц, обратился в Управление Роспотребнадзора по г. Москве с предложением об оказании содействия в предотвращении нарушений прав потребителей, вызванных установлением такой обязанности банков [письмо НСФР имеется в распоряжении редакции. – Ред.]. По мнению НСФР, при использовании указанного ресурса банки сталкиваются с рядом проблем, поскольку ресурс носит исключительно информационное значение. Действительно, после выдачи результата проверки, на сайте появлялось [на момент сбора данных этот сервис работал. – Ред.] сообщение о том, что ответ на запрос носит справочный характер, а для получения юридически значимой информации следует обратиться в территориальное подразделение ФМС России. В результате проверки можно было узнать, что паспорт действителен, недействителен или в электронном учете ФМС России в настоящее время не значится. В последних двух случаях банки, как правило, отказывают в предоставлении какой-либо услуги.
О том, что недопустимо возлагать на банки обязанность по проверке действительности паспортов с использованием такой неустойчивой системы, говорится в упомянутом письме НСФР. Они подсчитали, что количество запросов для среднего банка, имеющего примерно 100 отделений, будет составлять около 10 тыс. в день, а в целом по банковской системе этот показатель составляет 10 млн запросов в день и 2 млрд запросов в год. В условиях отсутствия возможности использовать указанный сервис, сайт ФМС России предлагает воспользоваться сервисом «Список о недействительных (утраченных (похищенных), оформленных на утраченных (похищенных) бланках паспорта гражданина РФ, выданных в нарушение установленного порядка, а также признанных недействительными) паспортах граждан РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ» или скачать этот список для самостоятельного изучения.
При проведенной нами проверке сервис выдал ответ «По Вашему запросу о действительности паспорта РФ **** № ****** получен ответ о том, что данный паспорт „В списке недействительных паспортов отсутствует“. Но можно ли сделать из этого вывод, что паспорт действителен? Многие банки, опасаясь санкций в виде штрафов, не получив 100% ответ, что паспорт действителен, отказывают в предоставлении услуг.
НАША СПРАВКА
Сотрудники банка могут быть оштрафованы на 10 – 30 тыс. руб., а сам банк – на 50 – 100 тыс. руб., в соответствии с ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
С требованием разъяснить схему поведения в такой ситуации НСФР обратились также и в Банк России, где им дали ответ [документ есть в распоряжении редакции. – Ред.], что если у банка нет возможности воспользоваться сайтом ФМС, то запрос можно сделать через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Эта система создана в рамках Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ „Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг“ и представляет собой федеральную государственную информационную систему, которая предоставляет возможность получения государственных услуг и взаимодействия информационных систем органов государственной власти и организаций. По информации Банка России, к ней подключено 90% банков и ФМС.
Если банк не имеет возможности сделать запрос, то он имеет право отказать в обслуживании клиента и отправить его получать справку в территориальный орган ФМС. В связи с этим возникает вопрос – есть ли у ФМС России установленная обязанность выдавать справки о действительности паспортов? На официальном сайте в списке государственных услуг, оказываемых ФМС России, предоставление такой справки – о действительности паспорта – не значится. Имеется информация о том, что ФМС России проводит адресно-справочную работу. Ее предметом является предоставление информации о физических лицах (гражданах РФ, иностранных гражданах и лицах без гражданства), включающая в себя: Ф.И.О., пол, дату и место рождения, гражданство, дату и адрес регистрации по месту жительства, реквизиты паспорта и т.п. В этом перечне информация о действительности паспорта также отсутствует.
Как сообщила пресс-служба ФМС России специально для нашего портала, для уточнения вопроса действительности паспорта необходимо использовать упомянутый выше список недействительных паспортов, сведения в котором обновляются ежедневно до окончания рабочего дня (фактически – до 18:00 с понедельника по четверг и до 16:45 по пятницам). Следует отметить, что, в отличие от ФМС России, банки работают в среднем до 20:00, в том числе и по субботам примерно до 17:00. Физические лица и банки могут проверить действительность паспорта как в онлайн-режиме через указанный сервис, так и направив запрос почтой [на наш взгляд для получения ответа в возможно короткие сроки запрос следует направлять заказным письмом, хотя ФМС России рекомендует в виде обычного почтового отправления. – Ред.]. При личном обращении гражданина в структурное подразделение ФМС России справка о действительности его паспорта должна быть выдана в день обращения (в соответствии с указанием ФМС России СК-1/3/1-1269 от 5 февраля 2013 г.). Отказ в выдаче такой справки неправомерен, если гражданин запрашивает информацию в отношении своей личности. Сотрудник нашего портала попытался получить справку о действительности своего паспорта в отделении УФМС России по г. Москве по району Черемушки, но получил отказ. Заместитель начальника отделения указала, что такая информация выдается только в случае сомнений в действительности паспорта и только по запросу кредитной организации, который было предложено отправить по факсу.
Является ли законным отказ банков предоставлении какой-либо услуги, даже если информация о действительности паспорта отсутствует?
Например, для открытия клиенту банковского счета или вклада, банк обязан идентифицировать его личность, получив реквизиты документа, удостоверяющего его личность. К таким относятся:
паспорт гражданина Российской Федерации;
свидетельство органов ЗАГС, органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о рождении гражданина – для гражданина Российской Федерации, не достигшего 14 лет;
общегражданский заграничный паспорт;
паспорт моряка;
удостоверение личности военнослужащего или военный билет;
временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое органом внутренних дел до оформления паспорта;
иные документы, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации документами, удостоверяющими личность (Приложение 1 к Положению Банка России от 19 августа 2004 г. № 262-П „Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“).
КРАТКО
Реквизиты решения: Апелляционное определение Орловского областного суда от 15 апреля 2014 г. по делу № 33-817.
Суть дела: Заявитель обратилась с иском к ФМС России, так как в связи с информацией на сайте о недействительности ее паспорта ей было отказано банком в совершении сделки купли-продажи акций.
Суд решил: Сведения о недействительности паспорта истца, полученные на сайте ответчика (ФМС России) посредством сервиса проверки действительности паспортов, носят справочный характер, при этом доказательства размещения на сайте сведений о недействительности паспорта истца отсутствуют. Более того, доказательств, свидетельствующих об официальном отказе истцу в заключении сделки купли-продажи акций по основаниям, связанным именно с получением информации о недействительности его паспорта, истцом не представлено.
Справка или иной документ, подтверждающий действительность паспорта, в этом списке отсутствует. Отказать в заключении договора банковского счета или вклада, совершении иных операций банк имеет право только в случаях, прямо предусмотренных законом. Так, основания для отказа в заключении договора банковского счета предусмотрены в п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“.
Таким образом, если единственным основанием для отказа в обслуживании банком клиента является отсутствие сведений о действительности его паспорта, гражданин имеет возможность обжаловать такой отказ в суде. На сегодняшний день практика по такой категории споров не распространена. Однако имеется судебное решение (Апелляционное определение Орловского областного суда от 15 апреля 2014 г. по делу № 33-817), в котором суд отказал в удовлетворении исковых требований, сославшись на отсутствие официального отказа в совершении финансовой операции именно по основанию недействительности паспорта. Для получения официального документа об отказе в обслуживании, клиенту необходимо направить в банк претензию в письменном виде либо заказным письмом, либо вручить на руки сотруднику банка с отметкой о принятии на собственном экземпляре. Такая претензия должна быть рассмотрена в течение 10 календарных дней. После получения ответа или при отсутствии такового можно обратиться в суд.
ГАРАНТ.РУ: www.garant.ru/article/558939/#ixzz4aZ2CWaHv