Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Использование чужого логотипа у себя на сайте
Добрый день!
У меня есть собственный сайт, где я предоставляю услуги по бронированию номеров в отеле на Красной Поляне. Мне позвонил представитель ОАО "Красная Поляна" и сказал, что я не имею право использовать их логотип у себя на сайте, т.к. у меня с ними нет прямого договора, а бронирую я через туроператора, у которого есть прямой договор с ОАО "Красная Поляна", а у меня соответственно агентский договор с туроператором. С одной стороны налицо конкурирование моего сайта с официальным сайтом ОАО, т.к. они тоже занимаются непосредственно бронированием номеров, с другой стороны я же продаю их отель на законных основаниях. Действительно ли я не могу использовать их логотип? Могу ли я использовать у себя на сайте мои собственные фотографии их отеля, номеров? Про фотографии, взятые с их сайта, я уже понял, что нельзя без их разрешения. Могу ли я использовать у себя на сайте мою собственную фотографию фасада отеля с их фирменным логотипом, например как на фото в приложении?
- пример.jpg
Алексей, если Вы используете эти материалы в качестве информационных, то я не вижу никакой проблемы в том, чтобы продолжать такое использование.
Статья 1274 ГК РФ — Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
Думаю вам нужно указывать источник под фото) И соглашусь с коллегой. Если вы используете только в информационных целях то претензий к вам никаких… Получается предалагаете однородную услугу либо товар. Но при этом не должно возникать путаницы., то есть не должно быть «однородности до степени смешения. »
Ответственность за незаконное использование и смешение:
-гражданско-правовая (ст.1515 ГК РФ) Товары, этикетки, упаковки товаров,
на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до
степени смешения обозначение, являются контрафактными. Правообладатель
вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения
убытков выплаты компенсации:
1) в размере от 10 000 до 5 млн. рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен
товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования
товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых
обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного
знака.
— административная (ч.2. ст.14.10 КоАП РФ) Производство в целях сбыта
либо реализация товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого
товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения
товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров влечет
наложение административного штрафа на граждан в размере двукратного
размера стоимости товара, явившегося предметом административного
правонарушения, но не менее десяти тысяч рублей с конфискацией
предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака
обслуживания, наименования места происхождения товара, а также
материалов и оборудования, используемых для их производства.
— уголовная (ст.180 УК РФ) Незаконное использование чужого товарного
знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или
сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние
совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, —
Добрый день!
Ст 1274 ГК РФ здесь, конечно, ни при чем, т.к. претензии говорится об использовании голотипа (видимо, товарный знак).
Что касается фото, то копировать чужого фото на свой сайт Вы не имеете права, и норма о цитировании Вас никак не спасает, т.к. цитирование предполагает использование часть произведения: в норме ГК РФ четко говорится об объеме, оправданном целью цитирования. У Вас такого нет.
Возвращаясь к претензия по логотипу: мое мнение — по смыслу товарного знака, он используется для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Т.е. случай нарушения права на товарный знак — это, например, Вы оказываете услуги под чужим брендом, либо выпускаете товары под брендом, который Вам не принадлежит.
Если же Вы для информации указываете логотип компании, услуги которой законно продаете, то нарушения прав правообладателя не будет.
Прилагаю судебную практику. Там дела не в пользу сайтов, но там есть четкие доводы — почему, и эту причины можно снимать указанием на законность оказания самих услуг.
Тем не менее, я не исключаю, что правообладатель пойдет на принцип, подаст иск и суд встанет на его сторону, т.к. тема использования ТЗ не всегда даже судами понимается верно.
Добрый день, Андрей!
Для понимания — ОАО «Красная Поляна» бронирует номера в своем же отеле или в отелях третьих лиц?
Многое зависит также и от того, что прописано в договоре Туроператора с ОАО «Красная Поляна», в части использования товарного знака и передачи прав и обязанностей по договору третьим лицам.
Ну, например, если там было условие о том, что Туроператор для исполнения обязанностей по договору вправе использовать товарный знак ОАО «Красная Поляна» и при этом вправе передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам, то можно поспорить о правомерности использования товарного знака (хотя, на мой взгляд, малоперспективно), так как Вас привлекли для исполнения обязанностей Туроператора по агентскому договору.
Но, если ничего подобного нет, то так как Вы по сути не являетесь партнером ОАО «Красная поляна», разрешений на использование их товарного знака у себя на сайте не имеете, следовательно использовать его Вы не можете, тем более, что Вы оказываете те же услуги.
3. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (п.3 ст.1484 ГК РФ)
Т.е. потребитель, бронируя у Вас на сайте отель и видя логотип Красной поляны, может подумать, что заказывает услуги непосредственно у них.
Кроме того, основным тут является то, что правообладатель уже сам Вам заявил, что он запрещает Вам использовать его товарный знак, а в соответствии со ст. 1229 ГК РФ
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом
В качестве исключения можно указать исчерпание исключительного права, но на мой субъективный взгляд, применение данной нормы здесь не уместно
Не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия (ст.1487 ГК РФ).
Честно, я не знаю бронирует ли ОАО номера у самой себя или отели принадлежат еще кому-то. В договоре между туроператором и ОАО тоже я естественно не знаю что написано. От греха подальше логотип на сайте использовать не буду. Буду использовать только собственные фотографии номеров и фасадов здания с вывесками-логотипами. Достаточно ли будет для соблюдения законов и отсутствия цели введения в заблуждение потребителя указания нашего юрлица ООО на сайте на главной странице внизу и договора-оферты перед отправкой брони, в котором будут соблюдены условия ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ"? Или меня еще потом могут обвинить, что я использую слова "Горки Город" на сайте и в названии интернет домена присутствуют эти слова?
Достаточно ли будет для соблюдения законов и отсутствия цели введения в заблуждение потребителя указания нашего юрлица ООО на сайте на главной странице внизу и договора-оферты перед отправкой брони, в котором будут соблюдены условия ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»? Или меня еще потом могут обвинить, что я использую слова «Горки Город» на сайте и в названии интернет домена присутствуют эти слова?
Алексей
Думаю в данном случае вопросов возникнуть не должно
Логотип — это либо товарный знак (если зарегистрирован), либо просто рисунок.
Семенюта Богдан
Коллега, тут ещё как вариант может быть коммерческое обозначение. ТЗ — индивидуализирует товары, а гостиничные услуги — это не товар.
Поэтому речь можно вести либо о знаке обслуживания, либо о коммерческом обозначении, которое будет индивидуализировать гостиницу как «предпринятие», т.е. весь гостиничный комплекс в целом. Кроме того, не совсем понятно, что же всё таки Вы на сайте размещаете? Может быть вообще фирменное наименование:
их логотип у себя на сайте
Алексей
что это за «логотип»?
Не совсем понятно что такое "информационный материал" и в "информационных целях". Фактически на сайте - реклама этих номеров, что мы их бронируем. Это - бизнес. Мы - конкуренты с ОАО в части бронирования. Но в принципе - это информационный материал, т.к. это - информация о номерах.
Ваша задача — не представляться в качестве владельца логотипа. Во всех остальных случаях Вы вполне обоснованно и законно используете этот логотип, поскольку он показывает, кто именно является его владельцем. Т.е. Вы не вводите потребителя в заблуждение.