Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Вопрос по сроку исковой давности по договору простого товарищества Между двумя юридическими лицами в 2020 году был заключён договор простого товарищества
Вопрос по сроку исковой давности по договору простого товарищества
Между двумя юридическими лицами в 2020 году был заключён договор простого товарищества. В рамках договора велась совместная деятельность по созданию и эксплуатации совместных активов и получению доходов.
В 2024 году совместные активы были проданы третьему лицу, одновременно стороны подписали соглашение о расторжении договора простого товарищества.
При этом за весь период с 2020 по 2024 год товарищу №2 не перечислялась причитающаяся ему часть дохода/прибыли. Договором не предусмотрен срок и порядок распределение доходов.
Прошу разъяснить, с какого момента в данной ситуации начинает течь срок исковой давности для взыскания не полученной части дохода:
1. С момента получения дохода в каждом периоде, или
2. С момента расторжения договора
Также прошу указать, как обычно формируется судебная практика по таким ситуациям.
Здравствуйте.
При этом за весь период с 2020 по 2024 год товарищу №2 не перечислялась причитающаяся ему часть дохода/прибыли. Договором не предусмотрен срок и порядок распределение доходов.
На мой взгляд, в приведённом фрагменте текста — первое предложение вступает в противоречие со втором. Вы не находите?
Условия договора простого товарищества нужно знать точно, в части касающейся.
Здравствуйте, Леша!
В статье 196 Гражданского кодекса РФ указано, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Момент с которого исчисляется срок — это по сути момент нарушения прав.
Применительно к Вашей ситуации права нарушаются в момент, когда должна происходить выплата, но она не происходит.
Таким образом, исчислять надо по п. 1, с момента получения дохода.
Если в соглашении о расторжении не был определен иным образом срок этих выплат.
При этом, для того чтобы срок давности был применен, нужно об этом заявить. У суда нет права самостоятельно применять срок давности, если от стороны (ответчика) не поступило соответствующего заявления.
Здравствуйте.
По моему мнению, срок исковой давности должен исчисляться с момента расторжения договора простого товарищества, поскольку после наступления этого обстоятельства у товарища, которому поручено ведение дел товарищества (бух.учета) отсутствуют основания для удержания нераспределенной прибыли.
Эта точка зрения поддерживается судебной практикой, в частности п. 1 «Обзора судебной практики по делам, рассмотренным Арбитражным судом Уральского округа в IV квартале 2015 года»
Срок исковой давности по требованию о взыскании нераспределенной прибыли начинает течь с момента прекращения обязательств, вытекающих из договора простого товарищества (в названном случае с момента расторжения данного договора (Постановление АС Уральского округа от 22.10.2015 N Ф09-7187/15)
Судами установлено, что договором простого товарищества сроки исполнения обязанностей по распределению прибыли и выплате ее товарищам не определены, какое-либо соглашение сторон о распределении доходов от совместной деятельности, являющихся общей долевой собственностью товарищей в силу ст. 1043 ГК РФ, в материалах дела отсутствует.
Судами установлено, что договором простого товарищества сроки исполнения обязанностей по распределению прибыли и выплате ее товарищам не определены, какое-либо соглашение сторон о распределении доходов от совместной деятельности, являющихся общей долевой собственностью товарищей в силу ст. 1043 ГК РФ, в материалах дела отсутствует.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что срок исковой давности по настоящему требованию истца начал течь с момента прекращения договора простого товарищества (01.08.2013). С момента прекращения обязательств, вытекающих из договора простого товарищества, у ответчика прекратилось право на удержание нераспределенной прибыли, а истец, действуя как разумный и добросовестный участник гражданского оборота, должен был узнать о нарушении своего права на получение нераспределенной прибыли в надлежащем размере.
www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=AUR&dst=100003&n=175045&req=doc#XiYIi4VYJopCNkos
Здравствуйте.
Добавлю также пример судебной практики, подтверждающей, что срок исковой давности отсчитывается от расторжения договора:
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 N 01АП-8182/2022 по делу N А43-1373/2022
Судом рассмотрен и отклонен довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, ввиду следующего.
Согласно статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Соглашение о расторжении договора простого товарищества N 5505-5-4/2016 от 24.05.2016, в котором не разрешен вопрос о распределении затрат на разработку рабочей документации, было подписано между сторонами 25.12.2019.
До подписания данного соглашения вопрос о распределении имущества, в том числе заявленных расходов, между сторонами не разрешался, так как указанные затраты были общим имуществом товарищей в рамках договора N 5505-5-4/2016.
При таких обстоятельствах, учитывая, что предъявление спорного требования обусловлено расторжением договора простого товарищества 25.12.2019, в связи с которым у сторон возникла необходимость распределения имущества, суд пришел к выводу, что начальной датой исчисления срока исковой давности является следующий день после подписания соглашения — 26.12.2019.
Но важно учитывать ещё один момент:
При этом за весь период с 2020 по 2024 год товарищу №2 не перечислялась причитающаяся ему часть дохода/прибыли.
Она только не перечислялась или не начислялась тоже?
Если была начислена, но не выплачена, тогда исковую давность, на мой взгляд, стоит отсчитывать всё-таки от даты начисления, а не расторжения.
Полагаю, что применять нужно следующие измышления.
Если условия договора не предусматривают точный срок или период исполнения обязательства и из сути заключенного договора и его условий, невозможно определить этот срок, то применятся будет положение части 2 статьи 314 Гражданского Кодекса РФ,
И эта норма права — вторит положениям абзаца 2 части 2 статьи 200 ГК РФ,
То есть, предпринимателю, не получившему свой доход, по договору простого товарищества, в такой ситуации, следует направить второму «товарищу» — письменное требование о передаче (выплате) задолженности в 7ми дневный срок.
При неисполнении этого требования, срок исковой давности (общий, то есть, 3 года) начнет свое течение на следующий день, после истечения 7ми дневного срока.
Продолжая дальнейшее исследование, приходу к выводу о том, что ситуация не так проста, как кажется на первый взгляд. В частности, есть и вот такой случай из судебной практики, с условиями по договору, идентичными тем, что указаны Вами в вопросе. Из Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 12 февраля 2016 г. N Ф06-5267/15 по делу N А65-7576/2015,
Как видим, в данном случае, судом применено такое юридическое понятие, как «обычай делового оборота». И даже выдвижение Ответчиком Истцу — отдельного требования о возврате задолженности ( о чем я указывал, выше) — не помогло.
Обычай делового оборота — это сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством или договором. Обычай делового оборота может применяться в случаях их предпринимательской деятельности, когда закон или договор не устанавливают определенный порядок (механизм) взаимоотношения партнеров (контрагентов).