Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Необходима консультация по вовпросу составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного
Добрый день. Моя компания производит текстиль и обои с различным полиграфическим нанесением (рисунки и тексты). Необходима консультация по вовпросу составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, а именно: возможно ли зарегистрировать конкретное словесное выражение (фразу) и запретить конкурентам использовать его на схожих товарах, пусть даже с другим визуальным оформлением. Буду признательна за консультацию юриста, имеющего опыт работы с участниками рынка интернет-торговли (онлайн-магазины и маркетплейсы).
Здравствуйте!
Закон разрешает регистрировать отдельные фразы и слова как товарные знаки.
В соответствии с ч. 1 ст. 1482 ГК РФ
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
В Вашем случае это называется словесный товарный знак. Вы получаете исключительное право на саму последовательность слов/букв, независимо от того, каким шрифтом, цветом или размером она написана.
Но есть важное условие, фраза должна обладать различительной способностью (ст. 1483 ГК РФ). Нельзя монополизировать общеупотребительные термины (например, просто слово «Текстиль» или «Обои» для этих же товаров), но оригинальный слоган или фантазийное название зарегистрировать можно.
возможно ли зарегистрировать конкретное словесное выражение (фразу) и запретить конкурентам использовать его на схожих товарах, пусть даже с другим визуальным оформлением.
Согласно п. 3 ст. 1484 ГК РФ,
Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Суды в таких спорах проводят сравнение по трем критериям, 1. фонетический (как звучит), 2. семантический (смысл заложенной фразы) и 3. графический (визуальное восприятие).
Для словесных знаков звучание и смысл имеют приоритет. Если конкурент напишет Вашу фразу другим шрифтом или цветом, суды признают это нарушением, так как потребитель может перепутать производителей (Постановление Пленума ВС РФ № 10 от 23.04.2019). Вы сможете запретить им любое использование этой фразы на обоях и текстиле.
Если Ваши права будут нарушены (например, на Вайлдберисе или Озоне появится товар с Вашей фразой), Вы можете в судебном порядке запретить использование и взыскать компенсацию (от 10 тыс. до 5 млн руб. либо в двукратном размере стоимости товаров — ст. 1515 ГК РФ). На Вайлдберисе есть цифровой арбитраж, предназначенный для досудебного разрешения споров между правообладателями и продавцами на площадке.
Здравствуйте!
возможно ли зарегистрировать конкретное словесное выражение (фразу) и запретить конкурентам использовать его на схожих товарах,
Да, это возможно. Словесные обозначения (слова, словосочетания, слоганы или фразы) — один из самых распространенных видов ТЗ или ЗО в России. Фраза может быть зарегистрирована, если она не является общеупотребимым термином, описательным для товаров текстиль, обои с полиграфическим нанесением или вводит потребителя в заблуждение. Например, фраза вроде «Мягкий уют» может быть отклонена как описательная ст. 1483 п. 1 ГК РФ, а уникальный слоган вроде «Ткань мечты» — зарегистрирован, если он не конфликтует с существующими ТЗ.
1. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
Также
Не тождественна или сходна с существующими ТЗ, официальными названиями, географическими объектами или общеизвестными выражениями ст. 1483 ГК РФ. Также нельзя регистрировать фразы, которые противоречат общественным интересам или имеют дискриминационный характер п. 3 ст. 1483.
В иных случаях запрета — нет.
Для ваших товаров — текстиль и обои, классы МКТУ 24 и 27 фраза может быть зарегистрирована как ТЗ для товаров или ЗО для услуг (например, если вы предоставляете дизайн или продажу онлайн). Регистрация дает исключительное право на использование в течение 10 лет с возможностью продления ст. 1491 ГК РФ.
Здравствуйте, Татьяна!
возможно ли зарегистрировать конкретное словесное выражение (фразу)
Для того, чтобы слово или фразу зарегистрировать как товарный знак, слово или фраза во-первых, должны обладать различительной способностью.
ст. 1483 ГК РФ:
1. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью ...
Также слово должно быть не сходное до степени смешения с другими уже существующими товарными знаками и заявками, поданными для товаров или услуг из Вашей сферы деятельности. Это нужно проверить в открытых реестрах Роспатента, перед подачей заявки в Роспатент. Но еще должны быть соблюдены другие требования, предусмотренные статьей 1483 ГК РФ, например, название товарного знака не должно быть общепринятым термином в сфере деятельности или не должно характеризовать товары, по ссылке можно ознакомиться со всеми требованиями к товарному знаку, там много тонкостей, которые Вы должны учесть для успешной регистрации: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/2e83c7a3d54808ca80d8f0b2a034caa0f7122b57/
запретить конкурентам использовать его на схожих товарах, пусть даже с другим визуальным оформлением
Товарный знак может быть словесный. Если кто-то из Вашей сферы будет его использовать в составе своего логотипа, вполне вероятно, что будет сходство до степени смешения и Вы имеете право запретить конкуренту такое использование.
Если Вам нужна помощь с регистрацией товарного знака, заполнением документов, обращайтесь ко мне в чат. Занимаюсь товарными знаками более 6 лет, это можно проверить по открытым реестрам ФИПС.
Да, это основная цель регистрации. После регистрации вы получаете исключительное право на использование ТЗ/ЗО ст. 1484 ГК РФ.
Вы можете запретить третьим лицам:
— Использование тождественного или сходного до степени смешения обозначения на идентичных или смежных товарах (текстиль, обои с принтами). Сходство оценивается по фонетическому, визуальному и смысловому критериям — даже если визуал другой, но фраза та же или похожая, это нарушение.
Включая использование в рекламе, на сайтах, в описаниях товаров на маркетплейсах или в поисковых запросах. Нет норм о свободном использовании ТЗ без вашего согласия.
— Вы можете требовать удаления контента через хостинг-провайдеров или суд ст. 1252 ГК РФ. На практике юристы используют досудебные претензии к платформам Ozon, Wildberries, где блокировка занимает 1–3 дня. Если фраза станет известной ст. 1486 ГК, защита расширяется даже на несхожие товары.
При формировании заявки укажите обозначение фразу, ее словесную форму транслитерацию, если нужно, перечень товаров/услуг по МКТУ для вас — классы по текстилю, обоям и, возможно, услугам торговли через интернет. Добавьте черно-белую и цветную версии, если фраза стилизована. Заявка подается в электронном виде через портал Роспатента или лично/по почте. + госпошлина платится.
Рекомендуется провести предварительный поиск на сходство, есть платные конторы но можно (бесплатно на сайте Роспатента или платно через юриста специализирующегося на этом), чтобы избежать отказа.
Формальная экспертиза длится до 2 мес. затем существенная проверка на абсолютные и относительные основания отказа, до 1 года.
отказ — можно обжаловать в Палате по патентным спорам.
Общий срок — 12–18 месяцев.
В также нужно указать в заявке использование в интернете (класс 35 МКТУ для розничной торговли), чтобы защитить от копирования на маркетплейсах.