Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Взыскание задолженности с ликвидированного учреждения
Здравствуйте!
Заключаем контракты с государственными и муниципальными учреждениями (казенные, бюджетные, автономные).
Столкнулись с тем, что некоторые из них ликвидируются (они могут банкротиться???) и денег для погашения задолженности по исполненным контрактам у них нет.
Какая практика по взысканию задолженности?
Как я понимаю, Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
кредитор вправе одновременно предъявить иск к казенному учреждению (основному должнику) и субсидиарному должнику. Если суд удовлетворит такой иск, то взыскание сначала обращают на деньги казенного учреждения, а если их недостаточно - на деньги субсидиарного должника (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13).
Ответчиком - субсидиарным должником является главный распорядитель бюджетных средств (пп. 12.1 п. 1, пп. 2 п. 3 ст. 158 БК РФ).
В силу же пункта 6 статьи 123.22 ГК Российской Федерации автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом.
Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения
Автономное учреждение отвечает по долгам своим имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, которые переданы собственником или куплены на его деньги.
За вред, который автономное учреждение причинило гражданам (если имущества учреждения не хватает для возмещения этого вреда), отвечает собственник. На это указано в п. 6 ст. 123.22 ГК РФ, ч. 4 ст. 2 Закона об автономных учреждениях.
На практике кредиторы, включая налоговую, обычно пытаются предъявить требования к учредителю, если учреждение ликвидируется. Но суды указывают, что и при ликвидации учреждение отвечает по долгам только своим имуществом, а учредитель не отвечает вовсе.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 9 февраля 2017 года N 219-О указал, что участники гражданско-правовых отношений, приобретая свои гражданские права своей волей и в своем интересе, будучи свободными в установлении своих прав и обязанностей на основе договора (статья 1 ГК Российской Федерации), в том числе и с автономными учреждениями, несут риск неудовлетворения своих имущественных требований; поскольку законодательство не предусматривало и не предусматривает соответствующего объема гарантий для кредиторов автономных учреждений (начиная с момента появления такого вида учреждений), это ориентирует контрагентов на проявление необходимой степени осмотрительности еще при вступлении в гражданско-правовые отношения с субъектами, особенности правового статуса которых не позволяют в полной мере прибегнуть к институту субсидиарной ответственности, предполагая возможность использования существующих гражданско-правовых способов обеспечения исполнения обязательств.
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества.
Следовательно, с 01.09.2014 в случае недостаточности денежных средств ликвидируемого бюджетного учреждения собственник его имущества несет субсидиарную ответственность только по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам. Положения Гражданского кодекса Российской Федерации, действующие после 01.09.2014, не предоставляют кредиторам бюджетного учреждения права обращения к собственникам имущества учреждения в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения, вытекающим из гражданско-правовых договоров.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.02.2018 N Ф01-6449/2017 по делу N А31-6386/2015
Таким образом, объем ответственности зависит от типа и вида учреждения.
Правильно ли я понимаю положения законодательства и мы можем "остаться с носом" при наличии контрактов с автономными и бюджетными учреждениями? Ну и уже был выше вопрос - они подлежат процедуре банкротства?
Требования кредиторов ликвидируемого бюджетного или автономного учреждения при недостаточности денежных средств на их счетах удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ может быть обращено взыскание.
В случае если для удовлетворения требований кредиторов средств от реализации имущества бюджетных и автономных учреждений, на которое может обращено взыскание, будет по-прежнему недостаточно, а оснований для привлечения к субсидиарной ответственности законом не предусмотрено, такие требования в силу подпункта 1 пункта 5.1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации считаются погашенными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Гражданского кодекса учреждение не может быть признано несостоятельным (банкротом).