Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Несвоевременное оказание медицинской помощи повлёкшее смерть
Мой отец , д.р 1958 г , 19 марта 2019 г поступупил в больницу ,на плановую операции по травме плеча .
20 марта провели операцию под общим наркозом успешно .Отец чувствовал себя удовлетворительно .Находясь на стационаре в ночь с 21 на 22 марта около 4 х утра ,отец пожаловался дежурной медсестре на боль в боку .Был вызван дежурный хирург ,который визуальным ,мануальным осмотром и сдачи необохимых анализов (крови ) поставил диагноз аппендицит .
Операцию начали делать только в 12 часов .В ходе операции ,которую должны делать под местной анестезией ,выяснилось что у отца уже перетонит .Для расширения доступа ввели общий наркоз в следствии чего отец скончался .
Я считаю что мой отец скончался из за халатности врачей ,т к 8 часов он находился с острым аппендицитом и ему не проводили операцию что привело к перетониту и введению общей анастезии .В истории болезни есть заключение врача кардиолога и пульмонолого что у отца высокий риск .
Вопрос :есть ли нарушение врачей в затягивание начала операции .И могу ли я это доказать и привлечь к ответственности ?
Уважаемая Анастасия, здравствуйте!
Сначала Вам нужно обратиться в полицию с заявлением о привлечении врачей к уголовной ответственности по статье 124 Уголовного кодекса Неоказание помощи больному
1. Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, —
2. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, —
наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Полиция проведет проверку Вашего заявления, в том числе может назначить судебно-медицинскую экпертизу, которая установит причину смерти и причинно-следственную связь между действиями врачей и причиной смерти:
Ст.144 УПК РФ
При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу,...
Если уголовное дело возбудят, то Вы, как потерпевшая, будете вправе предъявить к виновникам смерти отца гражданский иск о компенсации полученных Вами моральных страданий в связи с утратой родственника (ст.44 ГПК РФ).
С уважением, Артемьев Роман
P.S. При возникновении других вопросов или необходимости в подготовке документов - обращайтесь в чат к юристу.
Чтобы доказать халатность врачей, Вам необходимо прежде всего обратиться в департамент здравоохранения и территориальный орган Росздравнадзора для проведения расследования факта ненадлежащего оказания медицинской помощи и смерти отца в отношении медицинского учреждения и его сотрудников. Получив ответы можно будет судить о наличии доказательств халатности в действиях медперсонала.
С этим ответом Вы можете аргументированно обратиться с заявлением о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности не в полицию, а в соответствующий следственный отдел СК РФ по месту нахождения медицинской организации по ст. 109 ч.2 УК РФ:
2. Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Здравствуйте Анастасия!
Не соглашусь с коллегой, ответившим выше. Состав преступления, предусмотренного ст. 124 УК РФ в рассматриваемом случае отсутствует, так как в конечном итоге медицинская помощь оказана была.
В данном случае могут усматриваться признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 293 УК РФ:
УК РФ Статья 293. Халатность
1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства,
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека,
Данное преступление относится к подследственности следователей Следственного комитета РФ, обращаться с заявлением необходимо туда. Как уже указывалось выше, следователи в ходе проведения процессуальной проверки смогут изъять медицинскую документацию и назначить необходимые экспертизы, после чего решить вопрос о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.
Для ответа на вопрос о затягивании сроков операции необходимо иметь медицинское образование, однако я могу предположить, что ожидание операции по поводу острого аппендицита в 8 часов не является нарушением. Больше вопросов вызывает непосредственная причина смерти и влияние наркоза, особенно учитывая указанные Вами рекомендации о противопоказаниях. Было бы крайне желательно, чтобы у Вас сохранились копии этих документов или Вы хотя бы помнили, какие врачи это подписывали.
Не рекомендую обращаться сразу в Росздравнадзор или Департамент здравоохранения в виду заинтересованности данных организаций и фактической возможности уничтожения компрометирующих их сведений, находящихся в медицинской документации. Для проведения полной и объективной проверки по таким поводам идеальные условия — это отсутствие жалоб потерпевших и быстрое изъятие следователем медицинской документации, что, к сожалению, на практкие организовать затруднительно.
Здравствуйте, Анастасия!
есть ли нарушение врачей в затягивание начала операции?
К сожалению, однозначного ответа Вам дать сейчас нельзя, необходимо смотреть медицинскую документацию и оценить действия врача с точки зрения выполнения стандартов оказания медицинской помощи.
И могу ли я доказать и привлечь к ответственности ?
Определить нарушения при проведении операции могут специализированные органы. Для установления нарушения Вы вправе обратиться с заявлением о проведении проверки:
1. В страховую организацию, в которой выдавался полис ОМС Вашему отцу (на основании ч. 6 ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ);
2. В территориальный орган Депвартамента здравоохранения;
3. В прокуратуру (на основании ч. 1 ст. 27 Закона РФ от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре»).
Указанные органы проведут проверку качества оказания медицинской помощи Вашему отца. По результатам указанных проверок будут сделаны выводы о наличии нарушений в действиях медицинской организации.
Если органы придут к выводу о наличии нарушений, Вы вправе обратиться в суд с исковым заявлением о компенсации морального вреда в связи с причинением вреда здоровья Вашему отцу на основании ст. 15, 150, 1064 Гражданского кодекса РФ.
Здравствуйте, для установления факта некачественного лечения Вам необходимо произвести медицинскую экспертизу качества оказания медицинской помощи. Для проведения судебной медицинской экспертизы необходимо представить медицинскую документацию, в частности медицинскую карту стационарного больного (историю болезни) за период его нахождения в больнице, однако, ч. 2 ст.13 ФЗ РФ от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлен
запрет на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, и после смерти гражданина, за исключением случаев (ч.3 и 4 ст.13) предоставления такой информации для соблюдения баланса интересов частных и публичных.
Исключение из общего правила о сохранении врачебной тайны после смерти гражданина — ч.5 ст.67 данного закона в силу которого близким родственникам предоставляется медицинское заключение о причине его смерти и диагнозе заболевания. Поэтому в Вашем случае для точного установления обстоятельств проведенного лечения Вам необходимо направить заявление в районный отдел СК РФ с просьбой привлечения к уголовной ответственности врачей ответственных за лечение. В заявлении Вы вправе ходатайствовать об изъятии медицинской документации и назначении судебной медицинской экспертизы качества медицинских услуг. На основании ч.1 ст. 144 УПК РФ
при проверке сообщения о преступлении следователь, руководитель следственного органа вправе назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок.
По результатам следователь уже примет решение при несогласии с которым Вы вправе обжаловать его прокурору или в суд в порядке ст.ст. 124-125 УПК РФ.
Кроме, того Вы вправе обратиться в Росздравнадзор и прокуратуру с жалобами, а также можете обратиться в общероссийскую общественную организацию «Лига пациентов» http://ligap.ru, которые рассматривают и анализируют случаи, требующие защиты прав пациентов. Одновременно с заявлением в СО СК РФ и остальными жалобами.
Здравствуйте Анастасия.
Наверное Вы понимаете, что при указанных в вопросе обстоятельствах, необходимо привлечение специалистов в сфере оказания медицинской помощи, т.е. юристы не медики, они не смогут установит наличие вины и нарушений при оказании медицинской помощи в действиях медицинского персонала медицинской организации, поэтому необходимо обратиться для начала по подведомственности в контролирующий орган в сфере здравоохранения, который уже по результатам проверки передаст необходимые сведения в правоохранительные органы или прокуратуру.
А это значит, что до юристов, необходимо обратиться именно в уполномоченную организацию, которая проводит в свою очередь проверку медицинских организаций при оказании ими медицинской помощи пациентам.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ:
Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий
Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.
Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи
Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:
соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;
оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;
обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;
Так согласно
Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности
Приложение. Порядок организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности
Приказу Минздрава РФ от 21 декабря 2012 года N 1340н «Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности»:
Ведомственный контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы исполнительной власти) в подведомственных им:
организациях, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность (далее — подведомственные организации).
Задачами ведомственного контроля являются:
предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан;
Ведомственный контроль включает проведение проверок:
соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
Ведомственный контроль осуществляется посредством плановых и внеплановых документарных и (или) выездных проверок.
Внеплановые проверки осуществляются в следующих случаях:
поступление в орган исполнительной власти обращений граждан
В свою очередь сама внеплановая проверка проводиться в рамках
Приказа от 26 января 2015 года N 20н
«Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья»
Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья:
Описание результата исполнения государственной функции
Результатами исполнения государственной функции являются:
направление в установленном порядке информации в органы прокуратуры о нарушениях обязательных требований, содержащих признаки преступлений, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
поступление в Росздравнадзор (территориальные органы) обращений и заявлений граждан
Принятие мер по результатам проверки
Основанием для начала административной процедуры «Принятие мер по результатам проверки» является выявление при проведении проверки нарушений обязательных требований, в связи с чем должностные лица Росздравнадзора (территориального органа), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
Направить материалы проверки в органы прокуратуры, правоохранительные органы, в случае выявления нарушения обязательных требований, содержащих признаки преступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Есть Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 сентября 2006 г. N 636
«Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с острым аппендицитом», где написанно что 30 минут даётся для определения и доставки больного в больницу, а вот для хирурга что то подобное не могу найти
Это по поводу диагностики острого аппендицита как единственного заболевания. Есть другие стандарты, у которых есть разные сроки при разных ситуациях, например, 6 часов, которые могут быть продлены для решения иных неотложных вопросов, сопутствующих заболеваний, плюс разные нюансы, в общем этот вопрос сложно рассмотреть не имея медицинского образования и доступа к оригинальной истории болезни.