Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Допотпуск за вредные условия труда
Добрый день.
Организация с 2017 года предоставляла дополнительные отпуска за вредность по классу 3.1. (ранее такие отпуска не предоставлялись, в картах СОУТ такой обязанности не прописано). Не будет ли это не целевым использованием средств. Может ли организация предоставлять и оплачивать дополнительный отпуск за вредность по классу 3.1. самостоятельно. И что будет организации за предоставление и оплату таких отпусков.
Здравствуйте Татьяна,
Согласно статье 116 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск должен предоставляться всем работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным 2, 3 или 4-й степени либо опасным (ч. 1 ст. 117 ТК РФ). Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда составляет семь календарных дней ч. 2 ст. 117 ТК РФ).
Более продолжительный дополнительный отпуск может быть установлен работнику на основании следующих документов:
1) отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда (ч. 3 ст. 117 ТК РФ);
2) локального нормативного акта (ч. 3 ст. 219 ТК РФ);
3) Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22; далее — Список), если профессия или должность работника указана в Списке. Названный Список и Инструкция о порядке его применения (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20; далее — Инструкция) действуют в силу ч. 1 ст. 423 ТК РФ.
Условие о предоставлении работнику ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда должно быть отражено в трудовом договоре (абз. 7 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
Если профессия или должность работника, который имеет право на компенсацию, включена в Список и указанная в нем продолжительность отпуска больше семи календарных дней, то при определении размера компенсации необходимо руководствоваться именно Списком (Решение Верховного Суда РФ от 14.01.2013 N АКПИ12-1570).
Таким образом, применение оплаты дополнительных отпусков надлежит исполнять в силу закона, также оплата отпусков свыше 7 дней зависит от учетной политики в Вашей организации, мнения учредителей, наличия необходимых денежных средств.
Здравствуйте Татьяна.
Все зависит от организационно-правовой формы.
Если речь идет об организации которая финансируется за счет средств соответствующего бюджета, т.е. бюджетной организации это будет являться нарушением, так как в этом случае применяется бюджетное законодательство в части формирования фонда оплаты труда, соответственно и целевое и обоснованное использование бюджетных средств предусмотренных на эти цели.
Т.е. для оплаты и предоставления дополнительного отпуска в том случае, когда речь идет о бюджетной организации, работодатель не вправе отходить от заключения СОУТ и обязан им руководствоваться так как именно оно будет являться основанием для финансирования из бюджета в том числе.
Только если в бюджетной организации имеется свой внебюджетный фонд, что тоже бывает, за счет этого внебюджетного фонда работодатель вправе устанавливать самостоятельно принимая решение дополнительные гарантии своим работникам.
«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ
БК РФ Статья 306.4. Нецелевое использование бюджетных средств
1. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом,являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Если же речь идет о коммерческой организации, то здесь в принципе работодатель вправе самостоятельно установить дополнительные отпуска своим работникам, так как фонд оплаты труда работодатель также формирует сам, а значит и вправе распоряжаться им на свое усмотрение, в отличии когда организация финансируется из бюджета.
Т.е. в том и отличие бюджетной организации от коммерческой, что первая помимо принятия своих локальных актов, обязана принимать их в строгом соответствии с законодательством и бюджетным финансированием, коммерческая же организаций, всецело вправе устанавливать самостоятельно своим локальным актом систему заработной платы, в том числе и дополнительные гарантии своим работникам.
Статья 164 Трудового кодекса РФ:
Гарантии — средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
Компенсации — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Т.е. организация не может самостоятельно прописать в трудовом договоре, что предоставляет допотпуск работникам, занятым во вредных условиях труда класса 3.1 вопреки закону?
Наоборот они должны быть указаны, если работник работает в должности с такими условиями — абз. 7 ч. 2 ст. 57 ТК РФ