8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
1000 ₽
Вопрос решен

Положен ли ребенку-инвалиду бесплатный сопровождающий в школе?

добрый день! подскажите положен ли ребенку инвалиду детства сопровождающий бесплатный в школе? ребенок ходит в обычную школу, 4 класс. ходить самостоятельно не может, передвигается за руку держась, т.е. я веду в кабинет, прка идет урок, я одидаю в коридоре. когда перемена, снова выводу, то в столовую, то в туалет и тд. слыщала гле то , что можно добиваться, что бы жто все делал сопровождающий в школе. но вопрос с чего начать? кто должен выделить, соц защита? искала в интернете, ничего кроме как тьютера, и то осень расплывчато, не нашла. но тьютер- это больше чем сопраождающий, нам это не нужно. ребенок сам учится и хорошо, нужен только тот, кто бы выполнял функции помощника при ходьбе. я мама, получаю пенсию по инвалидности , а также компенсацию 5400, так как не работаю и ухаживаю. но дома есть еще ребенок маленький, и я физически не справляюсь быть везде. может подскажите, на какие законы, сиатьи посмотреть??

Показать полностью
Уточнение от клиента

есть такая практика? кому начинать писать заявление о предоставлении сопровождающего, на какие статьи ссылаться и какого нормативного акта. живем мы в краснодарском крае.
физически не справляюсь быть везде. мне это очень тяжело дается, да и чувствую, что не нужно мне- маме быть постоянно (24 часа) рядом с ребенком, это гиперконтроль и опека не хорошо. ребенок должен отдыхать от меня, хоть немного- ведь это тоже все основа здорового климата в семье,

, кристина, г. Краснодар
Юлия Павлюк
Юлия Павлюк
Адвокат, г. Калуга
рейтинг 8

Здравствуйте, Кристина!

Обязательные требования о наличии в штате преподавателей ассистента возникают при осуществлении адаптированной образовательной программы и при численности таких детей от 1 до 6 человек (см. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»). 

32. При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:

учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 — 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

учителя-логопеда на каждые 6 — 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 — 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

0
1
0
1

Федеральный закон «Об образовании в РФ» относит предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, к специальным условиям для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Такие условия в обязательном порядке создаются в школах, в которых образовательная деятельность осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
0
0
0
0
кристина
кристина
Клиент, г. Краснодар
спасибо. а как могу узнать есть ли в нашей школе такая программа? это информация открытая в общем доступе? не спрашивая эту информацию у директора, так как нет доверия, что скажет правду, я мону эту информацию узнать в каких то источниках? и я еще думала, что соц зашита имеет отношение к предоставлению сопровождающего, ошибаюсь?
Евгений Дацук
Евгений Дацук
Юрист, г. Красноярск

Здравствуйте Кристина, в дополнение к коллеге Виталию, ходу дополнить следующее: 

Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

В рекомендациях ПМПК должна быть определена образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования — ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273.

Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.

Также в соответствии со статьей 16 ФЗ № 273 предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Таким образом Вам необходимо обратиться в органы управлением образования, с просьбой обеспечения квалифицированной штатной единицы. Обеспечение необходимого специалиста возможно в рамках взаимодействия с органами социального обеспечения (социальной защиты). Конечно Вам могут предложить смешанную форму обучения, например в рамках формы семейного образования совместно с применением дистанционных технологий. Форму получения образования конечно выбираете Вы сами. Применяется она по заявлению.



1
0
1
0
кристина
кристина
Клиент, г. Краснодар
здравствуйте. пмпк было у моего ребенка один раз, в 3 года, когда вставал вопроос садике, тогда я сказала что в сад водить не буду никакой, буду заниматься реабилитацией. перед школой не было пмпк. Но в ИПР ( индивидуальный план реабилитации), который мы повторно получили в 2017 году, т.е. когда ребенок уже шел в школу, есть графа «Мероприятия психолого- педагогической реабилитации или абилитации» и дальше идут рекомендации, где ставится «нуждается или не нуждается». Рекомендации по условиям организации обучения — нуждается! исполнитель ОИВ субьекта РФ. Психологическая посощь, оказываемая в образовательной организации- нуждается! Профориентация, оказываемая в обр учреждении- не нуждается! Я же могу ссылаться на эти Нуждается? И еще подскажите, я имею права не соглашаться на др форму обучения, если предложат, например дистанционное, семейное, смешанное, (мотивируя тем, что у них нет шиата)? для меня и ребенка важно, что бы ребенок был в социуме, иначе мотивация к обучению резко падает, и ребенок не хочет учиться, ей нравится быть в школе, общаться с друзьями и тд.

Конечно можете ссылаться. В Вашем случае рекомендую обращаться напрямую в министерство. Как я уже писал ранее единицу могут пригласить из органов социального обеспечения, например центра помощи детям с ОВЗ. Поскольку Вами выбрано инклюзивное образование то естественно приоритет на социальную адаптацию ребёнка в социуме идёт бесспорно. В случае несогласия с ответом Министерства обжалуйте в прокуратуру или суд.

0
0
0
0
Иван Агибалов
Иван Агибалов
Юрист, г. Москва
рейтинг 10
Эксперт

Здравствуйте Кристина.

 В данной ситуации вопрос необходимо решать только со службой МСЭК, т.е. в отношении ИПРА инвалида, именно согласно ИПРА устанавливаются необходимые реабилитационные мероприятия, т.е. такое как необходимость в сопровождающем также должно быть включено в ИПРА.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ 

 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида — комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. 

Также согласно Приказу

Минтруда  соцзащиты РФ

от 13 июня 2017 года N 486н

Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм

Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы

II. Порядок разработки ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида)

14. Для выполнения реабилитационных или абилитационных мероприятий федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы направляет выписку из ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) (далее — Выписка):

в) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования — в части выполнения мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, мероприятий по общему и профессиональному образованию;

http://docs.cntd.ru/document/4...

Т.е. если в Вашей ИПРА нет такого мероприятия как наличие сопровождения в посещении ребенком общеобразовательного учреждения, его необходимо получить путем внесения в ИПРа инвалида, а это полномочия именно МСЭК.

Соответственно при наличии в ИПРА такого мероприятия нужно требовать от МСЭК направления выписки из ИПРА в управление (департамент) образования по месту жительства, которое в свою очередь обяжет общеобразовательное учреждение обеспечить данное мероприятие реабилитации ребенка инвалида.

Выделить, или закрепить за ним сопровождающего в целях исполнения предписанного в ИПРА реабилитационного мероприятия будет обязано общеобразовательное учреждение

0
0
0
0

При этом более верным является название ассистент, согласно приказу Министерства образования и науки РФ

от 30 августа 2013 года N 1015

Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья

23. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья:

присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;

http://docs.cntd.ru/document/4...

0
0
0
0
кристина
кристина
Клиент, г. Краснодар
спасибо за ответ. Можно добавлю, в нашей ИПРиА есть пункт — графа «Мероприятия психолого- педагогической реабилитации или абилитации» и дальше идут рекомендации, где ставится «нуждается или не нуждается». Рекомендации по условиям организации обучения — нуждается! исполнитель ОИВ субьекта РФ. Психологическая помощь, оказываемая в образовательной организации- нуждается! Профориентация, оказываемая в обр учреждении- не нуждается!

Подготовка и оформление документов для отпрвки в МСЭ занимается поликлиника по месту жительства, а кто именно в поликлинике должен дать такую рекомендацию в ассистенте??
Получается, рекомендации по условиям лрганизации обучения- нуждается. Но при жтом не уточнено что именно. Для получения коркретики этой рекомендации нужно переосвидетельствование пройти, получить новую ИПРиА? или можно как раз написать в ОИВ Краснод края с моими пожеланиями? Боюсь, что на комиссии ничего полезного для ребенка я не смогу добиться, там сидят простите, «нелюди», и на сколько знаю, если раньше мама могла обжаловать и не расписываться в получении ИПР, то сейчас подпись родителя не требуется, так как для родителя ипр носит рекомендательный характере, хочешь- бери, не хочешь- не бери.
Александр Безгодов
Александр Безгодов
Юрист, г. Курганинск

Здравствуйте, Кристина!

Согласно ч. 1-3 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя (...) предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.

Из данных норм следует вывод, что услуги ассистента могут предоставляться обучающемуся с ОВЗ или инвалиду не во всех и не в любых образовательных организациях, а только в тех, которые осуществляют образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. 

Ожидать или требовать, что школа возьмет на работу или орган соцзащиты пришлет в Вашу школу ассистента, который примется заниматься с Вашим ребенком, нет никаких оснований. Более того, для того, чтобы, предположим, Ваша школа смогла обучать по адаптированным программам, она должна пройти для этого аккредитацию. По всей видимости, школа, в которой учится Ваш ребенок, эту аккредитацию не проходила. В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования. Как разъяснял на своем сайте Минобрнауки России, образовательная деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам будет подлежать государственной аккредитации со дня вступления в силу специальных Стандартов, а именно с 1 сентября 2016 года.

Поэтому Ваш вопрос решается совершенно иначе, а именно путем перевода Вашего ребенка в ту школу, которая обучает по адаптированным основным общеобразовательным программам в соответствии со специальными Стандартами.

Для этого Вам следует обратиться в министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края https://minobr.krasnodar.ru/.

А основание для такого обращения у Вас есть, так как в ИПРА Вашего ребенка указано, что он нуждается в рекомендациях по условиям организации обучения, и определен исполнитель этих рекомендаций — ОИВ субьекта РФ, к которому следует обратиться. 

Уточнять и переделывать ИПРА не нужно, так как в ИПРА указывается только Нуждается/Не нуждается, а конкретные рекомендации  по условиям организации обучения будет давать исполнитель - министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.

Причём нуждаемость в рекомендациях по условиям организации обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов определяется с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии о результатах проведенного обследования ребенка (абзац третий пункта 6 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 13 июня 2017 г. N 486н). Поэтому запастись заключением ПМПК не будет лишним. Хотя в ИПРА имеется запись о нуждаемости, но при зачислении в школу, работающую по адаптированным программам, не исключено, что заключение ПМПК может понадобиться.

0
0
0
0
кристина
кристина
Клиент, г. Краснодар
спасибо за еще одно мнение! подскажите как я могу узнать наша школа имеет эту аккредитацию? И еще, школа хоть и самая обычная, МБОУ СОШ, но есть один коррекционнный третий класс в школе, там учатся детки с различными психо- неврологическими заболеваниями. (это ведь один из видов инклюзии, учится в обычной школе в коррекционном классе, а наш вариант, тоже как инклюзия- учиться в обычной школе, в обычном классе).
Является ли наличие такого коррекционного класса основанием считать, что школа осуществляет образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Кристина, достоверно ответить на этот вопрос могут только сама школа и её учредитель и собственник имущества - муниципальное образование город Краснодар в лице департамента образования администрации МО г. Краснодар. Всё остальное — гадание на кофейной гуще, что не входит в задачи юридической консультации. Также Вы можете ознакомиться с документами на сайте школы.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Военное право
Положен ли отпуск и санаторное лечение военнослужащему после осколочного ранения в лёгкое и бедро
Положен ли отпуск и санаторное лечение военнослужащему после осколочного ранения в лёгкое и бедро.
, вопрос №4256660, Ольга, г. Москва
Военное право
Будут списывать с военной службы, я контрактник, положены ли мне какие либо выплаты?
Обнаружили гепатит С. Будут списывать с военной службы, я контрактник, положены ли мне какие либо выплаты?
, вопрос №4256129, Виктор, г. Москва
Трудовое право
Хдравствуйте.у меня есть высшее образования по програме специалитет, я хочу поступить заочно по програме магистратура, положен ли мне оплачиваемый учебный отпуск
ХДРАВСТВУЙТЕ .У МЕНЯ ЕСТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОГРАМЕ СПЕЦИАЛИТЕТ, Я ХОЧУ ПОСТУПИТЬ ЗАОЧНО ПО ПРОГРАМЕ МАГИСТРАТУРА,ПОЛОЖЕН ЛИ МНЕ ОПЛАЧИВАЕМЫЙ УЧЕБНЫЙ ОТПУСК
, вопрос №4255433, ВЯЧЕСЛАВ, г. Москва
Социальное обеспечение
Я оформила пенсию досрочно, так как ребенок был инвалидом, но оформила не в 50 лет а в 56 лет, так как не знала, что можно было оформить в 50 лет, положена ли мне компенсация за эти 5 лет?
Я оформила пенсию досрочно, так как ребенок был инвалидом , но оформила не в 50 лет а в 56 лет, так как не знала ,что можно было оформить в 50 лет ,положена ли мне компенсация за эти 5 лет?
, вопрос №4255389, Татьяна, г. Москва
Алименты
Положены ли алименты на студента очника, который и учится и работает?
Положены ли алименты на студента очника, который и учится и работает?
, вопрос №4255182, Ольга, г. Москва
Дата обновления страницы 19.02.2019