Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Положен ли ребенку-инвалиду бесплатный сопровождающий в школе?
добрый день! подскажите положен ли ребенку инвалиду детства сопровождающий бесплатный в школе? ребенок ходит в обычную школу, 4 класс. ходить самостоятельно не может, передвигается за руку держась, т.е. я веду в кабинет, прка идет урок, я одидаю в коридоре. когда перемена, снова выводу, то в столовую, то в туалет и тд. слыщала гле то , что можно добиваться, что бы жто все делал сопровождающий в школе. но вопрос с чего начать? кто должен выделить, соц защита? искала в интернете, ничего кроме как тьютера, и то осень расплывчато, не нашла. но тьютер- это больше чем сопраождающий, нам это не нужно. ребенок сам учится и хорошо, нужен только тот, кто бы выполнял функции помощника при ходьбе. я мама, получаю пенсию по инвалидности , а также компенсацию 5400, так как не работаю и ухаживаю. но дома есть еще ребенок маленький, и я физически не справляюсь быть везде. может подскажите, на какие законы, сиатьи посмотреть??
есть такая практика? кому начинать писать заявление о предоставлении сопровождающего, на какие статьи ссылаться и какого нормативного акта. живем мы в краснодарском крае.
физически не справляюсь быть везде. мне это очень тяжело дается, да и чувствую, что не нужно мне- маме быть постоянно (24 часа) рядом с ребенком, это гиперконтроль и опека не хорошо. ребенок должен отдыхать от меня, хоть немного- ведь это тоже все основа здорового климата в семье,
Здравствуйте, Кристина!
Обязательные требования о наличии в штате преподавателей ассистента возникают при осуществлении адаптированной образовательной программы и при численности таких детей от 1 до 6 человек (см. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»).
32. При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 — 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 6 — 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 — 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Здравствуйте Кристина, в дополнение к коллеге Виталию, ходу дополнить следующее:
Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
В рекомендациях ПМПК должна быть определена образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования — ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273.
Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.
Также в соответствии со статьей 16 ФЗ № 273 предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Таким образом Вам необходимо обратиться в органы управлением образования, с просьбой обеспечения квалифицированной штатной единицы. Обеспечение необходимого специалиста возможно в рамках взаимодействия с органами социального обеспечения (социальной защиты). Конечно Вам могут предложить смешанную форму обучения, например в рамках формы семейного образования совместно с применением дистанционных технологий. Форму получения образования конечно выбираете Вы сами. Применяется она по заявлению.
Конечно можете ссылаться. В Вашем случае рекомендую обращаться напрямую в министерство. Как я уже писал ранее единицу могут пригласить из органов социального обеспечения, например центра помощи детям с ОВЗ. Поскольку Вами выбрано инклюзивное образование то естественно приоритет на социальную адаптацию ребёнка в социуме идёт бесспорно. В случае несогласия с ответом Министерства обжалуйте в прокуратуру или суд.
Здравствуйте Кристина.
В данной ситуации вопрос необходимо решать только со службой МСЭК, т.е. в отношении ИПРА инвалида, именно согласно ИПРА устанавливаются необходимые реабилитационные мероприятия, т.е. такое как необходимость в сопровождающем также должно быть включено в ИПРА.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида — комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Также согласно Приказу
Минтруда соцзащиты РФ
от 13 июня 2017 года N 486н
Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм
Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы
II. Порядок разработки ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида)
14. Для выполнения реабилитационных или абилитационных мероприятий федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы направляет выписку из ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) (далее — Выписка):
в) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования — в части выполнения мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, мероприятий по общему и профессиональному образованию;
Т.е. если в Вашей ИПРА нет такого мероприятия как наличие сопровождения в посещении ребенком общеобразовательного учреждения, его необходимо получить путем внесения в ИПРа инвалида, а это полномочия именно МСЭК.
Соответственно при наличии в ИПРА такого мероприятия нужно требовать от МСЭК направления выписки из ИПРА в управление (департамент) образования по месту жительства, которое в свою очередь обяжет общеобразовательное учреждение обеспечить данное мероприятие реабилитации ребенка инвалида.
Выделить, или закрепить за ним сопровождающего в целях исполнения предписанного в ИПРА реабилитационного мероприятия будет обязано общеобразовательное учреждение
При этом более верным является название ассистент, согласно приказу Министерства образования и науки РФ
от 30 августа 2013 года N 1015
Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья
23. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья:
присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;
Подготовка и оформление документов для отпрвки в МСЭ занимается поликлиника по месту жительства, а кто именно в поликлинике должен дать такую рекомендацию в ассистенте??
Получается, рекомендации по условиям лрганизации обучения- нуждается. Но при жтом не уточнено что именно. Для получения коркретики этой рекомендации нужно переосвидетельствование пройти, получить новую ИПРиА? или можно как раз написать в ОИВ Краснод края с моими пожеланиями? Боюсь, что на комиссии ничего полезного для ребенка я не смогу добиться, там сидят простите, «нелюди», и на сколько знаю, если раньше мама могла обжаловать и не расписываться в получении ИПР, то сейчас подпись родителя не требуется, так как для родителя ипр носит рекомендательный характере, хочешь- бери, не хочешь- не бери.
Здравствуйте, Кристина!
Согласно ч. 1-3 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя (...) предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.
Из данных норм следует вывод, что услуги ассистента могут предоставляться обучающемуся с ОВЗ или инвалиду не во всех и не в любых образовательных организациях, а только в тех, которые осуществляют образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Ожидать или требовать, что школа возьмет на работу или орган соцзащиты пришлет в Вашу школу ассистента, который примется заниматься с Вашим ребенком, нет никаких оснований. Более того, для того, чтобы, предположим, Ваша школа смогла обучать по адаптированным программам, она должна пройти для этого аккредитацию. По всей видимости, школа, в которой учится Ваш ребенок, эту аккредитацию не проходила. В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования. Как разъяснял на своем сайте Минобрнауки России, образовательная деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам будет подлежать государственной аккредитации со дня вступления в силу специальных Стандартов, а именно с 1 сентября 2016 года.
Поэтому Ваш вопрос решается совершенно иначе, а именно путем перевода Вашего ребенка в ту школу, которая обучает по адаптированным основным общеобразовательным программам в соответствии со специальными Стандартами.
Для этого Вам следует обратиться в министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края https://minobr.krasnodar.ru/.
А основание для такого обращения у Вас есть, так как в ИПРА Вашего ребенка указано, что он нуждается в рекомендациях по условиям организации обучения, и определен исполнитель этих рекомендаций — ОИВ субьекта РФ, к которому следует обратиться.
Уточнять и переделывать ИПРА не нужно, так как в ИПРА указывается только Нуждается/Не нуждается, а конкретные рекомендации по условиям организации обучения будет давать исполнитель - министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.
Причём нуждаемость в рекомендациях по условиям организации обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов определяется с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии о результатах проведенного обследования ребенка (абзац третий пункта 6 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 13 июня 2017 г. N 486н). Поэтому запастись заключением ПМПК не будет лишним. Хотя в ИПРА имеется запись о нуждаемости, но при зачислении в школу, работающую по адаптированным программам, не исключено, что заключение ПМПК может понадобиться.
Является ли наличие такого коррекционного класса основанием считать, что школа осуществляет образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Кристина, достоверно ответить на этот вопрос могут только сама школа и её учредитель и собственник имущества - муниципальное образование город Краснодар в лице департамента образования администрации МО г. Краснодар. Всё остальное — гадание на кофейной гуще, что не входит в задачи юридической консультации. Также Вы можете ознакомиться с документами на сайте школы.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» относит предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, к специальным условиям для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Такие условия в обязательном порядке создаются в школах, в которых образовательная деятельность осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам.