8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
1700 ₽
Вопрос решен

Позиция УК по перерасчёту показаний счётчиков воды

Добрый день.

Ситуация часто описанная здесь. Однако, ситуация продолжает развиваться в правовом (ли?) поле, и предлагаемые раньше аргументы перестают работать в отношении УК.

Сама ситуация.

Не подавались показания счётчиков воды c июля (включительно) 2018 года.

В июле, августе и сентябре видимо было начисление по среднему потреблению, поэтому какой-либо разницы в квитанциях ЕПД замечено не было. В октябре пытались подать показания счётчиков через портал mos.ru, однако возможность внесения показаний оказалась заблокирована. По поводу чего на mos.ru даже есть разъяснение в довольно сильных формулировках:

https://www.mos.ru/pgu/ru/faq/?subject=priem_pokazaniy_priborov_ucheta_vody

"Уведомление: «Внимание! Невозможно внести показание, так как не введены показания за три и более месяцев, предшествующих текущему...»

Пропуск показаний за период более 3 месяцев *недопустим*. Если в последние 3 месяца Вы не вносили показания, то Вам необходимо связаться по этому вопросу с Центром госуслуг/ГКУ ИС Вашего района. Специалист произведёт внесение показаний, и Вы снова сможете передавать показания удаленно."

Возникает вопрос: на основании какой правовой нормы утверждается *недопустимость" пропуска показаний? Кроме того, разве это не прямое нарушение ПП №354 в п. 31 ж), обязывающем Исполнителя принимать от потребителей показания приборов учёта в том числе удалённо (телефон, сеть Интернет и др.)? Надо сказать, что другие способы (СМС и телефон) тоже были заблокированы с той же формулировкой.

В Центр госуслуг района некоторое время не было возможности попасть. Когда это удалось, оказалось, что "база не работает с 4 по 15 число каждого месяца и вносить показания невозможно". Хорошо, пришёл после 15-го. Специалистом было отказано во внесении показаний. "Потому что УК запрещает им это делать". Мало того, когда я позвонил на справочную линию центров Госуслуг, оператор подтвердил мне это в формулировке "Нет такой возможности, необходимо обращаться в УК". Тот же вопрос по п.31 ж).

Напоследок специалист рекомендовала обратиться в УК с "фотографией водосчётчиков". УК расположена ещё дальше и неудобнее, чем центр Госуслуг. В это время, такая же ситуация возникла и у знакомых, живущих в другом районе и относящихся к другой УК. Там решилось звонком в УК - просто продиктовали данные по телефону. Возникла надежда на относительно лёгкое решение проблемы. Тем временем пришёл ЕПД за октябрь - по-прежнему в рамках обычных сумм.

Ни один телефон указанный на сайте не отвечает (то занято, то не берут трубку) на протяжении нескольких дней. E-mail указанный на сайте так же не отвечает. Судя по отзывам в интернете о данной УК, это обычное явление. Ноябрьский ЕПД был уже с в три раза большей суммой, с количеством воды в примерно 10 раз большим обычного.

Когда удалось всё же добраться до УК, они отправили обратно в ЖЭК для того, чтобы инженеры составили "акт проверки" глядя на фотографию. Ну, вариантов особо уже не оставалось, т.к. договариваться с ними на какое-то другое время и ждать комиссию, уже не было ни сил ни возможности. В итоге в УК была принята копия акта проверки счётчиков, свидетельствующая их исправность, целостность пломб и текущие показания. Однако, принимавшая акт инженер заметила, что "перерасчёт проводится не будет, т.к. показания были просрочены". Что до возобновления приёма показаний, то это "не быстрый процесс, возможно, в феврале".

Я успел изучить ситуацию глубже в т.ч. в отношении этой УК. Заявления с требованиям перерасчёта возвращаются с отпиской, подобные которой тут во множестве раз публиковались. Раньше здесь предлагалось указывать что согласно ПП №354 п. 61 требовать перерасчёта. Но этот аргумент они отметают с примерно такой формулировкой:

Из п.61: "имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю".

В случае, если потребитель не предъявлял исполнителю сведения о показаниях приборов учета, то есть именно представленный потребителем объем потребленного коммунального ресурса не определен, тогда невозможно определить и расхождение между фактическими показаниями прибора учета и представленными потребителем, а поскольку именно стоимость этого объема расхождения и является размером перерасчета, то и размер перерасчета не подлежит определению.

Подробно эту аргументацию рассматривают тут:

https://acato.ru/articles/20170522/pereraschety-po-punktu-61-pravil-354

То есть, оставаясь просто в рамках ПП 354 невозможно оспорить требование оплаты услуги не соответствующей (и кратно превосходящей) учтённого приборами расхода. По крайней мере у них (УК) заготовлен шаблонный ответ и необходимости в перерасчёте они тут не видят, а жилинспекция их в этом поддерживает.

Есть интересное решение решение Верховного Суда РФ от 16.02.2017 N АКПИ16-1304 , в котором ВС РФ не усмотрел в п. 59 б) возможности нарушения прав пользователя (оплаты фактически не потреблённой услуги) т.к. по истечении 6 месяцев УК обязана проверить счётчики и провести перерасчёт. Но, однако же, видим, что возможность есть и ей всё больше злоупотребляют.

Итак, мои цели в порядке приоритета:

1) добиться перерасчёта начисленных сумм (при том, что у меня нет сейчас возможности их оплатить в таком объёме);

2) в случае, если меня лишили права удалённого ввода показаний счётчиков незаконно, я хочу добиться чтобы противоправная практика была пресечена (не только в отношении меня), а введшие её понесли ответственность;

3) если существует возможность компенсировать (даже символически, в виде извинений) потраченное время и нервы, я бы ей тоже воспользовался.

Кто-то может предложить алгоритм действий (куда и с чем обращаться), а так же аргументацию (с учётом новооткрытых обстоятельств)?

Показать полностью
, Артём Сергеев, г. Москва
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов
Юрист, г. Чебоксары

Здравствуйте, Артем! В соответствии с законом размер платы за коммунальные услуги должен рассчитываться исходя из объема потребляемых услуг на основании показаний приборов учета. Так, согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии с п.42 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354
«О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)  размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

Пункт 80 данного Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 также предусматривает, что:

80. Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

При этом указанным ПП № 354:

33.Потребитель имеет право:
к(1)) при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

Соответственно праву потребителя ежемесячно передавать показания счетчиков прямо корреспондирует обязанность исполнителя принимать от потребителя показания счетчиков, в том числе удаленными способами (через телефон, интернет, и при этом исполнитель обязан проводить проверки как состояния счетчиков, так и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях: 

31. Исполнитель обязан:

ж) принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.)и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях;

Далее внесу последующее дополнение в ответ.

1
0
1
0

Абсолютно очевидно, что УК творит попросту произвол, его действия совершенно незаконны, прямо нарушаются требования, предусмотренные пп.«ж» п.31 и пп. «к(1)» п.33 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354:

Ни один телефон указанный на сайте не отвечает (то занято, то не берут трубку) на протяжении нескольких дней. E-mail указанный на сайте так же не отвечает. Судя по отзывам в интернете о данной УК, это обычное явление.

Однако, принимавшая акт инженер заметила, что «перерасчёт проводится не будет, т.к. показания были просрочены». Что до возобновления приёма показаний, то это «не быстрый процесс, возможно, в феврале». Артём Сергеев

Особенно поражает фраза: Что до возобновления приёма показаний, то это «не быстрый процесс, возможно, в феврале». То есть вышеуказанные требования ПП № 354 для УК никакого значения не имеют, абсолютное беззаконие и произвол.

0
0
0
0

Прежде чем приступить к вопросу алгоритма Ваших дальнейших действий в сложившейся неблагоприятной ситуации, начнем с того, что в случае непредставления потребителем показаний счетчиков в течение 3 месяцев расчет платы за коммунальные услуги проводиться исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса за последние предшествующие 6 месяцев в течение этих трех месяцев, когда не подавались показания (пп. «б» п.59 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354). В дальнейшем, если показания не передаются более 3 месяцев, то плата за коммунальные услуги устанавливается на основании нормативов (п.60 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немедленно должен зафиксировать эти показания и произвести в дальнейшем перерасчет (обычно излишне уплаченные суммы вычитаются в последующих периодах).

В Вашем же случае УК совершенно по непонятной причине не принимает показания счетчиков, грубо нарушая закон. При этом абсолютно никаких оснований для этого нет, счетчики исправны и межповерочный интервал у них не истек.

0
0
0
0
Олег Рябинин
Олег Рябинин
Юрист, г. Сыктывкар
Эксперт

Здравствуйте, Артём!

Приведенная Вами по ссылке (https://acato.ru/articles/2017...) трактовка п.61 Правил №354, к сожалению, используется Жилищником в Москве налево и направо в ответах. В этом я уже успел убедится так же, как и Вы.

И, что самое печальное, данная трактовка даже нашла подтверждение на уровне Московского городского суда.

Вот выдержка из Апелляционного определения Московского городского суда от 14.03.2018 по делу N 33-10415.2018:

В соответствии с п. 61 указанных Правил, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Таким образом, указанный п. 61 Правил в данной случае не применим, поскольку относится к случаям предоставления потребителем показаний приборов учета.
Доводы апелляционной жалобы о том, что срок предоставления показаний приборов учета не установлен законодательством, и данное обстоятельство устанавливает возможность предоставления показаний приборов учета в любой удобный пользователю момент, судебная коллегия также находит несостоятельными.

 Но я все же полагаю, что данная трактовка пункта 61 Правил №354 абсолютно неверная!

Кстати со мною соглашается и жил.инспекция Москвы: https://www.mos.ru/news/item/41325073/

Основание для того, чтобы все-таки применять пункт 61 абсолютно во всех случаях перерасчета следующие:

Согласно части  1 статьи 157 ЖК РФ  размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
В силу пункта 2 статьи 548  ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения, применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Кроме того, имеется уже упомянутая Вами правовая позиция Верховного Суда РФ, выраженная в решении от 16.02.2017 №АКПИ16-1304. Согласно мотивировочной части данного решения Верховного Суда РФ после применения подпункта «б» пункта 59 Правил №354 (то есть после случая непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета) Правила №354 предусматривают возможность перерасчета размера платы по итогам проверки по снятым показаниям (пункт 61 Правил №354). Необходимо отметить, что аналогичная правовая позиция о возможности осуществления перерасчета согласно снятым в ходе проверки показаниям счетчика со ссылкой на статьи 539, 541, 544 ГК РФ и часть 1 статьи 157 ЖК РФ высказывалась Верховным Судом  РФ и ранее в решении от 08.06.2009 №ГКПИ09-534.
Также аналогичная правовая позиция приведена в письме Минрегиона России от 18.06.2009 №18631-СК/14 «О разъяснениях по вопросам учета газа и расчета за поставленные объемы газа» (данное письмо, несмотря на то, что относится к газоснабжению, а не к водоснабжению, применимо, поскольку правоотношения основаны на одних и тех же нормах ЖК ФР и ГК РФ), согласно которому  если поставщик газа будет иметь документально подтвержденные данные о фактическом потреблении газа (показания исправных приборов учета), абонент вправе потребовать произвести перерасчет стоимости потребленного газа, рассчитанного ему ранее исходя из нормативов потребления. В письме на основании анализа действующего законодательства делается вывод, что  механизм расчета платы по нормативам  в случае, если приборы учета установлены, но абонент не предоставляет поставщику сведения об их показаниях за соответствующий расчетный период, носит временный характер и рассчитан на период, когда поставщику газа неизвестен объем фактического потребления.
Также часть 2 статьи 13  Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также предусматривает, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться, прежде всего, на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, а  расчетные способы определения количества энергетических ресурсов должны применяться только до установки приборов учета, а также при выходе их из строя, утрате или по истечении срока их эксплуатации.
Таким образом, действующее правовое регулирование придает приоритетное значение данным приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы. Это также неоднократно отмечал и Конституционный Суд РФ, в том числе в своем постановлении от 10.07.2018 №30-П (пункт 3.1).

С Уважением,
Рябинин Олег
1
0
1
0

По поводу алгоритма действий:

Сначала потребовать у УК провести проверку состояния индивидуальных счетчиков, подав соответствующее письменное заявление. УК обязана провести такую проверку в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления (подпункт «к(4)» пункта 33 и подпункт «е(2)» пункта 31 Правил №354).

ЗАЯВЛЕНИЕ
о проведении проверки состояния индивидуальных счетчиков
и осуществлении перерасчета
 
В соответствии с подпунктом «к(4)» пункта 33 и подпунктом «е(2)» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, требую в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения настоящего заявления, осуществить проверку состояния индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, установленных по адресу: ____________________, а также в соответствии с пунктом 61 вышеуказанных правил осуществить перерасчет начисленной платы за период с «_____»_____________20___ г. по «_____»_____________20___ г., исходя из снятых в ходе проверки показаний данных приборов учета,  и зачесть излишне уплаченные суммы в счет будущих периодов.
 

Далее подождать 10 рабочих дней (или отказа, если отказ придет раньше), и можно идти в суд.

При этом в суде потребовать:

  1. непосредственно перерасчета
  2. компенсации морального вреда (ст.15 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» )
  3. Штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п.6 ст.13 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», пункты 155(1), 155(2) Правил №354).

Как вариант, можно еще написать обращение в жил.инспекцию.

 

0
0
0
0

Если возможность передачи показаний счетчиков Вам не разблокируют, то в суде еще можно потребовать обязать ответчика обеспечить приемку показаний индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета, и использовать их при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания. Только в этом случае придется обязательно идти в районный суд.

Если же подобного требования не будет, то идти в зависимости от суммы перерасчета: до 50 т.р. — в мировой суд,свыше 50 т.р. — в районный суд.

Гос.пошлиной такой иск не облагается (пп.4 п.2 ст.333.36 НК РФ)
.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Недвижимость
Какую статью закона изучить, чтобы понимать, правомерны ли действия УК
Добрый день! Моя мама получила квитанцию на 24000 от УК за капитальный ремонт вместо ежемесячных 500 руб. Оказалось, что УК решили отремонтировать крышу дома 1997 года постройки за счет жильцов. Набрали 62% голосов на каком-то голосовании и раздали квитанции от 14 до 25 тысяч в зависимости от площади квартиры. Мама никакие документы не подписывала и в голосовании не участвовала. На вопрос почему не ремонтируют за счет ФК, УК ответили, что ФК оплатит только часть и только в том случае, если на счете уже будет оплата по квитанциям от жителей. Что сейчас будет готов протокол, деньги соберут, подадут документы и получат часть оплаты, а остальное оплачивают жильцы. Законно ли это? Какую статью закона изучить, чтобы понимать, правомерны ли действия УК.
, вопрос №4113903, Любовь, г. Тверь
Недвижимость
Какую статью закона можно почитать для понимания действий УК?
Добрый день! Моей маме пришла квитанция от УК за капремонт 24000 вместо ежемесячных 500 руб. Оказалось, что УК решили отремонтировать крышу дома (год постройки 1997) за счет жильцов. Набрали 62% голосов, раздали всем квитанции от 14 до 25 тысяч. Никакие документы мама не подписывала, о голосовании даже не знала. На вопрос, почему не ремонтируется крыша за счет ФК, УК ответили, что ФК по закону оплачивает только половину и только тогда, когда жильцы оплатят свою половину. Законно ли это? Какую статью закона можно почитать для понимания действий УК?
, вопрос №4113882, Любовь, г. Тверь
900 ₽
Гражданское право
И как убедиться в сохранности имущества?
Добрый день. Купили земельный участок в границах СНТ. Председатель требует целевой сбор 25 000 "для вступления в ряды членов СНТ или заключение договора индивидуального садоводства"(руководствуясь решением собрания членов от 10.06.2023). В ФЗ-217 "О садоводстве" взносы бывают двух видов: членские и целевые. Вступительных нет. Можно вести хозяйство в индивидуальном порядке, даже не заключая договор на пользование имуществом, уплачивая все платежи. Однако, председатель агрессивно себя ведёт на любые попытки увидеть протокол собрания, где принимали эти 25 000. Вопросы по поводу кворума (в СНТ около 1100 участков) игнорирует . Садоводов - индивидуалов постоянно ущемляет в правах (вызов электрика затянулся на три недели и все равно пришлось ему заплатить) Так же требует заключить "прямой" договор с компанией, которая поставляет электроэнергию, объясняя это тем что "сдал сети СНТ им в аренду" и обязан обеспечивать электричеством только членов СНТ. Грозится отключить свет, если не будет "прямого" договора. Прямой договор подразумевает вынос счётчика на столб, скрывать нам нечего, но за чей счёт это мероприятие? И как убедиться в сохранности имущества? Задолженности по любым платёжам нет (за электричество платим ровно в самом СНТ - все квитки храним, платежи за пользование имуществом СНТ тоже платим, в жизни СНТ участвуем - субботники посещаем, деревья подрезаем, траву кости и т.д.). Договор на индивидуальное садоводство не заключали. Насколько правомерно его требование о вступительных сборах (даже опираясь на решение собрания) и действительно ли он может заставить нас подписать "прямой" договор под угрозой отключить электричество.
, вопрос №4112583, Анастасия, г. Москва
Недвижимость
В основном раз в месяц мы останемся без горячей воды на 3-4 дня
Уже 3 года в нашем подъезде раз в месяц из горячего крана идет чуть теплая вода. В основном раз в месяц мы останемся без горячей воды на 3-4 дня. Заявки ук открыто игнорирует до того момента пока не обратимся в администрацию города. Проблему 2 года не говорят, в чем именно беда. Мы устали мыться под холодной водой. Дом новый. В других подъездах этой проблемы нет. Как повлиять на Ук? Куда обращаться? В ЖКХ и администрацию обращались, проблема не решена
, вопрос №4112339, Александра, г. Домодедово
Гражданское право
Засор стояка - ответственность УК или страховая всё- равно должна оплатить?
Добрый день. Мою квартиру затопили соседи - причина: засор канализационного стояка. В акте осмотра моей квартиры УК написала, что засор стояка случился в связи с халатным отношением соседей верхних этажей. Кроме того, свою печать в акте УК ставить отказывается по причине того, что они не обязаны это делать. А страховая компания просит акт с печатью. УК является обществом с ограниченной ответственностью. Вопрос: 1. засор стояка - ответственность УК или страховая всё- равно должна оплатить? 2. Должна ли быть печать УК в акте осмотра или для предъявления страховой компании достаточно акта без печати?
, вопрос №4112374, Анна, г. Ухта
Дата обновления страницы 29.12.2018