Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Обеспечение законности административно-правовых актов
здравствуйте. помогите ответить на вопрос. Обеспечение законности административно-правовых актов.
Добрый день!
Соблюдение Конституции РФ и законов и соответствие всех других издаваемых нормативных актов действующему законодательству составляет сущность законности. Законность – это основанное на законодательстве требование общества и государства, заключающееся в точной и неуклонной реализации правовых норм всеми и повсеместно.
Законность в теории права рассматривается в 3-х аспектах: как режим общественной жизни, как принцип деятельности государственного аппарата, как метод государственного руководства обществом.
Законность как принцип деятельности – это провозглашение и закрепление в законодательстве требования соблюдать общественные предписания субъектами данной сферы отношений.
Законность как метод руководства обществом – это соблюдение правовых норм в поведении и деятельности субъектов права в сфере управления.
Законность как режим – это соблюдение и исполнение большинством участников общественных отношений правовых предписаний.
Структура законности:
° цель законности – строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение действующего законодательства всеми субъектами права;
° содержание законности – система взглядов и принципов, через которые происходит конкретизация целей;
° средства, способы, приемы претворения в жизнь законности;
° мотивированная деятельность человека (и критерии оценки деятельности).
Уровень законности в государстве, прежде всего, зависит от ее состояния в исполнительно-распорядительной деятельности. Обстоятельства, влияющие на законность: 1) политико-правовая природа общества; 2) динамика процессов демократизации общества; 3) использование государством принудительных средств (степень, объем, уровень, формы в рамках закона).
Законность в государственном управлении характеризуется рядом черт:
- это общеобязательность законов для всех без исключения;
- единство законности, обеспечивающее единообразное понимание и применение законов на всей территории РФ;
- недопустимость противопоставления законности и целесообразности.
Рассматриваемый режим является общим для всех сфер государственного строительства, для всех организаций и граждан, для всех отраслей права. Конечно, в деятельности государственной администрации он имеет ряд особенностей.
1. На государственной администрации лежит задача обеспечить соблюдение юридических норм огромным числом субъектов права, юридически правомерное функционирование огромного числа государственных органов, иных государственных организаций и их работников. И в то же время работа государственной администрации многообразна и с точки зрения правовых форм (правотворчество, правоприменение, юрисдикция), и с точки зрения многообразия отраслей и функций.
2. Главное требование законности к государственной администрации состоит в том, что законы и подзаконные нормативные акты должны неукоснительно соблюдаться теми, кому доверено их применение и защита. Борьба с произволом администрации не менее важна, чем борьба с преступностью.
3. Подавляющее число подзаконных нормативных актов издается исполнительно-распорядительными органами. В настоящее время и в ближайшем будущем число действующих подзаконных актов будет значительным. А значит, сохранится и такая особенность режима законности: подчинение администрации нормам, которые она сама выработала, а также содержащимся в других подзаконных актах. Как правило, орган, принявший юридическую норму, вправе ее отменить, изменить, но он не вправе нарушить ее путем принятия правоприменительного акта. И тем более такая подзаконная норма обязательна для нижестоящих органов и организаций. С нею должен в ряде случаев считаться и вышестоящий орган (если она, например, принята исполнительным органом субъекта Федерации в рамках его исключительных полномочий).
Возрастает роль и международных, государственно-правовых и административных (между административно- территориальными единицами, между разными управленческими звеньями и др.) договоров. Обеспечение их неукоснительного исполнения — важная задача административных структур. Для исполнительно-распорядительных органов и их служащих обязательны и индивидуальные акты вышестоящих звеньев исполнительной власти, а также судов и судей.
4. Государственная администрация активно занимается правонаделением: распределяет ресурсы, принимает на работу и т. д. Здесь законность и целесообразность должны органично сочетаться.
5. В ряде случаев государственная администрация вынуждена действовать при отсутствии надлежащей законодательной базы. Более того, нередки случаи, когда принимаются законы, для осуществления которых у администрации нет финансов.
6. Учитывая огромный объем и разнообразие властной деятельности, наличие большой свободы усмотрения и отсутствие юридического образования у многих государственных служащих, для обеспечения режима правозаконности в деятельности государственной администрации нужна большая система гарантий.
Итак, обеспечению законности в России служит система гарантий, среди которых следует различать общие условия (предпосылки) и специальные юридические, организационно-правовые средства обеспечения режима законности.
Среди общих условий в системе гарантий различают политические, экономические, организационные, идеологические, юридические, общественные.
Политическими предпосылками законности являются режим демократии, гласность. А они, как показал опыт многих стран, будут реальными только в условиях существования независимого от государства гражданского общества, политического плюрализма, свободы печати, разделения властей.
К его экономическим предпосылкам можно отнести как достигнутый страной уровень благосостояния, наличие у государства необходимых ресурсов, так и фактическую гарантированность прав граждан, организаций, их экономическую свободу, многоукладность экономики при равенстве всех форм собственности, существование развитых рынков товаров, капиталов, труда, информации и т.д.
Огромное значение для существования правопорядка имеет правовая культура должностных лиц и граждан, правосознание, основанное на признании абсолютной ценности основных прав человека. Велико значение хорошо осуществляемого убеждения, в частности, умело организованного поощрения (идеологические предпосылки).
На состояние законности немалое влияние оказывают такие организационные факторы, как организационная структура аппарата, квалификация служащих, эффективность деятельности системы правовой подготовки кадров, четкое и рациональное разделение полномочий и др. Уменьшение уровня секретности, создание ведомственных центров информации и связей с общественностью, совершенствование разрешительной системы, ликвидация аппаратных излишеств и иные организационные мероприятия создают условия для укрепления правопорядка в стране.
К числу общих условий законности относится и состояние системы законодательства (юридические предпосылки). Речь идет о качестве законов, полноте правового регулирования, процессуальном обеспечении материально-правовых предписаний, закреплении системы эффективных гарантий.
Специальные юридические, организационно-правовые средства обеспечения законности — контроль и принуждение.
Способы обеспечения законности в государственном управлении – совокупность правовых, организационных средств и форм, применяемых государственными органами власти, общественными объединениями, гражданами для поддержания и укрепления законности и дисциплины в государственном управлении.
Среди основных способов обеспечения законности выделяют:
- государственный контроль;
- административный надзор;
- обжалование неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц;
- общественный контроль;
- прокурорский надзор.