8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Обеспечение законности административно-правовых актов

здравствуйте. помогите ответить на вопрос. Обеспечение законности административно-правовых актов.

, Спиридонова Зульфия Хасиятулловна, г. Казань
Екатерина Прокофьева
Екатерина Прокофьева
Юрист, г. Ростов-на-Дону

Добрый день!

Соблюдение Конституции РФ и законов и соответствие всех других издаваемых нормативных актов действующему законодательству составляет сущность законности. Законность – это основанное на законодательстве требование общества и государства, заключающееся в точной и неуклонной реализации правовых норм всеми и повсеместно.

Законность в теории права рассматривается в 3-х аспектах: как режим общественной жизни, как принцип деятельности государственного аппарата, как метод государственного руководства обществом.

Законность как принцип деятельности – это провозглашение и закрепление в законодательстве требования соблюдать общественные предписания субъектами данной сферы отношений.

Законность как метод руководства обществом – это соблюдение правовых норм в поведении и деятельности субъектов права в сфере управления.

Законность как режим – это соблюдение и исполнение большинством участников общественных отношений правовых предписаний.

Структура законности:

°         цель законности – строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение действующего законодательства всеми субъектами права;

°         содержание законности – система взглядов и принципов, через которые происходит конкретизация целей;

°         средства, способы, приемы претворения в жизнь законности;

°         мотивированная деятельность человека (и критерии оценки деятельности).

Уровень законности в государстве, прежде всего, зависит от ее  состояния в исполнительно-распорядительной деятельности. Обстоятельства, влияющие на законность: 1) политико-правовая природа общества; 2) динамика процессов демократизации общества; 3) использование государством принудительных средств (степень, объем, уровень, формы в рамках закона).

Законность в государственном управлении характеризуется рядом черт:

-          это общеобязательность законов для всех без исключения;

-          единство законности, обеспечивающее единообразное понимание и применение законов на всей территории РФ;

-          недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

Рассматриваемый режим является общим для всех сфер госу­дарственного строительства, для всех организаций и граждан, для всех отраслей права. Конечно, в деятельности государственной адми­нистрации он имеет ряд особенностей.

1. На государственной администрации лежит задача обеспечить соблюдение юридических норм огромным числом субъектов права, юридически правомерное функционирование огромного числа госу­дарственных органов, иных государственных организаций и их ра­ботников. И в то же время работа государственной администрации многообразна и с точки зрения правовых форм (правотворчество, правоприменение, юрисдикция), и с точки зрения многообразия от­раслей и функций.

2. Главное требование законности к государственной админис­трации состоит в том, что законы и подзаконные нормативные акты должны неукоснительно соблюдаться теми, кому доверено их приме­нение и защита. Борьба с произволом администрации не менее важна, чем борьба с преступностью.

3. Подавляющее число подзаконных нормативных актов изда­ется исполнительно-распорядительными органами. В настоящее время и в ближайшем будущем чис­ло действующих подзаконных актов будет значительным. А значит, сохранится и такая особенность режима законности: подчинение администрации нормам, которые она сама выработала, а также со­держащимся в других подзаконных актах. Как правило, орган, при­нявший юридическую норму, вправе ее отменить, изменить, но он не вправе нарушить ее путем принятия правоприменительного акта. И тем более такая подзаконная норма обязательна для нижестоя­щих органов и организаций. С нею должен в ряде случаев считать­ся и вышестоящий орган (если она, например, принята исполнитель­ным органом субъекта Федерации в рамках его исключительных полномочий).

Возрастает роль и международных, государственно-пра­вовых и административных (между административно- территориаль­ными единицами, между разными управленческими звеньями и др.) договоров. Обеспечение их неукоснительного исполнения — важная задача административных структур. Для исполнительно-распо­рядительных органов и их служащих обязательны и индивидуальные акты вышестоящих звеньев исполнительной власти, а также судов и судей.

4. Государственная администрация активно занимается правонаделением: распределяет ресурсы, принимает на работу и т. д. Здесь законность и целесообразность должны органично сочетаться.

5. В ряде случаев государственная администрация вынуждена действовать при отсутствии надлежащей законодательной базы. Более того, нередки слу­чаи, когда принимаются законы, для осуществления которых у адми­нистрации нет финансов.

6. Учитывая огромный объем и разнообразие властной деятель­ности, наличие большой свободы усмотрения и отсутствие юридичес­кого образования у многих государственных служащих, для обеспече­ния режима правозаконности в деятельности государственной адми­нистрации нужна большая система гарантий.

Итак, обеспечению законности в России служит система гарантий, среди которых сле­дует различать общие условия (предпосылки) и специальные юриди­ческие, организационно-правовые средства обеспечения режима за­конности.

Среди общих условий в системе гарантий различают политические, экономи­ческие, организационные, идеологические, юридические, общественные.

Политичес­кими предпосылками законности являются режим демократии, глас­ность. А они, как показал опыт многих стран, будут реальными только в условиях существования независимого от государства гражданско­го общества, политического плюрализма, свободы печати, разделения властей.

К его экономическим предпосылкам можно отнести как до­стигнутый страной уровень благосостояния, наличие у государства необходимых ресурсов, так и фактическую гарантированность прав граждан, организаций, их экономическую свободу, многоукладность экономики при равенстве всех форм собственности, существование развитых рынков товаров, капиталов, труда, информации и т.д.

Огромное значение для существования правопорядка имеет пра­вовая культура должностных лиц и граждан, правосознание, осно­ванное на признании абсолютной ценности основных прав чело­века. Велико значение хорошо осуществляемого убеждения, в част­ности, умело организованного поощрения (идеологические предпо­сылки).

На состояние законности немалое влияние оказывают такие орга­низационные факторы, как организационная структура аппарата, ква­лификация служащих, эффективность деятельности системы право­вой подготовки кадров, четкое и рациональное разделение полномо­чий и др. Уменьшение уровня секретности, создание ведомственных центров информации и связей с общественностью, совершенствова­ние разрешительной системы, ликвидация аппаратных излишеств и иные организационные мероприятия создают условия для укрепле­ния правопорядка в стране.

К числу общих условий законности относится и состояние сис­темы законодательства (юридические предпосылки). Речь идет о качестве законов, полноте правового регулирования, процессуальном обеспечении материально-правовых предписаний, закреплении систе­мы эффективных гарантий.

Специальные юридические, организационно-правовые средства обеспечения законности — контроль и принуждение.

Способы обеспечения законности в государственном управлении – совокупность правовых, организационных средств и форм, применяемых государственными органами власти, общественными объединениями, гражданами для поддержания и укрепления законности и дисциплины в государственном управлении.

Среди основных способов обеспечения законности выделяют:

-          государственный контроль;

-          административный надзор;

-          обжалование неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц;

-          общественный контроль;

-          прокурорский надзор.

1
0
1
0
Похожие вопросы
Предпринимательское право
Здравствуйте! Можно ли коротко расшифровать пункты из 79ФЗ, которые указаны в пунктах а-е статьи
Здравствуйте! Можно ли коротко расшифровать пункты из 79ФЗ, которые указаны в пунктах а-е статьи, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой 1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается: 1) утратил силу с 1 января 2015 года. - Федеральный закон от 22.12.2014 N 431-ФЗ; 2) замещать должность гражданской службы в случае: а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных частью второй статьи 4 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 года N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и частью девятой статьи 12 Федерального закона от 22 декабря 2020 года N 437-ФЗ "О федеральной территории "Сириус"; (пп. "а" в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ) б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; 3) участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев: а) участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости; б) участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с разрешения представителя нанимателя, которое получено в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа; в) участие на безвозмездной основе в управлении коммерческой организацией, являющейся организацией государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, более 50 процентов акций (долей) которой находится в собственности государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, в качестве члена коллегиального органа управления этой организации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок такого участия, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное; г) вхождение на безвозмездной основе в состав коллегиального органа коммерческой или некоммерческой организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; д) представление на безвозмездной основе интересов Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок осуществления от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации полномочий учредителя организации либо порядок управления находящимися в федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации акциями (долями в уставном капитале); е) иные случаи, предусмотренные международными договорами Российской Федерации или федеральными законами; (п. 3 в ред. Федерального закона от 16.12.2019 N 432-ФЗ) 3.1) заниматься предпринимательской деятельностью л
, вопрос №4168183, Мария, г. Москва
Алименты
Вопрос такой возможно ли должника привлечь к административной ответственности даже если он переводил копейки
Добрый вечер. Подскажите пожалуста по суду бывшему мужу присудили алименты в твёрдой денежной сумме с последующей индексацией согласно прожиточного минимума в области который составляет примерно 12500.ип возбуждено 17.01.2024 г. До сегодняшнего дня должником выплачено за полгода 2049 рублей. Т. Е. в месяц он по 100,300 рублей переводил Вопрос такой возможно ли должника привлечь к административной ответственности даже если он переводил копейки
, вопрос №4168105, Карина, г. Краснодар
Автомобильное право
Здравствуйте, скажите, правильно ли я понимаю что срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 12.26 составляет 90 дней?
Здравствуйте, скажите, правильно ли я понимаю что срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 12.26 составляет 90 дней? Или я ошибаюсь?
, вопрос №4167798, Константин, г. Великий Новгород
386 ₽
Вопрос решен
Административное право
Какие правовые основания для такого запроса?
Здравствуйте! Имеет ли право исполнительный орган государственной власти в рамках полномочий по ведению административного производства по итогам проведения проверки запрашивать у объекта контроля (государстенного автономного учреждения) информацию, содержащую данные о наркопотребителях (журналы учета наркопотребителей)? Является ли эта информация врачебной тайной? Какие правовые основания для такого запроса?
, вопрос №4167772, Андрей, г. Москва
Дата обновления страницы 23.01.2018