Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Можно ли отказаться от договора страхования стразу же после получения кредита?
Здравствуйте! Намереваюсь взять потребительский кредит в ОАО "Запсибкомбанк", но кредит банк мне одобрит только если я соглашусь на страхование от несчастных случаев, болезней и т.д. Пробовала подавать заявку на кредит без страховки, мне было отказано. По договору страхования Страховщиком является СОАО "ВСК", а Страхователем является Банк, я же буду значится в Списке застрахованных лиц к договору страхования как заемщик. Подскажите, могу ли я в тот же день после получения кредита написать заявление об отказе от участия в договоре страхования и вернуть страховую премию, которая уже будет включена в сумму кредита?
Елена Леонидовна, добрый вечер.
При описанной схеме:
По договору страхования Страховщиком является СОАО «ВСК», а Страхователем является Банк, я же буду значится в Списке застрахованных лиц к договору страхования как заемщик.
Елена Леонидовна
Отказаться от договора с возвратом страховой премии, в так называемый период охлаждения не получится, поскольку Вы стороной договора не являетесь. В данном случае речь идет не о классическом договоре страхования, где страхователем являлись Вы, а о договоре подключения к программе страхования, в отношении которой Указание ЦБ РФ от 20.11.2015 N 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования» не распространяется.
Соответственно Вам сейчас нужно фиксировать факт навязывания Вам заключения договора, как одного из условий получения кредита (в том числе и посредством использования аудиозаписи), чтобы в дальнейшем суде требовать признания заключенного договора недействительным.
Статья 16. Закона РФ «О защите прав потребителей»
2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).
3. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Здравствуйте, Елена Леонидовна!
Да, вы можете в течение 5 дней с момента получения кредита отказаться от договора страхования, подав в банк соответствующее заявление. Однако, вряд ли банк добровольно вернет данную сумму.
По общему правилу страховая премия не подлежит возврату в силу ч.3 ст.958 ГК РФ, если в договоре не указано иное.
Если в вашем договоре указано, что страховая премия не подлежит возврату, то вернуть ее достаточно сложно.
Есть вариант вернуть деньги по ФЗ о защите прав потребителей в связи с навязыванием услуги (нарушением ст.16, 16.1 указанного закона) и ненадлежащем информировании о ней (ст.10, 12 закона). Но факт навязывания и ненадлежащего информирования очень сложно доказать, если в документах указано, что со всеми условиями вы ознакомлены и вы самостоятельно поставили подпись под таким условием.
В данном случае можно пойти по пути доказывания навязывания услуги или ненадлежащего информирования о ней через роспотребнадщор. Напишите жалобу в роспотребнадзор на действия банка. Если роспотребнадзор подтвердит навязывание услуги, о чем будет составлен протокол и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, то в суде доказать факт навязывания будет легче и соответственно вернуть ваши деньги.
На практике пробуют возвращать суммы страховой премии через ненадлежащее информирование об услуге, а также при наличии факта неперечисления средств банком страховой (что происходит очень часто). По факту у банка возникает неосновательное обогащение, которое подлежит возврату по ст.1102 ГК РФ.
Банк обязан проинформировать вас полностью об услуге согласно ст.10,12 ФЗ о защите прав потребителей.
Желаю удачи!