Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Как оформить онлайн-школу иностранных языков
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как грамотно оформить школу иностранных языков, которая ведет занятия через Скайп. Организатор создает сайт, берет на себя расходы по оплате рекламы, хостинга, созданию сайта, подыскивает учеников для преподавателей. За свои услуги берет определенный процент от стоимости урока, оставшуюся часть перечисляет преподавателю. Каким статусом должны обладать обе стороны - преподавать и посредник? Дополнения - все расчеты (ученик-посредник-преподаватель) ведутся безналичным путем - оплаты на карту банка, электронные кошельки и т.д. Посредник и преподаватели проживают в разных городах и странах. Будет ли правомерно, если организатор откроет ИП (не знаю только по какому коду деятельности) и заключит с преподавателями гражданско-правовой договор? Ведь по сути они не являются сотрудниками постоянными. Они могут, например, в одном месяце провести с учеников 20 уроков, в следующем учеников не будет, и соответственно уроков не будет.
Нателла, приветствую!
Посредник, безусловно, должен обладать статусом предпринимателя, т.е. либо зарегистрироваться как ИП, либо создать ООО.
Далее проще всего опубликовать на сайте оферту, в которой прописать все условия и возможность присоединения к ним путем выполнения каких-то действий, например, регистрации на сайте.
Предусмотреть возможность идентификации личности (тут по разному делают, через сканы документов, через небольшие платежи, через разовую отправку по почте подписанных документов).
Суть оказываемых услуг, видимо, лучше чтобы была — посредничество. Вы оказываете услуги преподавателям в поисках студентов и студентам в поисках преподавателей. А услуги преподавателей студенты оплачивают непосредственно им. Ну вот примерно как Правовед.ру работает.
Преподаватели при этом могут и не иметь статуса предпринимателей.
Добрый день.
Коллеги уже ответили на Ваш вопрос, я бы хотел в целом исходя из своего опыта настройки деятельности и сопровождения онлайн школ самого разного профиля обозначить требования законодательства к онлайн школам в части лицензии, налогообложения, необходимых документов для онлайн школы, рисков и т.д.
1. В части вопроса о том, нужна ли лицензия онлайн школе.
А) Очень распространенная ошибка – думать, что любой онлайн школе нужна образовательная лицензия. Многие даже думают, что если они просто продают онлайн курсы в интернете, то тоже нужна лицензия.
Это совершенно не так:
1.1. Образовательная лицензия онлайн школе нужна только в том случае, если по итогам обучения Вы будете выдавать официальные документы об образовании и/или квалификации.
1.2. Если по итогам обучения Вы официальных документов не выдаете, а просто выдаете сертификаты «О прохождении курса», то Вы не обязаны получать образовательную лицензию согласно Постановлению Правительства РФ от 28.10.2013 г. №966 «О лицензировании образовательной деятельности» и ч.1 ст. 91 Закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
Данная позиция подтверждается как разъяснениями Министерства образования, так и судебной практикой.
Например, в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2015 г. по делу № А41-32901/15 указано следующее: «в рассматриваемом случае обществом по результатам оказания услуг выдаются сертификаты, которые подтверждают факт прохождения курса «Перевозка опасных грузов воздушным транспортом». Данные сертификаты не свидетельствуют о присвоении (повышении) разряда или квалификации. Таким образом, обучение по вышеуказанному курсу не является ни профессиональным, ни дополнительным профессиональным обучением, а, следовательно, лицензированию не подлежит».
Причем наличие или отсутствие сотрудников никак не влияет на необходимость получения лицензии для онлайн школы.
Б). Однако если зайти на сайты многих крупных онлайн школ, то можно увидеть, что у них все-таки образовательная лицензия есть.
Ответ очень простой – да, онлайн школе не обязательно иметь образовательную лицензию, однако это не значит, что ее нельзя получить. Получить ее можно и многие так и делают. Основная цель – маркетинг, поскольку клиенты склонны больше доверять школам, у которых есть лицензия.
Поэтому ответ на вопрос как открыть онлайн школу без лицензии очень простой – достаточно грамотно оформить деятельность онлайн-школы и тогда лицензия Вам по закону будет не нужна.
Еще часто возникает вопрос как оформить онлайн школу юридически – здесь просто скажу, что регистрировать онлайн школу не нужно. Просто настраиваете сайт, регистрируете ИП или ООО для онлайн школы и начинаете работать.
2. Налогообложение онлайн школы.
Что касается выбора системы налогообложения для онлайн школы:
А) Самый частый вопрос, который мне задают – можно ли применять патент для онлайн школы.
Вопрос актуальный, приведу пример:
Онлайн школа работает в Москве, за год заработала 20 млн руб.
Если она будет при этом на УСН 6% «доходы», то сумма налога составит: 20 млн руб.* 6% = налог составит 1 млн 200 тыс. руб.
А патент на ту же деятельность в Москве на год стоит 19800 руб. Разница более, чем в 60 раз!
Поэтому патент (псн для онлайн школы) может быть очень выгоден там, где его можно применить.
Б) Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса ПСН может примениться индивидуальными предпринимателями в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по обучению населения на курсах и по репетиторству.
Проведение курсов, тренингов и т.д. подпадает под терминологию указанной нормы, то есть в отношении данных видов деятельности применять патент можно (см, например, Письмо Минфина России от 31.01.2020 № 03-11-11/6174).
Более того, есть разъяснения МинФина о том, что Патент можно применять в том числе при дистанционном обучении (см., например. Письмо Минфина от 26.04.2018 № 03-11-12/28615). Кстати, в этих же разъяснениях МинФин пояснил, что патент можно применять и для работы с юридическими лицами, хотя он и называется «обучение населения».
Однако есть принципиальный момент, а именно онлайн школа может применять патент только при условии, что она оказывает именно услуги по обучению, а не просто продает готовые курсы.
То есть:
— Если у Вас проводится обучение в режиме реального времени (проводятся вебинары и т.п.), то формально да, Ваша деятельность подпадает под патент.
— Если у Вас нет как такового обучения в режиме реального времени, а Вы просто продаете доступ к онлайн-курсам, то в такой ситуации Вы не подпадаете под патент.
Это общее правило, есть куча оговорок. Например, нужно отличать «обучение населения на курсах и по репетиторству» от просто консультационных услуг и т.п. Есть ряд ограничений по привлечению преподавателей (выстраиванию схемы работы с ними) при работе по патенту, по составлению документов с учениками и т.д.
Из своего опыта могу сказать, что на практике, конечно, все немного по-другому, а именно все подряд пытаются работать по патенту и на практике многие, даже кто просто продает онлайн курсы в интернете, тоже применяют патент, хотя формально это запрещено.
В) Помимо патента следующий вариант – это применение УСН для онлайн школы, то есть упрощенной системы налогообложения. Здесь 2 варианта:
— УСН 6% «доходы» — то есть, когда Вы будете платить 6% со всего оборота (есть правда исключения при агентской схеме работы с преподавателями). Данный вариант подходит, если у Вас не так много расходов и Вы готовы платить налог со всего оборота.
— УСН 15% «доходы минус расходы» — то есть платить будете налог по ставке 15% с разницы между доходами и расходами. Вариант подходит, если у Вас планируется много расходов по деятельности.
3. Какие нужны документы для открытия онлайн школы.
Все документы для онлайн школы можно разделить на 3 категории:
— Документы, регулирующие отношения с учениками.
— Внутренние документы онлайн школы (стандартный набор трудовых документов (если у Вас есть сотрудники), документов по персональным данным, по коммерческой тайне и т.д.).
— Документы, регулирующие отношения с преподавателями (либо если у Вас идет продажа уже готовых курсов, то регулирующие отношения с теми, кто пишет эти курсы).
3.1. Документы, регулирующие отношения с учениками.
Здесь все очень просто. Поскольку обучение идет онлайн, Договор с учениками обычно заключается в виде акцепта договора-оферты на сайте (договор-оферта для онлайн школы). То есть Вы размещаете оферту, ученик при оплате, либо при регистрации на сайте принимает ее условия и обязуется их соблюдать.
Иногда к Оферте отдельно делаем Правила проведения каких-либо занятий, Политику возвратов и т.д. Все индивидуально.
Отмечу, что пользовательское соглашение для онлайн школы — это тоже самое, что и договор-оферта.
3.2. Внутренние документы для онлайн школы.
На этой части документов я не буду подробно останавливаться, поскольку это стандартный набор документов. Единственное отмечу важность подписания Соглашения о неразглашении (NDA) с сотрудниками и преподавателями, чтобы они не могли просто скопировать базу клиентов и продать ее.
3.3. Документы, регулирующие отношения с преподавателями.
Есть 3 варианта как оформить преподавателей онлайн школы:
Вариант №1. Трудоустройство преподавателей или заключение с ними Договора на оказание услуг (договора ГПХ). Плюс варианта – он максимально простой и понятный, безрисковый.
Минус – большие расходы, а именно Вы должны будете платить НДФЛ и страховые взносы за преподавателей, а это в совокупности +43% от тех сумм, которые Вы им будете платить.
Если это трудовой договор, то это еще обязанность предоставлять отпуска, невозможность просто так уволить и т.д.
Вариант №2. Оформление преподавателей как самозанятых или ИП.
Здесь плюс – дешевизна. Они сами будут платить налоги в совокупности 6%, что намного дешевле, чем 43% при трудовом договоре или договоре на оказание услуг.
Минус – могут быть риски признания отношений трудовыми.
Возможны 2 совершенно разные ситуации:
А) Ваши преподаватели у Вас работают на регулярной основе 5 дней в неделю, Вы им устанавливаете график работы, они находятся с Вами в отношениях власти-подчинения. То есть фактически это трудовые отношения и в этом случае оформление их в качестве самозанятых или ИП влечет за собой риски признания отношений между самозанятым и онлайн школой или ИП и онлайн школой трудовыми.
Б) У Вас «приходящие» преподаватели, которые работают нерегулярно, Вы не формируете для них график и т.д. Здесь признаков трудовых отношений нет, поэтому Вы можете спокойно с такими преподавателями работать как с самозанятыми или ИП.
Тем не менее и в этом случае очень важно, чтобы в договоре с самозанятым или ИП и онлайн школой не было признаков трудовых отношений.
На практике последнее время есть тенденция у онлайн школ во всех случаях всех подряд бездумно оформлять как самозанятых, в том числе сотрудников. Это влечет за собой серьезные риски.
Вариант №3. Агентские отношения и агентский договор с преподавателями онлайн школы.
Схема, которая набирает популярность в последнее время, но тоже формально применить ее можно далеко не всегда.
Плюсы агентской схемы работы с преподавателями:
— Агентский договор позволит Вам работать с преподавателями просто как с физическими лицами (даже если они не самозанятые и не ИП) и не платить НДФЛ за преподавателей онлайн школы, а также не платить взносы за них при перечислении им денежных средств, то есть не являться налоговым агентом преподавателей.
Обоснование – ст. 226 НК РФ, письма Минфина России от 15.04.2016 N 03-04-05/21896, от 24.02.2016 N 03-04-06/10104, от 24.02.2016 N 03-04-06/10099.
— Агентский договор дает Вам право платить налог только с суммы своего фактического дохода даже при УСН 6% (то есть платить налог с разницы между суммами, полученными от учеников и суммами, перечисленными преподавателям).
Обоснование – п.9 ч.1 ст. 251 НК РФ, разъяснения МинФина, например, Письмо от 2 февраля 2016 г. N 03-11-06/2/4733.
Нужно понимать, что вариант также применим не всегда, поскольку он предполагает именно посредническую схему правоотношений и как следствие, применим для тех ситуаций, когда у Вас нет признаков трудовых отношений с преподавателями (Вы не формируете им график и т.д.).
Многие для минимизации рисков совмещают агентскую схему работы с оформлением преподавателей как самозанятых или ИП.
Агентский договор с преподавателями также можно подписывать через оферту на сайте онлайн-школы.
4. Как защитить права на контент онлайн школы (как защитить права на онлайн курс). Для онлайн школ, у которых в основном обучение идет через продажу доступа к готовым онлайн курсам, актуален вопрос защиты прав на контент, чтобы конкуренты или бывшие сотрудники его не скопировали и не начали продавать самостоятельно.
Здесь все действия можно разделить на 2 составляющие:
4.1. Действия до правильному «закреплению» авторских прав на контент.
Я не буду подробно останавливаться на этом вопросе, но в целом скажу, что самое основное – это правильно оформленные правоотношения с создателями контента. То есть важно заключить корректный договор авторского заказа, акт к нему и прочие документы.
Если контент создается работниками, которые у Вас в штате, то тоже важно корректно оформить трудовой договор, должностную инструкцию, задание на разработку контента и т.д.
Также рекомендуется подписать NDA с сотрудниками и ключевыми контрагентами.
4.2. Действия по устранению допущенных нарушений. Эта часть работы заключается в своевременной реакции на уже допущенные нарушения. То есть написание претензий, обращений в суд и т.д. Здесь я думаю все понятно.
5. Какую ответственность несет онлайн школа.
Очень важно в договоре-оферте с учениками урегулировать все возможные риски, связанные с ответственностью Онлайн школы.
Самые частые претензии, которые мы получаем от учеников:
— ученик ожидал другого, либо ему не подошел формат обучения, и он требует вернуть деньги.
— в части обучения по конкретным профессиям частая претензия — ученик ожидал, что после обучения сразу найдет высокооплачиваемую работу, но не нашел ее и опять требует вернуть деньги (часто связано с тем, что онлайн школы в своей рекламе указывают «высокую среднюю зарплату по профессии», по которой обучают и т.п.).
— ученику просто потребовались деньги, и он пытается под любыми предлогами их вернуть.
Ну а самое частое обоснование почему мы должны вернуть деньги, на которое ссылаются ученики – это «у Вас нет лицензии». По этому поводу на нас также много жалоб поступает в Рособрнадзор.
Все эти доводы при грамотном оформлении деятельности мы спокойно отбиваем.
Очень важно в договоре-оферте урегулировать все эти вопросы, конкретно расписать что мы гарантируем, что не гарантируем и т.д.
6. Настройка сайта Онлайн школы в соответствии с требованиями законодательства о персональных данных.
Помимо описанных выше документов, Онлайн школа должна соблюдать определенные требования, установленные законодательством о персональных данных:
6.1. На сайте Помимо Договора-оферты с учениками должна быть размещена Политика конфиденциальности онлайн школы.
6.2. Вы должны направить уведомление в Роскомнадзор об обработке персональных данных онлайн школой (не путать с регистрацией в Роскомнадзоре).
Уведомление в Роскомнадзор должно быть направлено в двух формах:
— по онлайн форме — https://pd.rkn.gov.ru/operators-registry/notification/form/
— в письменном виде по обычной почте в Управление Роскомнадзора.
6.3. На сайте на всех формах обратной связи, через которые может быть осуществлена передача персональных данных, должно быть окошечко, в котором Пользователи проставляют отметку о согласии с политикой конфиденциальности.
6.4. Без проставления отметки о согласии с политикой конфиденциальности Пользователь не должен иметь возможности отправить Вам свои персональные данные.
6.5. Если школа ориентирована также на международный рынок, на европейских клиентов или клиентов из США, то возникают дополнительные требования.
Особое внимание следует в этом случае обратить на Регламент №2016/679 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных» General Data Protection Regulation (GDPR).
В отношении других стран следует обратить внимание на местное законодательство, в частности, для работы с гражданами США, например, следует учесть требования Children's Online Privacy Protection Act (COPPA), PIPEDA, Enhancing Privacy Protection и других правовых актов, касающихся обработки персональных данных
Это основные, но далеко не все нюансы правового оформления деятельности. Основной вывод – если оформить онлайн школу правильно, то можно будет работать законно и безопасно.
Если Вам потребуется более подробная устная или письменная консультация по любым вопросам правовой настройки работы Онлайн школы, либо помощь в подготовке полного Пакета документов для Онлайн школы — Вы всегда можете обратиться ко мне в чат и получить помощь в решении своих вопросов (для этого Вам нужно нажать на кнопку «ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ» на странице моего профиля — pravoved.ru/lawyer/362... (можно перейти по ссылке или нажав на мою фотографию)).
С Уважением,
Васильев Дмитрий.
Обращаю внимание, что на текущий момент в отношении КАЖДОГО действует СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ по вопросам правовой настройки и подготовки документов для онлайн школ, а также для проектов по продаже онлайн курсов. Чтобы получить предложение, Вам нужно ОБРАТИТЬСЯ КО МНЕ В ЧАТ, а именно:
1. Нажать на кнопку «ОБЩАТЬСЯ В ЧАТЕ» НА СТРАНИЦЕ МОЕГО ПРОФИЛЯ — https://pravoved.ru/lawyer/362127/ (можно перейти по ссылке или нажав на мою фотографию).
2. Описать свою ситуацию мне лично.
В рамках специального предложения, обратившись ко мне в чат, АБСОЛЮТНО ЛЮБОЙ может БЕСПЛАТНО получить правовое обоснование отсутствия необходимости получения образовательной лицензии для онлайн школы или проекта по продаже онлайн курсов.
Также обратившись ко мне в чат, Вы можете получить:
1. Устную или письменную консультацию по любым правовым вопросам работы онлайн школ любого профиля, а также проектов по продаже онлайн курсов, включая как российские проекты, так и проекты, ориентированные на иностранную аудиторию, в том числе по вопросам:
1.1. Налогообложения онлайн школ и проектов по продаже онлайн курсов.
1.2. Правовой схемы работы.
1.3. Построения документооборота.
1.4. Обработки персональных данных, в том числе по требованиям законодательства РФ, европейского, американского и международного законодательства в сфере персональных данных.
1.5. Любым иным вопросам (занимаюсь полным сопровождением онлайн школ и проектов по продаже онлайн курсов).
2. Помощь в проведении аудита Вашего сайта онлайн школы или сайта по продаже онлайн курсов на предмет соответствия требованиям законодательства.
3. Помощь в подготовке полного пакета документов для онлайн школы или проекта по продаже онлайн курсов, в том числе следующих документов:
3.1. Договор-оферта с учениками / покупателями онлайн курсов.
3.2. Политика конфиденциальности.
3.3. Уведомление в Роскомнадзор об обработке персональных данных.
3.4. Любых иных документов, необходимых для онлайн школы / проекта по продаже онлайн курсов.
Алексей, спасибо за ответ! Подскажите, пожалуйста, как вариант я могу открыть ИП, скажем, как агент, оказывающий услуги по подбору персонала? И отсчитываться перед налоговой по УСН от доходов, полученных от комиссии за подбор преподавателя. И не получится ли, что преподаватель ( не имеющий ИП) в этом случае нарушает закон, т.к ведёт деятельность, но не платит за неё налог?
У вас точно не услуги по подобру персонала. Скорее это прочие посреднические услуги.
В налогах я, признаться, не очень силен, тут лучше посоветоваться с бухгалтером.
А что до преподавателей — почему вы думаете, что они будут нарушать закон? Вполне могут налоги и платить, как физ.лица или как ИП. В любом случае это не ваши проблемы.