Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Правомерно ли администрация города требует убрать рекламу и благоустройство прилежащей территории?
Доброе утро! Сняли в аренду помещение под разливные напитки в магазине "Фермерские продукты", находящимся в жилом доме. Магазин расположен с обратной стороны дома и имеет отдельный вход. К нему ведет довольно длинная лестница. В целях улучшения и благоустройства внешнего вида кривую, с облупившейся краской лестницу обвили плетенкой из веток, на манер хуторов, и украсили искусственными подсолнухами. На плетенку повесили указатель со стрелкой и надписью "разливные напитки". Представитель управы района настоятельно требует демонтировать плетенку и убрать баннер с указателем под предлогом "колхозного внешнего вида и незаконной рекламы". Всем посетителям магазина и просто прохожим плетенка нравится значительно больше уродливой лестницы. Что же касается баннера, то насколько я понимаю, указатель со стрелкой по решению ВАС от 28.02.2011 № ВАС-1749/11) не является рекламой. Правомерны ли действия представителя администрации, и каким образом, если действия не правомерны, возможно пресечь ее (это женщина) поползновения?
Добрый день.
Полагаю, что требования администрации неправомерны.
То, что Вы обвили лестницу плетенкой из веток — это никак к администрации не относится и является Вашим личным дело как оформить вход. Поэтому здесь никакого нарушения нет и Вы можете оставить все как есть.
Что же касается надписи «разливные напитки» и указателя — то это не реклама, а вывеска, поэтому получать разрешение на ее размещение не нужно и Вы вправе ее оставить. Реклама — это когда Вы указываете конкретный товар и тем самым рекламируете его, предлагая купить у Вас. В Вашей же ситуации никакого указания на товар нет.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 28 ноября 2013 г. N АК/47658/13
О КВАЛИФИКАЦИИ
КОНСТРУКЦИЙ В КАЧЕСТВЕ РЕКЛАМНЫХ ИЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ
В связи с возросшим количеством поступающих в ФАС России запросов территориальных органов, юридических и физических лиц, а также органов местного самоуправления о квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных сообщаем.
1. Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Статья 3 Федерального закона «О рекламе» устанавливает, что реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 приведенной статьи объект рекламирования — товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Пункт 3 данной статьи содержит определение товара, согласно которому товар — это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, не изъятые из оборота.
Вместе с тем, согласно части 3 данной статьи условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
Кроме того, в соответствии частью 1 статьи 467 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.
Таким образом, системный анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может быть тот товар, предназначенный для продажи и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.
В случае размещения на фасаде магазина фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений (например, бутылка вина, пивная бочка, пивная кружка, какая-либо техника, одежда и т.п.) без индивидуализирующих признаков указанных товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товара на рынке.
Однако, по мнению ФАС России, фотографии и изображения товаров также не могут быть признаны вывеской, поскольку не содержат информации, обязательной к размещению согласно Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей».
При этом порядок распространения такой информации может быть определен в акте органа местного самоуправления, в котором установлены правила благоустройства территории, поскольку согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация благоустройства территории городского округа, в частности вопросы внешнего оформления улиц и зданий.
Учитывая изложенное, ФАС России настоятельно рекомендует территориальным органам в своей деятельности придерживаться изложенной позиции ФАС России и воздерживаться от оценки в качестве рекламы информации об обобщенном наименовании группы товаров без выделения конкретного товара среди ряда однородных товаров, размещаемой в месте производства или реализации таких товаров.
2. В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“ информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.
При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима ее работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации „О защите прав потребителей“, следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.
Кроме того, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки) также может быть признано обычаем делового оборота, и на такие информационные конструкции нормы Федерального закона „О рекламе“ не распространяются.
Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе несовпадающего с наименованием организации, также предназначено для идентификации магазина для потребителей и не является рекламой.
Учитывая изложенное, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, а также профиля деятельности и перечня оказываемых услуг, не может рассматриваться в качестве рекламы, соответственно на такую информацию не распространяются требования Федерального закона „О рекламе“.
Однако при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. По мнению ФАС России, если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. Обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке.
В то же время, по мнению ФАС России, если организация занимает все многоэтажное здание, то размещение крышной установки с информацией о ее наименовании не может рассматриваться как реклама данной организации, поскольку такая информация направлена на информирование о месте нахождения данного юридического лица.
3. Относительно вопроса квалификации конструкций автозаправочных станций сообщаем следующее.
Размещение информационных табло с указанием наименования, места нахождения, режима работы юридического лица на территории АЗС, с учетом специфики деятельности указанных объектов, соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к вывескам, и рекламой не является.
Вместе с тем размещение подобной информации вне территории АЗС подпадает под признаки рекламы, закрепленные в Федеральном законе „О рекламе“, и является рекламой.
При этом следует иметь в виду, что Закон Российской Федерации „О защите прав потребителей“ не требует от юридического лица размещать на вывеске информацию о реализуемых товарах, ценах и тому подобном.
В соответствии со статьями 8, 10 Закона Российской Федерации „О защите прав потребителей“ потребители обладают правом на своевременное получение необходимой и достоверной информации о товаре. Из смысла указанных норм вытекает, что продавец обязан предоставить данную информацию в месте реализации товара при заключении договора купли-продажи.
С учетом изложенного, по мнению специалистов ФАС России, размещение на световых табло, щитах и иных технических средствах сведений о реализуемом товаре (марка бензина, цена и т.п.) может рассматриваться как выполнение требований статей 8, 10 Закона РФ „О защите прав потребителей“ только в случае размещения указанной информации на территории АЗС.
Размещение информационных табло с указанием наименования юридического лица, номера объекта, марки топлива, цены на них, режима работы объекта, и другой информации на подъездных путях к территориям АЗС может признаваться обязательной информацией только в случае, если территория указанных подъездных путей принадлежит АЗС в силу вещно-правовых или обязательственных отношений.
Уважаемая Виктория! Здравствуйте!
Согласно ч.1 ст.15 федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции»
Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
(п. 6 введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 164-ФЗ)
7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;
(п. 7 в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) создание дискриминационных условий;
(п. 8 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;
(п. 9 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации
Подайте жалобу в УФАС региона на действия соответствующего должностного лица (ну или пригрозите в жалобе на имя руководителя соответствующего органа местного самоуправления — может и так поймут)
Здравствуйте. А она требует как, устно или письменно?
Что же касается баннера, то насколько я понимаю, указатель со стрелкой по решению ВАС от 28.02.2011 № ВАС-1749/11
Виктория
Да, тут можете ссылаться на это решение. Но в тоже время учтите, что решение ВАС не панацея, много примеров когда решения такие игнорировались.
Если требование не письменное и не обоснованное, то можете игнорировать. Не ясно с чем требования связаны или с внешним благоустройством или же с безопасностью.
Виктория, здравствуйте.
То, что это не реклама, спорить не буду. Но в Москве действуют правила О размещении информационных конструкций в городе Москве (ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 декабря 2013 года N 902-ПП).
docs.cntd.ru/document/537945850
Вот им то Ваша информационная табличка и должна соответствовать.
Также есть требования по благоустойству территории, хотя по ним вряд ли возможно обязать убрать декоративное оформление лестницы.
С уважением! Г.А. Кураев
Полагаю, что требования администрации неправомерны.То, что Вы обвили лестницу плетенкой из веток — это никак к администрации не относится и является Вашим личным дело как оформить вход. Поэтому здесь никакого нарушения нет и Вы можете оставить все как есть.
Васильев Дмитрий
А как же требования к информационным конструкциям?
С уважением! Г.А. Кураев
находящимся в жилом доме
На плетенку повесили указатель со стрелкой и надписью «разливные напитки». Представитель управы района настоятельно требует демонтировать плетенку и убрать баннер с указателем под предлогом «колхозного внешнего вида и незаконной рекламы».
Здравствуйте Виктория.
В данном вопросе необходимо обратиться к положениям федерального законодательства, регулирующего порядок размещения рекламы, а также положениям касающимся благоустройства.
Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О рекламе», N 38-ФЗ:
2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на:
5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;2) объект рекламирования — товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
В соответствии с:
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
от 21 ноября 2007 года N 45
Кодекс города Москвы об административных правонарушениях
Статья 8.2. Нарушение внешнего вида и содержания зданий, ограждений, строений, сооружений, водоемов и элементов оборудования объектов благоустройства
1. Нарушение установленных Правительством Москвы требований к внешнему виду и содержанию зданий, кроме жилых домов, ограждений, строений, сооружений, водоемов, -(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 ноября 2012 года Законом города Москвы от 17 октября 2012 года N 50.влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Т.е., рекламой данный указатель не является, т.к. не содержит информации о конкретном производителе и его товаре и нарушений правил благоустройства здесь нет, т.к. установлена административная ответственность за нарушения требований к внешнему виду к зданиям, не являющимся жилыми домами.
Но вот тут еще момент. Вам еще работать и работать я так понимаю в этом помещении, а чиновники могут быть злопамятны и суды часто в вопросах городских бывают настроены в пользу чиновников. Вот этот момент учтите. И всё таки нужно знать чем недовольна конкретно чиновница.