8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
600 ₽
Вопрос решен

Пользование недрами и договор

В 2015 году по результатам конкурса, размещенного на официальном сайте, я заключил договор аренды муниципального имущества с последующим оказанием услуг по водоснабжению населения и др. организаций.По акту передачи имущества мне передали: сети водопроводные, шахтный колодец, насосы и т.п. Водозабор- скважина, для добычи воды в целях водоснабжения. Так как вода находится под землей, то пользование этой скважиной регламентируется Законом о недрах.Лицензия на пользование недрами оформлена на администрацию поселения.

Работаю, получаю прибыль, оплачиваю арендную плату по договору.

Прошло 9 месяцев, и тут в Министерстве природопользования я узнаю, что не имею право добывать эту воду из скважины, т.к.

лицензия выдана администрации, которая заключила со мной договор аренды.

Вопрос: Правомерны ли действия администрации в части того, могли ли они заключать такой договор?

Вопрос: Можно ли заключить какое-нибудь доп. соглашение,

о том, что администрация, являясь недропользователем, передала мне в оперативно-хозяйственное управление эту скважину, и я по праву могу добывать эту воду и осуществлять водоснабжение. Можете ли оказать помощь в составлении соглашения?

Показать полностью
, Иван, г. Самара
Александр Романов
Александр Романов
Адвокат, г. Москва
Вопрос: Правомерны ли действия администрации в части того, могли ли они заключать такой договор?
Иван

Здравствуйте, нет. У Вас должна быть лицензия в любом случае, заключить договор аренды они не могли.

Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 13.07.2015) «О недрах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.
Можно ли заключить какое-нибудь доп. соглашение, о том, что администрация, являясь недропользователем, передала мне в оперативно-хозяйственное управление эту скважину, и я по праву могу добывать эту воду и осуществлять водоснабжение.
Иван

Думаю, что подобное соглашение не решит проблему. Администрация, точнее муниципальный район в лице администрации являются собственником данных объектов. Недропользователем являетесь вы.

0
0
0
0
Денис Федоров
Денис Федоров
Юрист, г. Санкт-Петербург

Здравствуйте, Иван!

В соответствии с преамбулой Закона РФ «О недрах» использование подземных вод является разновидностью пользования недрами.
В силу ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
На основании подпункта 2.1 пункта 2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 г. N 3314-1, недра в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Согласно подпункту 9.1 пункта 9 указанного Положения владельцами лицензий могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе, юридические лица и граждане других государств (далее предприятия), если иное не предусмотрено законодательными актами РФ.
В подпункте 11.1 пункта 11 указанного Положения предусмотрено, что предприятия, желающие получить лицензию на пользование недрами, должны обратиться в Геолком России или его территориальные подразделения, которые предоставляют необходимую информацию о сроках и условиях предоставления лицензии по интересующим объектам. Подпунктом 11.4 пункта 11 названного Положения предусмотрен порядок подачи заявки на получение лицензии.
Исходя из смысла указанных норм права следует, что получение лицензии на указанный вид деятельности является обязательным, получателем лицензии является субъект, который будет осуществлять соответствующий вид деятельности.
Недопустимость безлицензионного пользования недрами установлена законом и направлена на защиту прав неопределенного круга лиц, интересы которого нарушаются в связи с таким пользованием.
Поскольку Вы осуществляете лицензируемый вид деятельности, то должны получить лицензию в уполномоченном государственном органе.

Статья 7.3. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов

1. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
2. Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

0
0
0
0
Вопрос: Можно ли заключить какое-нибудь доп. соглашение, о том, что администрация, являясь недропользователем, передала мне в оперативно-хозяйственное управление эту скважину, и я по праву могу добывать эту воду и осуществлять водоснабжение. Можете ли оказать помощь в составлении соглашения?
Иван

Сомневаюсь, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 17.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон N 2395-1) при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. Лицензия на пользование участками недр, приобретенная юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передана третьим лицам, в том числе в пользование (часть 8 статьи 17.1 Закона N 2395-1).

0
0
0
0
Здравствуйте, а если используется первый от поверхности водоносный слой? Дело в том, что и Водный кодекс регламентирует использование подземных вод.
Иван

Поскольку Вы используете забор подземной воды для централизованного водоснабжения населения и др. организаций, а не для личных нужд, то необходимо получить лицензию.

0
0
0
0
Максим Крохалев
Максим Крохалев
Юрист, г. Пермь
Эксперт

Здравствуйте, Иван.

Администрация имела право предоставить вам в аренду свое имущество, но заниматься добычей воды без лицензии вы права не имеете и именно вы, как недропользователь, должны эту лицензию получать.

Согласно ст. 3. Водного кодекса РФ

Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Статья 10.1. Закона о недрах:

Основаниями возникновения права пользования участками недр являются:
3) решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр:
для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи;

Требования к содержанию заявки и приложений к ней можно найти в Приказе Министерства природных ресурсов от 29.11.2004 № 710.

Согласно ст. 11 Закона о недрах:

Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах.
(часть вторая введена Федеральным законом от 10.02.1999 N 32-ФЗ)
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Положение о порядке лицензирования пользования недрами утверждено Постановлением ВС РФ от 15.07.1992 N 3314-1 и конкретизировано в части предоставления участков недр для добычи подземных вод в соответствующей инструкции, утвержденной Роскомнедрами 14.04.1994. Форма бланка представлена в Письме Роскомнедр от 10.09.1992 N ВО-61/2296. Максимальный срок такой лицензии — 25 лет — исчисляется с момента ее государственной регистрации (ст. 10 Закона о недрах)

0
0
0
0

Ваш вопрос регулирует Закон о недрах а не Водный кодекс.

Согласно ст. 5 Водного кодекса РФ

1.Водные объекты в зависимости от особенностей их режима,
физико-географических, морфометрических и других особенностей
подразделяются на:
1) поверхностные водные объекты;
2) подземные водные объекты.
2. К поверхностным водным объектам относятся:
1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
2) водотоки (реки, ручьи, каналы);
3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
4) болота;
5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
6) ледники, снежники.
3. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
4. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:
1) моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива;
2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;
3) пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды;
4) болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине.
4.1.Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного
объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются
Правительством Российской Федерации. Требования к описанию
местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти.
5. К подземным водным объектам относятся:
1) бассейны подземных вод;
2) водоносные горизонты.

Согласно п. 3 ст. 9. Водного кодекса РФ

Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
0
0
0
0
Иван
Иван
Клиент, г. Самара

Как понять такой текст(выдержка из условий недропользования, выданных недропользователю (администрации) министерством вместе с лицензией):

п.4.2.2 В случае заключения Недропользователем договора с другими юридическими лицами на выполнение отдельных видов работ или комплекса работ, связанных с пользованием недрами, а также в случае передачи водозаборного сооружения в оперативно-хозяйственное пользование другому лицу за Недропользователем сохраняется вся полнота ответственности за соблюдение положений настоящих Условий пользования недрами, в том числе за охрану недр, окружающей природной среды и безопасности ведения работ. Привлекаемое Недропользователем лицо наряду с ним несет ответственность в случаях и порядке, предусмотренном законодательством РФ за охрану недр, окружающей природной среды и безопасности ведения работ, которые он осуществляет в соответствии с договором и лицензиями на виды деятельности.

11 Февраля 2016, 11:51

Андрей Власов
Андрей Власов
Юрист, г. Апатиты
рейтинг 7.3
Эксперт

Иван, добрый день! К сказанному коллегами добавлю судебную практику по схожему делу

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.04.2014 по делу N А27-6302/2013

общество с ограниченной ответственностью «Кузбасский бройлер» (далее — общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (далее — Управление, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 24.04.2013 N АТН-098/5 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Решением от 07.10.2013 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановление от 09.01.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Общество полагает, что административный орган нарушил порядок проведения плановой выездной проверки, поскольку заявителю не предоставлен приказ о ее проведении.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Статьей 19 Закона о недрах предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и, если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников) (пункт 1.3 Инструкции по применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод.
Порядок предоставления лицензий на право пользования недрами регламентирован Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1.
В соответствии со статьей 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции — с даты вступления такого соглашения в силу.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество в процессе хозяйственной деятельности осуществляет эксплуатацию недр (добычу подземной воды) путем эксплуатации трех водозаборных скважин (три в резерве) на основании договора аренды с собственником недвижимого имущества (договор от 24.04.2009). При этом скважины, которые используются заявителем, расположены на глубине от 100 до 126 метров.
Доказательств, свидетельствующих об изменении условий залегания (расположения) вод верхнепермских отложений данного комплекса, в материалы дела не представлено.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установили, что фактически обществом используется не первый водоносный от поверхности горизонт.
При этом указали, что бездействие общества проявлено сознательно, так как ранее выданным предписанием от 30.03.2010 N Н-096 заявителю предписывалось получить в установленном порядке лицензию на добычу подземной воды. Письмом от 16.09.2010 N 145 общество сообщило административному органу о ведении работы, связанной с получением лицензии, однако с 2010 года по дату обнаружения административного правонарушения (29.03.2013) каких-либо мер по получению лицензии предпринято заявителем не было.
Доказательств подтверждающих принятие обществом всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства в материалы не представлено.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установили, что фактически обществом используется не первый водоносный от поверхности горизонт.
При этом указали, что бездействие общества проявлено сознательно, так как ранее выданным предписанием от 30.03.2010 N Н-096 заявителю предписывалось получить в установленном порядке лицензию на добычу подземной воды. Письмом от 16.09.2010 N 145 общество сообщило административному органу о ведении работы, связанной с получением лицензии, однако с 2010 года по дату обнаружения административного правонарушения (29.03.2013) каких-либо мер по получению лицензии предпринято заявителем не было.
Доказательств подтверждающих принятие обществом всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства в материалы не представлено.
Также отметили, что подземный источник, из которого осуществляется заявителем забор подземной воды используется для централизованного водоснабжения.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, считает принятые по делу судебные акты подлежащими оставлению без изменения как законные и обоснованные.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 07.10.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 09.01.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-6302/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Штраф по ст. 7.3 КоАП

1. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
2. Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

довольно существенный и никаким допсоглашением с муниципалами тут вопрос не решить, к сожалению

0
0
0
0
Иван
Иван
Клиент, г. Самара

Здравствуйте, а если используется первый от поверхности водоносный слой?

Дело в том, что и Водный кодекс регламентирует использование подземных вод.

Здравствуйте, а если используется первый от поверхности водоносный слой?
Иван

Иван, тут ведь не столько в расстоянии от поверхности вопрос сколько в целях использования. У вас насколько понимаю использование именно в целях централизованного водоснабжения

ст. 19 ФЗ О недрах

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения,
0
0
0
0
Похожие вопросы
Земельное право
Можно ли законодательно опровергнуть претензии снт?
Здравствуйте. Переведя участок в ижс, из снт вышла,так как водой и электричеством общества не пользуюсь ( договор прямой с поставщиком электроэнергии,даже эл.столбы не общества,а поставщика электроэнергии). В заявлении о выходе просила председателя заключить со мной договора на оплату за пользование дорогой и вывоз тбо,однако тишина. Сейчас председатель обратился в мировой суд о взыскании с меня задолженности в полном объём по членским и целевым взносам. Судебный приказ моим заявлением остановлен. Но председатель грозится идти дальше. Подскажите пожалуйста имеет ли право снт требовать с меня оплаты за то, чем я не пользуюсь? Можно ли законодательно опровергнуть претензии снт?
, вопрос №4114766, Лариса, г. Новосибирск
900 ₽
Вопрос решен
Земельное право
ТСН собирает со всех собственников участков (не важно, член ТСН или нет) ежемесячный платеж за содержание объектов общего пользования (водопровод, газопровод)
Здравствуйте. Купил земельный участок и построил на нем дом. В микрорайоне, где находится участок есть ТСН. Заявление на вступление в члены ТСН не подавал. У ТСН в управлении находятся газопровод и водонапорная башня с системой водоснабжения участков. Мой участок не подключен ни к водопроводу ТСН, ни к газопроводу. ТСН собирает со всех собственников участков (не важно, член ТСН или нет) ежемесячный платеж за содержание объектов общего пользования (водопровод, газопровод). Вправе ли ТСН требовать с меня оплату заносов, если я фактически не пользуюсь никаким имуществом общего пользования. На мои аргументы они отвечают: на массиве установлены пожарные гидранты (очень далеко от моего дома на ненормативном расстоянии), поэтому хоть ты водой и не пользуешься, но за обслуживание плати. Имущество ТСН в Росреестр на учёт не поставлено
, вопрос №4112986, Игорь, г. Тольятти
900 ₽
Гражданское право
И как убедиться в сохранности имущества?
Добрый день. Купили земельный участок в границах СНТ. Председатель требует целевой сбор 25 000 "для вступления в ряды членов СНТ или заключение договора индивидуального садоводства"(руководствуясь решением собрания членов от 10.06.2023). В ФЗ-217 "О садоводстве" взносы бывают двух видов: членские и целевые. Вступительных нет. Можно вести хозяйство в индивидуальном порядке, даже не заключая договор на пользование имуществом, уплачивая все платежи. Однако, председатель агрессивно себя ведёт на любые попытки увидеть протокол собрания, где принимали эти 25 000. Вопросы по поводу кворума (в СНТ около 1100 участков) игнорирует . Садоводов - индивидуалов постоянно ущемляет в правах (вызов электрика затянулся на три недели и все равно пришлось ему заплатить) Так же требует заключить "прямой" договор с компанией, которая поставляет электроэнергию, объясняя это тем что "сдал сети СНТ им в аренду" и обязан обеспечивать электричеством только членов СНТ. Грозится отключить свет, если не будет "прямого" договора. Прямой договор подразумевает вынос счётчика на столб, скрывать нам нечего, но за чей счёт это мероприятие? И как убедиться в сохранности имущества? Задолженности по любым платёжам нет (за электричество платим ровно в самом СНТ - все квитки храним, платежи за пользование имуществом СНТ тоже платим, в жизни СНТ участвуем - субботники посещаем, деревья подрезаем, траву кости и т.д.). Договор на индивидуальное садоводство не заключали. Насколько правомерно его требование о вступительных сборах (даже опираясь на решение собрания) и действительно ли он может заставить нас подписать "прямой" договор под угрозой отключить электричество.
, вопрос №4112583, Анастасия, г. Москва
Гражданское право
Правомерно ли заключить с ним договор безвозмездно пользования, в котором будет указано согласие собственника на последующую пересдачу третьим лицам?
Здравствуйте! Планирую взять в аренду у знакомого квартиру для последующей сдачи в субаренду. Правомерно ли заключить с ним договор безвозмездно пользования, в котором будет указано согласие собственника на последующую пересдачу третьим лицам? Дополнительно к договору собственник напишет письменное согласие на пересдачу.
, вопрос №4112400, Екатерина, г. Москва
Право собственности
Квартирантам сказала съехать, но они продолжают жить и снова копят долги, у меня к сожалению небыло возможности лично приехать и выгнать
Добрый вечер! У меня есть дом в собственности, я в нем не проживаю, жили квартиранты по договорённости. Я живу в другом городе. В последние года три мне приходят аресты счетов, так есть долги по дому. Квартирантам сказала съехать, но они продолжают жить и снова копят долги, у меня к сожалению небыло возможности лично приехать и выгнать. Но в ближайшее время смогу это сделать. У меня вопрос, могу ли я вызвав участкового написать заявление что в моем доме проживают незаконно, я свое согласие не давала и договора аренды нет. И каковы мои дальнейшие действия.
, вопрос №4112134, Юлия, г. Саратов
Дата обновления страницы 11.02.2016