Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Проверка источника средств на покупку недвижимости
Здравствуйте.
Какие органы, в каких ситуациях, и какова вероятность этого события, при каких входных условиях, кто-то может заинтересоваться тем, на какие деньги было приобретено имущество физлица (не ИП, не ООО, нет никаких договоров работы и т.д.)?
Допустим, домохозяйкой-фрилансером в течение года была приобретена-выплачена квартира (ипотека). Со средств не уплачивались налоги. Насколько вероятна налоговая проверка (либо другого органа) физлица, есть прецеденты? В каких ситуациях, если прецеденты были, как это происходит?
Как человек может подтвердить (задним числом?) по факту проверки источник своего дохода, что он вообще легален? Нет ИП, договоров и т.д.
Обязан ли он во время проверки самостоятельно доказывать, что средства - это не прибыль от незаконной предпринимательской деятельности, а например, "долги, подарки" и т.д.? Как документально подкреплять?
Или же в ходе проверки органом проверки еще потребуется доказать что средства проверяемого была получены незаконной предп. деятельностью?
Очертите вероятность и максимально печальные суммарные последствия
Насколько вероятна налоговая проверка (либо другого органа) физлица, есть прецеденты?
Иван Лютиков
Никто ничего проверять не будет. Нет такого указания, обязанности и, самое главное, ПРАВА у фискальных органов проверять происхождение средств потраченных на приобретение имущества.
Проверка может быть связана не с покупкой имущества, а с движением денег по личному счету фрилансера, если оплаты были безналом, и превышали 600000 рублей за один раз
Здравствуйте! Согласно п. 18.1. ст. 217 НК РФ
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:
18.1) доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Доход от дарения денежных средств от физических лиц не подлежит налогообложению.
Это на случай, если кто либо заинтересуется доходом.
В остальном крайне маловероятно, что возникнут вопросы, а если и возникнут, то вышеуказанная статья, а также ст. 51 Конституции РФ Вам в помощь.
То есть, бремя доказывания лежит на тех кто задает вопросы, а тот кому их задают имеет право не отвечать на них.
Здравствуйте Иван!
В настоящее время никто контролировать ваши какие либо покупки не будет, и источники средств приобретения, разве что лицо не будет фигурировать в каком либо уголовном деле. Исключением из этого правила являются покупка недвижимости лицами, которые являются государственными и муниципальными служащими, которые обязаны указывать свои доходы, и обосновывать источник средств потраченных на покупку недвижимости если стоимость такой недвижимости будет превышать их совокупный доход за последних три года. Таким образом если вы не государственный и не муниципальный служащий вам беспокоится незачем. Если вдруг, что произойдёт, всегда можете уповать на то, что средства были вами приобретены на основании безвозмездной сделки, например как указал коллега дарение. Желаю вам удачи
Добрый день, никто ничего у вас проверять не будет. Если вы не Государственный чиновник, не спикер, не балатируетесь в ГД РФ.Пока, такое право фискальным органам не дано.Сам банк проверяет доходы лица только в случае приобретения им акции или доли кредитной организации
Положение Банка России от 18 февраля 2014 г. N 416-П «О порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц — учредителей (участников) кредитной организации и физических лиц, совершающих сделки, направленные на приобретение акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации» (с изменениями и дополнениями)
Глава 6. Документы, представляемые для подтверждения источников происхождения собственных средств (имущества) физического лица, их достаточности и для оценки удовлетворительности финансового положения физического лица
Очертите вероятность и максимально печальные суммарные последствия
Иван Лютиков
Так что при покупке недвижимости нет абсолютно никаких рисков«влететь» в проверку. Поверьте, проверенно на опыте.
Иван, добрый день! К сказанному коллегами добавлю.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:
1) операции с денежными средствами в наличной форме:
снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;
3) операции по банковским счетам (вкладам):
размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;
открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;
1.1. Сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.
Кредитные организации и некредитные финансовые организации, указанные в статье 5 настоящего Федерального закона, уведомляют уполномоченный орган о каждом открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, заключении, расторжении договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита) и внесении в них изменений, о приобретении и об отчуждении ценных бумаг обществами, указанными в абзаце первом настоящего пункта, в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом.
Также необходимо отметить, что к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, согласно ст. 5 указанного ФЗ отнесены, помимо банков, МФО и прочичего
организации федеральной почтовой связи;
организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
операторы по приему платежей;
операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами — физическими лицами.
Таким образом информация о сделке КП недвижимости стоимостью свыше 3 млн. попадет в финмониторинг, хотя прав проверять источник дохода на предмет полноты уплаты налогов покупателем (в целом а не применительно к данной сделке) в этом случае ни у ФМ ни у налоговой нет.
Также можно вспомнить ч. 4 ст. 85 Налогового кодекса согласно которой
Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Добрый день, Иван!
Особых поводов для беспокойства не вижу!
Ст. 86.1 — 86.3 Налогового кодекса РФ, которые были посвящены налоговому контролю за расходами физического лица уже давно утратили силу.
Учитывая организацию работы в налоговых органах в текущее время, рассуждать о возможности проведения какой-то налоговой проверки можно только в глубокой теории.
Если Вы не заключали никаких договоров на оказание услуг, то и вероятность того, что в налоговую поступят сведения о том, что Вы оказывали какие-то услуги и не заплатили с них налоги уверенно стремится к нулю.
Кроме того, все зависит от того, кому оказывались услуги. Если юр лицам, то налог за Вас должны были платить они, как налоговые агенты, если физ. лицам, то без договоров об этом вообще узнать налоговой нереально.
Добрый день.
1. Прежде всего отмечу, что все блокировки карт физических лиц (также, как и блокировки расчетных счетов компаний/ИП) – это не какая-нибудь прихоть банка и не какая-нибудь случайность, которую невозможно предугадать, а последствия допускаемых Вами нарушений.
Если вкратце, то существует уже достаточно известный закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В самом законе конкретики достаточно мало, а именно там говорится о том, что контролируются операции на разовые суммы шестьсот тысяч рублей и они действительно контролируются, но это Вам никак не поможет разобраться в причинах блокировки карт, поскольку банки контролируют и множество других операций и по многим другим параметрам.
В целом в зоне риска находятся все, кто совершает большое количество операций по картам — фрилансеры, интернет магазины и иные компании, которые получают оплату за товары/услуги на карты физических лиц, те, кто получают незарплатные выплаты от юр. лиц/ИП, криптовалютчики, финансисты, те, кто играют на биржах, получают выплаты от букмекеров, те, кто использует онлайн обменники, кто получает большие суммы из-за рубежа и огромное количество других лиц, чья деятельность связана с совершением большого количества операций по картам.
Определенная конкретика изложена в Приложении к Положению Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» — там список на 18 листах, который содержит в себе те параметры, по которым банки должны выявлять подозрительные операции.
Как это выглядит на практике – ЦБ разработал критерии по выявлению подозрительных операций, банки на основании данных критериев разработали собственные автоматизированные системы, которые в автоматическом режиме отслеживают все операции по заданным критериям и в случае, если система распознает Ваши операции за определенный период как подозрительные – Вам приходит запрос по 115-ФЗ.
Из этого следует:
А) Запросы по 115-ФЗ формируются в автоматическом режиме автоматизированной системой. Многие думают, что это конкретный человек в банке сидит и сам выбирает до кого бы докопаться, кому бы запрос направить. Это не так! Все запросы направляются автоматически в случае, если Вы не соблюдаете те параметры, по которым работает автоматизированная система банка.
Б) Утверждения о том, что «банки обнаглели и блокируют кого хотят» — это все ерунда. Запросы формируются на основании строго определенных критериев, «случайных» запросов не бывает. Причем отмечу, что указанные критерии ЦБ одинаковы для всех банков, поэтому по моей практике истории в формате «сбербанк блокирует постоянно, а вот банк «ххх» никого не блокирует» – это также бред. Определенные отличия между банками действительно есть и порой достаточно существенные, но общий вектор для всех банков все равно один и риски есть при работе с любым банком.
С другой стороны, отмечу, что действительно много блокировок необоснованных и по моей практике значительную часть блокировок банков можно оспорить через суд, однако во всех случаях лучше не рассчитывать на оспаривание действий банка, а изначально работать так, чтобы Вам не приходили запросы.
В) Сам по себе факт получения запроса – это уже свидетельство того, что Ваши операции в банке распознаны как подозрительные и соответственно это уже значит, что так как Вы работали до запроса дальше работать нельзя, иначе запрос может прийти повторно даже если банк первый раз все претензии снимет (даже если все операции формально законны).
Г) Также дополнительно отмечу, что те же самые требования в равной степени распространяются и на платежные системы (кошельки Яндекс.Деньги, Киви, Вебмани и т.п., хотя по практике они в целом более лояльны).
2. Что касается процедуры блокировки. Порядок обычно следующий:
А) Вы не соблюдаете критерии ЦБ.
Б) Система автоматически формирует запрос, который Вам поступает, в нем банк у Вас запрашивает «экономический смысл проводимых операций» и ряд документов, которые должны помочь банку определить связаны ли Ваши операции с чем-то незаконным или нет. На этом этапе как правило банк уже ограничивает возможность пользоваться картой до тех пор, пока не будет принято решение по итогу предоставленного Вами обоснования и документов.
В) Вы предоставляете запрашиваемые документы.
Здесь по практике наиболее частыми ошибками являются следующие:
– человек начинает махать шашкой и заявлять, мол действия банка незаконны, я ничего не нарушил (см. п.1 и доводы о том, чтобы запросы просто так не приходят, хотя банки действительно часто запрашивают много «лишнего» и аналогично часто запросы приходят в ситуации когда Вы не совершали даже близко ничего противозаконного) и отказывается предоставлять документы. Подобными действиями Вы фактически отказываетесь от выполнения возложенных на Вас обязательств по предоставлению документов по 115-ФЗ и это влечет за собой весьма нехорошие последствия вплоть до включения Вас в черный список ЦБ (где уже находятся порядка 500000 человек и компаний, огромное количество их которых действительно не занимались никаким криминалом, а просто некорректно проводили операции, либо заняли неверную позицию после получения запроса об банка).
— также частая ошибка – человеку карта сильно не нужна (например, на ней уже нет денег и интереса в ее использовании уже тоже нет) и он решает, мол не буду ничего предоставлять, закрою ее и все, так как она мне не нужна.
— еще частая ошибка – рассчитывать на то, что Вы сможете отбить любые претензии предоставив договоры в подтверждение переводов независимо от характера переводов. Нужно понимать, что банк может заблокировать Вас не только тогда, когда есть прямые доказательства нарушения Вами закона, но и тогда, когда сам по себе характер операций дает основания полагать, что операции могут быть связаны с незаконной деятельностью даже несмотря на предоставленные Вами документы. Здесь большое значение имеет практика конкретных банков.
— также распространенная ошибка – давать ответ без предварительного анализа ситуации с юристом, так как есть очень много других мелких и часто формальных моментов по взаимодействию с банком на стадии получения запроса, при несоблюдении которых можно получить блокировку даже в ситуации, когда ее можно было избежать и когда действительно у Вас совершались исключительно законные операции.
Г) Конкретный сотрудник банка рассматривает документы и по итогу принимает решение по Вашей ситуации (соответственно на этом этапе уже есть определенная зависимость от конкретного сотрудника банка) и либо снимает все претензии и все ограничения по карте, либо оставляет блокировку в силе и как правило в этом случае Вас просят написать заявление о закрытии карты «по собственному желанию». Также на практике после получения документов иногда банк может запросить дополнительные документы.
3. Вы можете спросить – мол как так, у меня друг/знакомый проводит огромные суммы через карты и ему никто ничего не блокирует несмотря на все ограничения, а почему тогда меня заблокировали?
Ответ достаточно прост, возможны несколько вариантов:
А) Ваш друг/знакомый умышленно/неосознанно совершает операции таким образом, что они в банке/платежной системе не распознаются как подозрительные, поскольку при соблюдении критериев Вам не будет приходить запрос.
Б) Просто общая продолжительность операций еще не привела к признанию операций подозрительными и блокировке и рано или поздно это произойдет.
4. Последствия. Если ориентироваться на мою практику, то могу сказать, что:
А) В случае блокировки однозначное последствие – испорченные отношения с банком, который Вас заблокировал, то есть карты/счета Вам здесь уже больше не откроют. Хотя и здесь все-таки есть исключения.
Б) Более плохое последствие – внесение в черный список ЦБ. Если Вы будете реально заниматься криминалом или если Ваши операции не связаны ни с чем противозаконным, но при этом Вы займете неверную позицию в общении с банком – есть серьезные риски попасть в черный список ЦБ и в этом случае сотрудничать с Вами не захочет не только заблокировавший Вас банк, но и вообще любой другой банк, поскольку все банки будут видеть, что Вы в черном списке ЦБ.
В) Еще многие интересуются – мол отдаст ли банк деньги? Здесь лишь скажу, что по закону да, банк обязан отдать деньги, но по моей практике бывает не так просто получить свои деньги с банка, есть определенные нюансы.
Таким образом, если подводить итог:
1) Случайных блокировок не бывает, каждая блокировка – это ряд ошибок с Вашей стороны.
2) Очень важно занять правильную позицию в общении с банком, подготовить корректные разъяснения относительно экономического смысла проводимых операций, малейшие ошибки на этом этапе могут привести не только к блокировке счета и сложностям с возвратом денег с банка, но и ко внесению Вас в черный список ЦБ со всеми вытекающими.
3) Очень важно изначально работать так, чтобы Вы учитывали при проведении операций требования ЦБ и самих банков, не проводили сомнительных по критериям ЦБ операций, поскольку только это сможет уберечь Вас от блокировки.
Надеюсь мой ответ Вам помог.
С Уважением,
Васильев Дмитрий.
Обращаю Ваше внимание, что АБСОЛЮТНО ЛЮБОЙ ОБРАТИВШИСЬ КО МНЕ В ЧАТ (кнопка «общаться в чате» возле фотографии аккаунта) МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ БОЛЕЕ ПОДРОБНУЮ УСТНУЮ ИЛИ ПИСЬМЕННУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ВОПРОСАМ:
1. О причинах блокировки карт/счетов (в том числе о тех, которые не описаны выше).
2. Что делать если Вам уже заблокировали карту.
3. Оптимальном порядке действий при получении запроса.
4. О последствиях блокировок.
5. Какие перечисления с юр. лиц/ИП можно делать на карты физ. лиц и при каких условиях, а какие перечисления делать нельзя.
6. Какую позицию в отношениях с банком нельзя занимать ни при каких обстоятельствах.
7. Консультацию по требованиям ЦБ и банков, которые нужно соблюдать, чтобы работать законно и Вам не заблокировали карту/счет.
8. Консультацию по политикам конкретных банков по 115-ФЗ.
9. Консультацию по практике передачи банками информации о Ваших операциях в НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ (основания, последствия, требования закона, банковская практика).
10. Консультацию по вопросам о том, как платить налоги в ситуации если Вы получаете доход на свою карту и хотите работать законно и платить налоги.
Также при необходимости я могу Вам помочь:
1. В проведении аудита Ваших текущих рисков, законности/незаконности совершаемых операций, рисков получения запроса из банка по 115-ФЗ и риска блокировки карт/счетов.
2. Аналогично я готов оказать помощь в ситуации если Вам уже пришел запрос, либо Вы опасаетесь, что совершаемые Вами операции могут привести к блокировке карты/счета.
3. Помочь в оспаривании незаконных действий банка, помочь в подготовке заявлений в суд или в межведомственную комиссию по выводу из черного списка ЦБ в случае, если Вам уже заблокировали карту и блокировка является незаконной.