8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Недостача гуза

Меня, Гущина Сергея Васильевича, наняла ИП Корнилова Ю. для перевозки текстиля из Иваново до Москвы. В Москве, при разгрузке машины, была отмечена целостность пломб (2-х штук), что прописано в экспедиторской расписке. После разгрузки обнаружилась недостача груза (одного места не хватает). Водителю предъявляют претензию по возмещению расходов за недостающее место. Правомерно ли это?

, Елена, г. Владимир
Лариса Хромых
Лариса Хромых
Адвокат, г. Москва

Здравствуйте!

Ну во первых, обязательно сделайте отметку у грузополучателя, о том, что, целостность пломбы не нарушена, а кузов не имеет следов проникновения в него и внешних повреждении, эта отметка, в дальнейшем, если дело дойдёт до суда, сослужит вам, хорошую службу, и желательно, что бы эта отметка, была сделана, уполномоченным, на это лицом, ещё до снятия пломбы. И так, пломба цела, а груз повреждён, кто виноват? Гражданский кодекс Российской Федерации в главе 40 устанавливает все основные положения, касающиеся перевозки. Ст. 796 «Ответственность перевозчика за утрату и повреждение (порчу) груза или багажа» гласит: «1. перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело». Как видно из вышеизложенного, о вине перевозчика как основании его ответственности не говориться, однако формула, согласно которой перевозчик не отвечает при наличии обстоятельств, которые он «не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело», есть иное словесное обозначение вины. Эта же формулировка содержится в ст. 132 Устава Автомобильного Транспорта РСФСР. Для облегчения разрешения споров в УАТ РСФСР (ст.132) содержится перечень обстоятельств, доказав наличие любого из которых перевозчик освобождается от ответственности за несохранную перевозку. Обстоятельствами, исключающими ответственность перевозчика являются: а) вина грузоотправителя (грузополучателя); б) особые естественные свойства перевозимого груза; в) недостатки тары или упаковки, которые не могли быть заменены по наружному виду при приеме груза к перевозке, или применения тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути; г) сдача груза к перевозке без указания в товарно-транспортных документах его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении; д) сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму. Этот перечень не носит исчерпывающего характера, поэтому перевозчик вправе доказывать и иные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии его вины.В ст.796 ГК РФ нет указаний, согласно которым в УАТ РСФСР могут быть предусмотрены случаи, когда доказательства вины перевозчика в несохранности груза возлагается на грузовладельца. Однако такие случаи установлены ст.133 УАТ РСФСР: «Автотранспортные предприятия и организации освобождаются от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза в случаях, когда:а) груз прибыл в исправном автомобиле (контейнере) за исправными пломбами грузоотправителя, а штучный груз – с исправными защитной маркировкой, бандеролями, пломбами грузоотправителя или изготовителя;б) недостача, порча или повреждение произошло вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза на открытом подвижном составе;в) груз перевозился в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя);г) недостача груза не превышает норм естественной убыли».Перечень обстоятельств, зафиксированных в указанной статье, предусматривает наиболее типичные случаи, которые позволяют сделать вывод об отсутствии вины перевозчика. Поэтому в этих случаях для возложения ответственности на перевозчика необходимо, что бы клиент доказал его вину в не сохранности груза. ГК РФ И УАТ РСФСР различают виды не сохранности груза: утрату, недостачу, повреждение (порчу). В общем, если всё это перевести на русский язык и сказать кратко, то основная разница в перевозке груза без пломбы и под пломбой в том, что в первом случае свою не виновность, исходя из презумпции виновности, должен доказывать перевозчик, а во втором вину перевозчика, исходя из презумпции не виновности, должен доказывать грузоотправитель. То есть, наличие пломбы автоматом не снимает всю ответственность с перевозчика, но избавляет его от необходимости доказывать «что он, не верблюд», и возлагает эту необходимость на грузоотправителя. И так, теперь о том, кто, что и кому предъявляет и кто, что подписывает.

§ 5. Ни одна из сторон не имеет права отказаться от подписания актов. При несогласии с содержанием акта каждая сторона вправе изложить в нем свое мнение

При отказе от составления акта или внесения записи в товарно — транспортные накладные в случаях недостачи, порчи или повреждения груза акт составляется с участием представителя незаинтересованной организации. О составлении акта должна быть сделана отметка в товарно — транспортных документах.

§ 6. В тех случаях, когда груз прибыл в автомобилях, прицепах, секциях автомобилей, контейнерах, цистернах за пломбами грузоотправителей, в акте должны оговариваться состояние указанных пломб, их реквизиты, а сами пломбы прикладываться к претензионным материалам.» 

Так же существует, довольно таки распостраненное заблуждение, в том, что водитель подписав акт, автоматический признаёт себя виновным во всех смертных грехах. Всё это далеко не так, актом, всего лишь на всего, удостоверяются обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, грузоотправителя или грузополучателя. И как раз, кто, перевозчик, грузополучатель или грузоотправитель, эту ответственность нести будет, и зависит от части, от того, насколько полно отражены все нюансы конфликта в выше указанном акте. Вопрос в другом, что водитель, должен смотреть, что он подписывает, при не согласии с содержанием, изложить свою точку зрения на вопрос. Да и зачастую, в интересах самого перевозчика составить акт о состоянии доставленного груза, чтобы ему потом не смогли вменить того, в чем он по его мнению не виноват. Отказываться от подписания акта на выгрузке глупо, наоборот, надо принимать в его составлении деятельное участие, указав в нём свою точку зрения на сложившуюся ситуацию.

0
0
0
0
Елена
Елена
Клиент, г. Владимир

Лариса Георгиевна, я правильно поняла, что суды будут на стороне грузоотправителя и нам придется возмещать расходы по недостаче в полном объеме?

Похожие вопросы
Трудовое право
Подскажите, что можно сделать в этом случае?
Добрый вечер. Работаю в компании. Права всячески нарушаются! Огромные штрафы каждый месяц! Ставит их человек, который даже не трудоустроен в компании! (Таблицы с общей суммой на 150-200К) Доходит до абсурда. У меня отпуск, а штрафы приходят за этот период. Проводят странные ревизии с огромными недостачами непонятно откуда взявшимися. Вычитывают все естественно с нас! Владельцы из-за личной неприязни выживают хороших сотрудников. Не допускают к работе даже официально не уволив! Отправляют на детектор лжи! Грозя увольнением, если мы не пойдем. Рассказывать можно часами! Подскажите, что можно сделать в этом случае? Увольняюсь, но жалко сотрудников, которые просто боятся потерять заработок и не знают куда идти потом. Я устроена не официально. Потому что наш главный бухгалтер выдает зп сначала тем, кто устроен неофициально , а после уже остальным. И не скрывает этого! Прямо говорит о том, что, если мы хотим вовремя получать зп, то должны заявление написать!
, вопрос №4153450, Диана, г. Москва
Корпоративное право
Как можно уволить генерального директора, если стали известны факты использования производственных
Добрый день! Как можно уволить генерального директора, если стали известны факты использования производственных материалов в больших объемах для производства в личных целях иных товаров, не относящихся к производству организации, использование производственных мощностей и сотрудников организации для этих целей. Есть показания 5 сотрудников подтверждающих этот факт, и инвентаризация покажет большие недостачи.
, вопрос №4151614, Елизавета, г. Таганрог
Защита прав работников
Вопрос, сможет ли работодатель взыскать недостающую сумму товаров в суде или такой договор является недействительным и в суде его не примут
Добрый день! Подскажите работал по трудовому договору менеджером по продажам, в нем указано что несу полную мат ответственность и есть еще доп. соглашение об этом. Но по факту выполнял функции кассира. После увольнения мне не выплатили положенную сумму после чего обратился в соответствующие органы. Сегодня звонит «Юрист» бывшего работодателя говорит подаст иск в суд за недостачу товара. Вопрос, сможет ли работодатель взыскать недостающую сумму товаров в суде или такой договор является недействительным и в суде его не примут
, вопрос №4149998, Валера, г. Москва
Трудовое право
Через пару дней он внёс оплату, как и обещал
Здравствуйте! Со мной произошла такая вот ситуация: Работаю администратором(директором) магазина алкогольной продукции. Около года назад в нашем магазине появился постоянный покупатель оптовик, который покупал на внушительные суммы - от 300тыс. до 1,5млн. В какой-то момент он попросил попробовать дать ему алкоголь на реализацию и оплатить его через несколько дней. На свой страх и риск я согласилась. Через пару дней он внёс оплату, как и обещал. В марте этого года покупатель взял на реализацию алкоголя на 1,8млн по закупочной стоимости. Т.к. уже давно он у нас закупался, у меня уже не было никаких сомнений по поводу него. Но вдруг через пару недель перестал выходить на связь. Когда уже я поняла, что на связь он всё таки не выйдет - приняла решение рассказать обо всём руководство. Руководители запросили полную инвентаризацию магазина при которой недостача вышла соответственно около 1,8млн. Каждый сотрудник магазина является материально ответственным лицом. Меня пытались заставить оплачивать этот "долг" крупными суммами на расчетный счёт компании, но мне показалось это незаконным, да и таких больших денег у меня не было. Пришлось написать заявление на ежемесячное удержание 17тыс рублей. Хотелось бы узнать, если я захочу вдруг уволиться, компания может мне как-то воспрепятствовать. Или если я уволюсь - могут ли они подать на меня в суд и каков процент их правоты и выигрыша?
, вопрос №4143119, Виола, г. Москва
Дата обновления страницы 20.03.2017