Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Как расположить источники административного права по юридической силе?
Помогите пожалуйста, расположить источники административного права по юридической силе: инструкции и правила, закон, кодекс, положение, постановление, распоряжение, приказ, устав.
Здравствуйте, Кристина!
Если начать по наибольшей юридической силе перечисленных Вами норм права, то расположить их следует так: кодек-закон-постановление-правила-устав-инструкция-приказ-положение-распоряжение. Все это в какой-то мере условно. Поясню почему.
Безусловно лишь то, что любая правовая норма, в том числе закон, должен соответствовать кодексу, имеющий наибольшую юридическую силу, а любая иная правовая норма, в том числе локальная, ведомственная, должна соответствовать закону (я исключаю Основной закон — Конституцию). Вместе с этим нужно иметь в виду следующее: если имеются, например, утвержденные постановлением Правительства РФ правила, то никакие локальные или даже субъектные нормы права, в том числе законы субъекта РФ, не могут противоречить указанным правилам. Далее, устав и правила какой-либо организации могут располагаться по-разному. Если правила утверждены высшим органом управления организации, скажем, акционерного общества, то ему не может противоречить устав и наоборот — если есть устав, утвержденный общим собранием ОАО, то ему не могут противоречить правила. Все в руках общего собрания, которое может уполномочить орган управления (совет директоров или наблюдательный совет) утверждать те или иные правила, которые уже никак не должны противоречить уставу. Нужно иметь в виду главное: кем издан нормативный акт, от этого и исходить.
Здравствуйте. Спасибо за ответ. А можно спросить почему вы кодекс поставили выше закона? И распоряжение может быть дано президентом или правительством, почему оно последнее?
Уточнение клиента
"почему вы кодекс поставили выше закона? И распоряжение может быть дано президентом или правительством, почему оно последнее?"
Кристина, о соотношении нормативных актов в таком коротком диалоге невозможно объяснить. Общий принцип таков, что после Конституции РФ высшую юридическую силу имеют кодифицированные нормы (кодексы). Все остальные нормы права, регулирующие соответствующие отрасли, должны соответствовать кодифицированным нормам. Посмотрите, например, ст. 3 ГК РФ, где указано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу»; или ст. 1 УК РФ: "Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность,, подлежат включению в настоящий Кодекс" ; или ст. 1 КоАП РФ: «Законодательство об административных правонарушениях состоитиз настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации… Настоящий Кодекс основывается на Конституции ...» и т.д.
Насчет распоряжения. Да, Президент РФ издает указы и распоряжения (ст. 90 Конституции РФ). Но распоряжения издает и директор завода (кроме приказов), и глава сельской администрации (кроме постановлений), и губернатор края (области)… Но все их распоряжения, в том числе и Президента РФ, не могут противоречить кодифицированным нормам, действующим законам, подписанным, кстати, Президентом. А если это распоряжение директора завода или ООО, то оно не может противоречить уставу завода или ООО.