Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Какая ответственность может нам грозить?
Я представляю лицензированный детский образовательный центр. Пришел клиент, оплатил занятия для ребенка, получил кассовый чек, но не подписал договор сославшись на отсутствие паспорта. Сотрудники пошли ему на встречу и предложили подписать договор в следующий раз. Но после возникла конфликтная ситуация, и клиент захотел вернуть деньги, в чем нет проблем, но указывать паспортные данные в заявлении на возврат клиент также отказался, сославшись на то, что его опять нет, а также на то, что договор мы так и не подписали. В итоге, клиенту было отказано в возврате до предоставления паспортных данных. Клиент заявил о намерении писать претензию.
Вопросы:
- Мы приняли оплату по кассе и оказали образовательные услуги без подписания договора. Какая ответственность может нам грозить?
- Мы отказали в возврате человеку, который отказался себя идентифицировать по паспорту - законно ли это?
Добрый день, Дмитрий.
Если услуги оказаны, а договора в виде одного документа нет, подтвердить его заключение в письменной форме можно иным образом, например, когда заказчик оплатил счет исполнителя,
содержащий оферту (предложение заключить договор).
С учетом того, что клиент оплатил услуги и вы предоставили ему кассовый чек не подписание договора не является критичным. Более того, какой-либо ответственности за это не предусмотрено.
Что касается паспорта, то ваше требование предъявить паспорт является правомерным.
При применении онлайн-кассы при возврате товара выдается кассовый чек с признаком расчета «возврат прихода» (п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон N 54-ФЗ)). При этом кассовые документы могут оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании фискальных документов, предусмотренных абз. 27 ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ (пп. 4.1 п. 4 Указаний N 3210-У).
При этом, наличие письменных заявлений о возврате с указанием паспортных данных потребителей, по моему мнению, позволит при необходимости подтвердить обоснованность возвратных операций при проведении налоговыми органами проверок полноты учета выручки и порядка применения ККТ.
Письменная форма заявления на возврат будет полезна также в целях указания сведений о номере счета в банке, куда будет осуществлен возврат денежных средств, в случае если потребитель рассчитывается банковской картой.
Из вышеизложенного, по моему мнению, можно сделать вывод, что ваше требование о предъявлении паспорта покупателя или иного документа, удостоверяющего личность потребителя, для оформления возврата денежных средств и указании паспортных данных в заявлении о возврате товара является правомерным.
Данный вывод подтверждается судебной практикой, например Апелляционным определением Курганского областного суда от 03.04.2014 по делу N 33-989/2014 (указанный судебный акт принят в период действия Положения, утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П, содержащего в п. 4.2 те же
требования, что и в пп. 6.1 п. 6 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У).
С точки зрения предоставления персональных данных, в частности паспортных данных в заявлении, следует отметить, что персональные данные потребителя обрабатываются исполнителем в рамках исполнения договора оказания услуг, и нарушений законодательства РФ в области персональных данных не усматривается при условии, что персональные данные гражданина не будут без его согласия распространяться и предоставляться третьим лицам и обрабатываются только
те персональные данные, которые отвечают целям их обработки (ч. 4 ст. 5, п. п. 1, 5
ч. 1 ст. 6, ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных
данных», Постановление Верховного Суда РФ от 15.06.2015 N 25-АД15-3).
С уважением, Сергей