Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Пожалуйста, укажите, быть может я не прав в некоторых моментах?
Добрый вечер! Хочу открыть коммерческий информационный сервис по поиску и предложению услуг перевозки пассажиров, посылок, еды. Пользователь (клиент) размещает запрос-заявку на предоставление услуг частного извоза / курьерских услуг, оказывает же услугу самозанятое лицо, действуя на основании договора с сервисом «О предоставлении платных информационных услуг» (по договору, информационные услуги - информация, заявки, запросы, получаемые сервисом от пользователей, направленные на их дальнейшую передачу исполнителям. Исполнитель в данном случае - самозанятое лицо, категория пользователей сервиса, выполняющая заявки, исходящие от клиентов сервиса), не обеспечивая при этом трудоустройства самозанятого. По договору, исполнитель (самозанятое лицо) получает оплату от клиента (пользователя сервиса), получив оплату, исполнитель фиксирует продажу в приложении "Мой налог", демонстрирует клиенту чек о предоставленной услуге. Рекомендованные цены поездок и прочих услуг, будут прописаны в договоре, а также доступны для ознакомления клиентам. Исполнитель обязуется выплатить комиссию, прописанную в договоре, отправляя её ежедневно на расчётный счёт информационного сервиса. С полученных комиссий информационный сервис уплачивает налог 6%. Самозанятые, подключаемые к сервису, заявляя о наличии лицензии на извоз пассажиров, несут личную ответственность перед законодательством в случае её отсутствия, информационный сервис не обязывает её предъявлять по некоторым причинам: процесс получения лицензии весьма затруднительный, а её наличие у водителей - весьма редкое явление, по той же самой причине. Подскажите, пожалуйста, законно ли будет НЕ требовать лицензии с самозанятых, а также сотрудничать с ними на основании договора «О предоставлении информационных услуг» (описанного выше). Законная ли модель? Пожалуйста, укажите, быть может я не прав в некоторых моментах? Схема в прикреплённом файле для наглядности.
Здравствуйте, Кирилл!
Как Вы правильно отметили, на осущесвление деятельности по частному извозу необходимо получать разрешение. Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.04.2011 N 69-ФЗ,
Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, хотя использовать режим самозанятого для частного извоза законом не запрещается, тем не менее, водители, осуществляющие данный вид деятельности все равно должны регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП).
Поскольку Вы будете являться агрегатором, а не исполнителем, разрешение на осуществление данного вида деятельности должно будет иметься в наличии у каждого водитля такси, а не у Вас. Однако, при отсутствии такого разрешения у водителя, Вы не можете быть освобождены от предусмотренной законом ответственности. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»,
Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ,
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
На первый взгляд может показаться, что сайты-агрегиторы не являются лицами, осуществляюшими экплуатацию транспортных средств, будучи лишь площадками, где спрос находит предложение, но с этим не согласны высшие судебные инстации. Вот лишь одна выдержка из целого ряда подобных решений — это Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 21.03.2019 по делу № 33-3241/2019 по делу, в котором в результате распределения ответчиком заявок между водителями, не имеющими разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, при перевозке пассажира не обеспечивались требования безопасности дорожного движения. Судом апелляционной инстанции было выражено мнение, что безопасность жизни и здоровья пассажиров при данной схеме работы никак не обеспечивается ни со стороны водителя, ни со стороны диспетчерской службы, принимающей заявку и организовывающей ее выполнение (полностью читайте по ссылке ниже):
В силу изложенного доводы о том, что ООО «МАКСИМ-Новокузнецк» не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, в связи с чем, на него не может быть возложена обязанность получить разрешения для осуществления данного вида деятельности, судебной коллегией признаются несостоятельными.
Источник: www.law.ru/blog/22376-taksi-agregatory-i-ih-otvetstvennost-obzor-sudebnoy-praktiki
Советую прочесть все выдержки из приведенных решений судов. Как Вы сами увидите, судебные власти едины в мнении, что сайты-агрегаторы несут соответствующую ответственность за предоставление пассажирам услуг лицами, не имеющими разрешений на осуществление данного вида деятенльности. Так что, не советую заниматься подобным видом деятельности без соблюдения установленных законом требований к водителям, непосредственно оказывающим услуги — это чревато серьезными последствиями от гражданской и административной ответственности и вплоть до уголовной.