Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Как правильно оформить покупку готового бизнеса?
Здравствуйте, если я покупаю готовый бизнес, как это оформить правильно между продавцом и мной?
Здравствуйте. Могу предложить Вам свои услуги по оформлению покупки готового бизнеса. Без юридической помощи имеются некоторые риски.
________________________________Алексанян Давид Валерьевич
Здравствуйте.
Прежде всего нужно отметить, что в российском законодательстве нет такого понятия, как «покупка готового бизнеса». Любая компания является юридическим лицом, а значит вполне себе самостоятельным субъектом правовых отношений.
В силу этих причин выступать в роли предмета купли-продажи она не может. Следовательно, сам термин «приобретение готового бизнеса» и любые производные от него, никакой юридической силы не имеет, и использование его будет не совсем корректным. Тем не менее, для упрощения восприятия мы будем применять именно это выражение.
На сегодняшний день существует две схемы приобретения действующего бизнеса:
Постепенная или одномоментная покупка долей компании, влекущая за собой смену собственников компании, и изменение пакета учредительных документов с последующей их регистрацией;
Назначение покупателя действующего бизнеса его полноправным руководителем, а значит наделение его контролем над компанией.
Покупатель готового бизнеса должен четко понимать, что с успешным предприятием, приносящим солидный, стабильный доход, никто без очень весомых на то причин не расстанется. А потому анализ и проверка предмета купли-продажи должны быть самыми тщательными.
Выяснение причин, по которым владелец решается продать свой бизнес, стоит на первом месте в череде многочисленных мероприятий по изучению предприятия. К основным мотивам продажи можно отнести:
полный отказ от предпринимательской деятельности в силу различных личных причин (переезд на новое место жительство; юридический раздел имущества, к которому можно отнести и бизнес, при разводе супругов; изменение мировоззрения, и т.д.);
работа предприятия в убыток (причем хорошо, если этот факт не скрывают!);
отсутствие интереса к бизнесу в целом (допустим, предприниматель решил пойти работать на государственную службу, или ему предложили «теплое место» в какой-нибудь компании;
желание поменять сферу деятельности (такое встречается на каждом шагу – создал человек бизнес, а через какое-то время понял – не мое это, и решил заняться чем-то другим, а денег уже нет, все вложено в существующее дело, которое теперь нужно продать).
Как правило, приобретение готового бизнеса осуществляется за 7 этапов:
Оценка своего финансового состояния. Цены в предложениях продажи действующих проектов довольно высоки, часто намного выше той суммы, в которую обойдется создание бизнеса с нуля (учитывая различные бонусы в виде наработанной клиентской базы, каналов поставок, и т.д.), поэтому нужные деньги на покупку готового бизнеса найдутся не у каждого.
Поиск бизнес-предложений. Можно воспользоваться приведенным выше вариантом самотестирования, или прибегнуть к услугам бизнес-брокера.
Контакт с владельцем бизнеса для уточнения причин и прочих деталей продажи, запрос всей необходимой информации для принятия решения.
Изучение предложения. Самостоятельный анализ, особенно, если вы новичок в предпринимательской среде, ничего толкового не даст. Лучше прибегнуть к помощи специалистов, чтобы снизить риски при покупке готового бизнеса. Да, придется заплатить, но зато впоследствии можно быть уверенным, что вам не подсунули «кота в мешке».
Внутренняя оценка бизнеса. С позволения владельца предприятия попробуйте провести от 1 до 3 дней в бизнесе, увидеть его «изнутри», прикинуть на себя роль руководителя, оценить текущие операции.
При необходимости рассмотрение различных вариантов кредитования для покупки и выбор наилучшего.
Заключение сделки. Если ваши желания совпадают с вашими возможностями, можно подписывать договор купли-продажи.
Как уже было сказано, проверить готовый бизнес перед покупкой должны специалисты. Но для того, чтобы избежать лишних расходов, предварительную оценку можно провести самостоятельно. В первую очередь это касается наличия полного пакета документов, которые должно иметь любое юридическое лицо:
свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица;
свидетельство о постановке на учет в налоговую службу;
решение о создании компании;
устав организации;
печать;
письмо Роскомстата с указанием о присвоении соответствующих кодов ОКВЭД;
внутренние приказы о назначении директора компании и главного бухгалтера;
документы, подтверждающие право нахождения компании по указанному юридическому адресу;
все извещения из внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные, экологические, и др.).
Оформлен на ИП
В случае с ИП продается не сам бизнес, а имущество, непосредственно, связанное с ведением бизнеса.
Согласно требованиям Налогового кодекс РФ индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.