Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Каковы сильные, каковы слабые стороны в деле, имеет ли смысл его инициировать?
Вопрос по нарушению УК в сфере ЖКХ. Имеем следующую ситуацию: была УК, назовем ее УК-1, которая обслуживала дом. Ее рассматриваем как нарушившую 354 ПП РФ. Сейчас дом обслуживает другая УК, назовем ее УК-2. Некоторое время назад (полтора года примерно) у моей знакомой УК-1 отключила электроснабжение за неуплату (полностью, имеется акт от УК-1), при том что в доме прописан несовершеннолетний ребенок и пенсионерка, а приготовление пищи возможно только на электроплите (газа в доме нет). Через полгода они отключили повторно! (акт они присылали на электронную почту). Уведомлений на почту никаких не было, были подброшенные под дверь бумаги. Нарушила ли УК-1 права ребенка и пенсионерки, проживающей вместе со знакомой в квартире, полностью прекратив подачу электроэнергии? Нарушила ли УК-1 354 ПП РФ? Можно ли потребовать от УК-1 возмещения морального вреда и в каком порядке (нужно обращаться в районный или областной суд)? Следует ли обращаться в жилинспекцию по этому вопросу, поможет ли она в разбирательстве? При этом за знакомой до сих пор числится долг перед УК-1. Каковы сильные, каковы слабые стороны в деле, имеет ли смысл его инициировать? Можно ли взыскать с УК-1 компенсацию морального вреда и осуществить взаимозачет задолженности знакомой за ЖКХ перед УК-1 в счет возмещения морального вреда?
Александр, добрый день.
В соответствии с пп.а п. 119 Постановления Правительства №354, пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, которым утверждены Правила полного и (или) частичного ограничении режима потребления электрической энергии» вы должны были быть извещены о предстоящем отключении энергии заранее способом, который достоверно подтверждает факт вручения эти способы конкретно перечислены в законе:
-вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении)
-путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления)
-иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя
-телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты
-через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства
-на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,
-передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи
-посредством направления смс-сообщений;
-посредством направления сообщений на электронную почту;
-посредством публикации соответствующего сообщения на официальном сайте инициатора введения ограничения
Добрый день.
В соответствии с подп. «а» пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354,
исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114247/c1337c81bce92491b8249059afd92ed3ab7943ae/
По смыслу приведенных правовых норм, право приостановить оказание коммунальной услуги возникает у исполнителя не ранее, чем через 20 дней со дня доставки потребителю предупреждения (уведомления) об этом.
Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», на отношения по предоставлению коммунальных услуг нанимателям жилых помещений по договору социального найма, а также собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, использующим жилые помещения для проживания, распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I «О защите прав потребителей» в части, не урегулированной специальными законами (часть 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из разъяснений, приведенных в пункте 45 вышеприведенного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»
моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Аналогично например в Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 14 декабря 2021 г. по делу N 33-50039/2021
В силу того, что истец по отношению к ответчику, как управляющей компании, является потребителем, и установлено нарушение ее прав со стороны исполнителя незаконным ограничением коммунальной услуги, то в ее пользу подлежит взысканию компенсация морального вреда.
Определяя размер компенсации, судебная коллегия учитывает конкретные обстоятельства данного дела, степень вины ответчика и степень перенесенных истцом моральных страданий и полагает необходимым взыскать сумма, что соответствует требованиям разумности справедливости.
Добрый день, Александр.
Порядок приостановления предоставления коммунальных услуг регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (Раздел XI) (далее — Правила № 354).
Подпунктом «а» пункта 119 установлено, что исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.
Таким образом, потребитель до введения ограничения потребления электрической энергии должен быть в обязательном порядке уведомлен (предупрежден). Несоблюдение данной процедуры влечет недействительность введения ограничения потребления электроэнергии. Способы уведомления (предупреждения) указаны в данном подпункте «а» пункта 119 Правил № 354. В частности для уведомления (предупреждения) достаточно сообщения через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет.
Нарушила ли УК-1 права ребенка и пенсионерки, проживающей вместе со знакомой в квартире, полностью прекратив подачу электроэнергии? Нарушила ли УК-1 354 ПП РФ?
Нарушила, если не предоставила уведомление (предупреждение) об ограничении электрической энергии.
Можно ли потребовать от УК-1 возмещения морального вреда и в каком порядке (нужно обращаться в районный или областной суд)?
При наличии вышеуказанных нарушений можно потребовать компенсацию морального вреда, а также штраф. Взыскание происходит в судебном порядке. Если цена иска не превышает 100 000 рублей, то необходимо обращаться в мировой суд по месту нахождения ответчика.
Следует ли обращаться в жилинспекцию по этому вопросу, поможет ли она в разбирательстве?
Жилищная инспекция в судебном разбирательстве Вам не может, кроме случаев, если ограничение потребления электрической энергии не снято до настоящего времени.
Каковы сильные, каковы слабые стороны в деле, имеет ли смысл его инициировать?
Если уверены или имеются доказательства, что процедура ограничения потребления электрической энергии нарушена, то есть шансы на взыскание компенсации морального вреда и штрафа. Только размер компенсации морального вреда и штрафа будет небольшим.
Можно ли взыскать с УК-1 компенсацию морального вреда и осуществить взаимозачет задолженности знакомой за ЖКХ перед УК-1 в счет возмещения морального вреда?
Можно провести взаимозачет, если на это согласится УК-1.
Соответственно, ваши права в сфере электроснабжения были нарушены, так как не была соблюдена процедура уведомления.В данном случае вы можете обратиться в ГЖИ с заявлением в связи с необходимостью защиты ваших жилищных прав по вопросу получения электроэнергии и в УФАС в связи с нарушением антимонопольных требований указанных в статье ст. 10 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»."(Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 N 13АП-33208/2016 по делу N А42-3346/2016")
Таким образом, перспективы признания отключения незаконным имеются. Вы вправе требовать устранения факта отключения, взыскания убытков в соответствии со ст. 547 ГК РФ, ст. 15 ГК РФ например расходы на юридическую помощь-составление жалоб заявлений и т.д., взыскания морального вреда в соответствии со ст. 151 ГК РФ ( сумма реального удовлетворения обычно 2-3 тысячи рублей).