Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Наложение запрета на отчуждение налоговым органом
Добрый день.
Физ лицо в 2018 году совершило ряд сделок купли продажи по отчуждению недвижимости. В дальнейшем возникли разногласия с налоговой по поводу размера налогооблагаемой базы. По итогу камеральной проверки было получено требование об уплате 1150000р налога из которых мы считаем правомерно требование об уплате 440000р, которые физ лицо уплатило, оспаривание в вышестоящем налоговом органе результатов не дало и со стороны физ лица было подано заявление в арбитражный суд, в настоящее время ведется разбирательство.
Налоговый орган в суд не обращался, при этом в сентябре налоговый орган сославшись на п. 10 ст 101 нк рф наложил запрет на отчуждение Нежилого помещения, принадлежащего физлицу. Кадастровая стоимость помещения примерно равна размеру задолженности по подоходному налогу физ лица за 2018год.
Вопрос:
Правомерно ли наложение обеспечительных мер на объект недвижимости принадлежащий физлицу на основании одного решения налогового органа? На сколько мне представлялось по отношению к физлицам запрет на отчуждение можно наложить только через судебных приставов.
Здравствуйте, Евгений.
Согласно ст. 101 НК РФ налоговый орган может принять обеспечительную меру в виде запрета на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налогового органа, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этой меры может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
Приставы привлекаются для взыскания за счет имущества предпринимателя.
Согласно пункту 1 статьи 47 Кодекса взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных статьей 47 Кодекса.
https://www.garant.ru/products...
При этом обеспечительные меры могут быть признаны необоснованными судом.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.06.2015 N Ф05-6863/2015
Кроме того, судами обоснованно указано, что общая сумма доначислений по решению инспекции от 28.12.2012 N 09-42/2057 составила 22 111 614 руб., тогда как в решении от 25.01.2013 N 1 инспекция приняла обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа земельного участка с кадастровым номером 50:31:0020501:388 кадастровой стоимостью 22 612 208 руб. и земельного участка с кадастровым номером 50:31:0020501:388 кадастровой стоимостью 5 385 206 руб.
С учетом установленных обстоятельств, суды правомерно исходили из того, что на момент вынесения оспариваемого решения инспекцией не были соблюдены критерии разумности и соразмерности при выборе объектов для принятия обеспечительных мер.
Евгений!
К сожалению, следует признать, что налоговый орган действительно обладает необходимыми полномочиями для принятия такого рода решений и применения обеспечительных мер самостоятельно (без судебных приставов) по правилам статьи 101 Налогового Кодекса РФ, в пункте 10 которой сказно так:
10. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.
....Обеспечительными мерами могут быть:
1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Предусмотренный настоящим подпунктом запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно в отношении:
недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг);
....
В следующем документе:
Приложение N 36
к приказу ФНС России
от 07.11.2018 г. N ММВ-7-2/628@
приведена форма соответствующего решения, которое направляется (вручается) налогоплательщику непосредственно, после вступления в силу, при этом участие судебных приставов на стадии реализации решения о применении обеспечительных мер не предполагается.
Если соответствующее решение было принято налоговым органом в установленном порядке, то оно могло быть реализовано без участия приставов.