8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
800 ₽
Вопрос решен

Оформление транспортных накладных для экспедитора

Добрый день. Нужна Ваша помощь, как профессионалов!!!

Я являюсь учредителем транспортно-экспедиционной компании.(далее по тексту С). Своего автотранспорта не имеем. Находим под груз Заказчика (далее по тексту А), который может быть и грузоотправителем и грузополучателем и самим поставщиком, перевозчиков (далее по тексту В). Очень часто возникает спорные ситуации по поводу оформления товарно-транспортных накладных (далее ттн).

Как правило, на практике цепочка из подобных нам экспедиторов может длиться бесконечно и в итоге транспортная накладная оказывается в наших руках (дай бог, либо товарная накладная, но, как правило, с отсутствием нас как экспедиторов, не стоит забывать что мы так же нанимаем автотранспорт у стороннего перевозчика...цепочка продолжается!! В таком случае мы сами формируем ттн нового образца и в 2-х экземплярах отправляем заказчику, который нам непосредственно оплачивал, где просим проставлять подписи и печати в пунктах 6. Прием груза , п.7. Сдача груза , а так же в п.16. Дата составления, подписи сторон (с левой стороны).

Аналогично отправляем перевозчикам ттн в 2-х экз., которых мы непосредственно нанимали проставить подписи и печати , но уже как перевозчиков, которых мы наняли, т.е в п.9. Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению , в п. 10. Перевозчик , в п. 16 с правой стороны, самих же себя указываем как грузоотправителей и соответственно проставляем подписи и печати в: 6. Прием груза , п.7. Сдача груза , а так же в п.16. Дата составления, подписи сторон (с левой стороны).

Правомерно ли наши действия в отношении оформления ттн как заказчику, так и перевозчику?

Показать полностью
, Марина, г. Пермь
Андрей Харитонов
Андрей Харитонов
Юрист, г. Ростов-на-Дону

Расходы по услугам, не
согласованным сторонами, но оказанным экспедитором за свой счет, налоговики
могут признать необоснованными

Согласно пункту
1 статьи 801 ГК РФ услуги, оказываемые экспедитором, делятся на основные и
дополнительные. К числу основных услуг отнесены:

— организация
перевозки груза транспортом и по маршруту, который избран экспедитором или
клиентом;

— заключение от имени
клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;

— обеспечение отправки
и получения груза.

В качестве
дополнительных услуг договором может быть предусмотрен ряд операций:

— получение
документов, необходимых для экспорта или импорта;

— выполнение
таможенных и иных формальностей;

— проверка количества
и состояния груза, его погрузка и выгрузка;

— уплата пошлин,
сборов и других расходов за клиента;

— хранение груза, его
получение в пункте назначения;

— иные операции и
услуги.

Перечень
дополнительных услуг, указанных в ГК РФ, не является исчерпывающим. Стороны по
договору могут включить любые услуги, главное, чтобы они были связаны с
перевозкой груза. Это может быть формальная увязка, но в целом услуги должны
способствовать процессу достижения конечной цели экспедиционного договора.

Экспедитор оказывает
только те услуги, которые прописаны в договоре (п. 1 ст. 4 Закона № 87-ФЗ). Так
как законом не предусмотрена обязанность клиента компенсировать расходы,
понесенные экспедитором и не оговоренные сторонами, для предупреждения споров
как с клиентом, так и с проверяющими следует четко прописать услуги
экспедитора.

Правовые нормы экспедиционного
договора не запрещают прописать в договоре оплату услуг, включающую и
вознаграждение, и компенсацию расходов, одной суммой

Особенно важен этот
нюанс при оказании услуг по международной перевозке, где правомерность
применения налоговой ставки 0% по НДС и налоговых вычетов подтверждается
представлением в налоговый орган документов, предусмотренных НК РФ
(постановление ФАС Московского округа от 08.04.09 № КА-А40/2273-09).

Если экспедитор в
целях исполнения своих обязанностей по договору привлекает стороннюю
транспортную компанию, налоговые последствия аналогичны посреднической сделке

Согласно пункту
2 статьи 5 Закона № 87-ФЗ клиент обязан уплатить причитающееся экспедитору
вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента в
порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции. То есть порядок
расчетов по договору транспортной экспедиции стороны вправе определить по
своему усмотрению.

В случае если
участники сделки придут к соглашению, что в целях оказания услуг экспедитор
привлекает стороннюю транспортную компанию, то налогообложение осуществляется
по аналогии с посредническими договорами.

Так, в соответствии
с пунктом 9 статьи 270 НК РФ при формировании налоговой базы не
учитываются поступления в виде имущества, переданного комиссионером, агентом и
(или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии,
агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты
затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за
комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат
включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в
соответствии с условиями заключенных договоров.

Данную норму
правомерно применять по отношению к договору транспортной экспедиции, о чем
свидетельствует также арбитражная практика (постановление ФАС Поволжского округа
от 28.11.06 по делу № А55-5707/06-31).

Таким образом,
расходы, произведенные экспедитором в интересах клиента, в виде сумм,
уплачиваемых за перевозку, а также за дополнительные услуги —
погрузочно-разгрузочные работы, таможенные процедуры, хранение, не учитываются
экспедитором при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и
перенаправляются клиенту.

Экспедитор вправе
перевыставить счет-фактуру аналогично посредникам или же составить сводный
счет-фактуру на все приобретенные для клиента услуги и работы

Еще недавно не было
официальных разъяснений о порядке выставления счетов-фактур, ведь по существу
ни главой 21 НК РФ, ни Правилами заполнения счета-фактуры,
применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость
(утв.постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137, не предусмотрен
какой-либо особый порядок составления и регистрации счетов-фактур при
осуществлении операций по оказанию транспортно-экспедиционных услуг.

На данный момент
финансовое ведомство разъяснило порядок выставления счетов-фактур (письма
Минфина России от 10.01.13 № 03-07-09/01, от 29.12.12 №
03-07-15/161 и от 01.11.12 № 03-07-09/148). Теперь экспедитор может
выбрать способ перевыставления счетов-фактур по услугам третьих лиц.

0
1
0
1

ДОКУМЕНТЫ

Первичные документы,  которые безопаснее оформить при осуществлении экспедиционной деятельности

В соответствии  со статьей 802 ГК РФ договор транспортной экспедиции составляется в  письменной форме. Иные документы, которые составляются в рамках такой сделки,
также оформляются в письменной форме. Приказом Минтранса России от 11.02.08  № 23 утвержден Порядок оформления и формы экспедиторских документов.

Согласно пункту  5 указанного Порядка к экспедиторским документам относятся:

— поручение  экспедитора, которое определяет перечень и условия оказания клиенту  транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции;

— экспедиторская  расписка, подтверждающая факт получения экспедитором для перевозки груза от
клиента либо от указанного им грузоотправителя;

— складская расписка.  Она подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское  хранение

Раннее транспортные  расходы подтверждались товарно-транспортной накладной, составленной   по форме № 1-Т (утв. постановлениями Госкомстата России от  28.11.97 № 78 и Правительства РФ от 15.04.11 № 272). С 25 июля 2011
года введена новая форма транспортной накладной, которая в настоящее время  является подтверждением расходов на транспортировку при перевозках грузов  автотранспортом. Товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т также
не отменена.

Официальная позиция по  применению транспортной накладной изложена в письмах Минфина России от
27.02.12 № 03-03-06/1/105 и от 08.11.11 № 03-03-06/1/722, где
разъясняется, что транспортная накладная обязательна к заполнению,  поскольку устанавливает порядок организации перевозки грузов, то есть ее  назначение отличается от назначения формы № 1-Т. Товарно-транспортная
накладная по форме № 1-Т служит для учета транспортной работы и  расчетов заказчиков с перевозчиком за оказанные услуги по перевозке грузов. Ее  наличие у организации является необходимым условием для принятия в целях
налогообложения прибыли расходов, связанных с перевозкой грузов. Иными словами,  товарно-транспортная накладная служит для учета расходов на доставку грузов.

Отсутствие первичных  документов экспедитора рискованно с налоговой точки зрения . Отсутствие или
неверное их оформление может послужить основанием для отказа при налоговой  проверке в признании понесенных расходов на основании статьи 252 НК  РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 27.09.11 № 16-15/093505 ).

По мнению Минфина  России, нарушение в оформлении, а также отсутствие указанных документов может  являться основанием для отказа в применении нулевой ставки по НДС в отношении  международных перевозок (письмо Минфина России от 02.08.11 № 03-07-15/72).

Если экспедитор при  перевозке не оформил транспортную накладную и ТТН, то налоговые органы могут  отказать в применении налогового вычета из-за того, что реальность перевозки не  подтверждена

Вместе с тем, по  мнению судов, транспортные расходы можно учесть и без транспортной накладной,  если есть иные документы, подтверждающие произведенные затраты (постановления  ФАС Московского от 06.02.09 № КА-А40/167-09 и Центрального от  14.10.10 № А09-11083/2009 округов). В рассматриваемом случае ими могут  быть перечисленные выше экспедиторские документы.

0
1
0
1
Виктор Котов
Виктор Котов
Юрист, г. Москва

Здавствуйте!

С 1999 года для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных
ценностей сторонней организации предусмотрено использование также и товарной накладной по форме ТОРГ-12,
содержащейся в «Альбоме унифицированных форм первичной учетной
документации по учету торговых операций», утвержденном Постановлением
Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. При этом пояснениями
к форме предусмотрено, что она составляется в двух экземплярах. Первый
экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Таким образом,
утверждение о том, что форма товарно-транспортной накладной N 1-Т
является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, противоречит Постановлению
Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.

Кроме того, действующая в настоящее время форма товарно-транспортной накладной N 1-Т обязательна к применению юридическими лицами, являющимися отправителями и получателями грузов. При этом она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком. Если покупатель заказчиком
перевозки не является, то действующий порядок наличия товарно-транспортной накладной у получателя груза (покупателя) не предусматривает. <Письмо> ФНС РФ от 18.08.2009 N ШС-20-3/1195).   Оформление
товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т
в данном случае не является необходимым в случае оформления транспортной
накладной и требования-накладной по форме N М-11.

По мнению
контролирующих органов, так как товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т)
служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиком за
оказанные услуги по перевозке грузов, ее наличие является так же необходимым
условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с
перевозкой грузов, как и наличие транспортной накладной (см., например, Письма
Минфина России от 11.11.2011 N 03-03-06/1/746,
от 11.11.2011 N 03-03-06/1/745).
Минтранс России высказался, что использование транспортной
накладной не исключает также и применения накладных форм N N 1-Т
и ТОРГ-12
(Письмо
от 20.07.2011 N 03-01/08-1980ис). Т.е., в Вашей схеме Вы должны также при
выдаче накладных выступать или заказчиком, или перевозчиком. Таким образом, в таком случае транспортировка состоит из нескольких этапов, в которых имеют место отношения между разными контрагентами, поэтому можно выписывать ТТН после
получения груза, действуя уже как перевозчик.

0
0
0
0
Надежда Фролова
Надежда Фролова
Юрист, г. Москва

Уважаемый коллега, Харитонов Андрей! Вы нарушаете правила сайта. Ваш ответ заимствован с другого ресурса taxpravo.ru/analitika/statya-313852-nalogovyie_posledstviya_u_ekspeditora_zavisyat_ot_vida_uslug_i_poryadka_kompensatsii_zatrat_zakazchikom

2
0
2
0
Похожие вопросы
Недвижимость
Возможно это или нет, или обязательно его присутствие при оформлении?
Добрый день. Хотела оформить дарственную сыну, своей компании, без его присутствия. Возможно это или нет, или обязательно его присутствие при оформлении?
, вопрос №4149176, Елена, г. Москва
Автомобильное право
Если у водителя стаж, менее 2лет, то ему запрещается буксировать другие транспортные средства
Здравствуйте. Если у водителя стаж, менее 2лет, то ему запрещается буксировать другие транспортные средства. За это полагается штраф 500 руб или предупреждение. 12.21 КоАП. Эвакуируют ли буксирующие, или буксируемое транспортное средство
, вопрос №4148811, Аркадий, г. Иркутск
Семейное право
С согласия опекуна (т.е. Одного из родителя) возможно приобрести транспортное средство с 16 лет, приобретя его на себя, на свое имущество?
Добрый день. С согласия опекуна (т.е. одного из родителя) возможно приобрести транспортное средство с 16 лет, приобретя его на себя, на свое имущество? Пишут что можно, но до конца не понял. Благодарю.
, вопрос №4148499, Серафим, г. Москва
Недвижимость
С чего начать оформление дома в собственность?
Здравствуйте! С чего начать оформление дома в собственность?
, вопрос №4147746, Ольга, г. Москва
Дата обновления страницы 17.09.2014