Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Шрифт договора: соответствие требованиям СанПин
Здравствуйте!
Где можно найти официальный источник информации о требованиях к шрифту кредитного договора на предмет соответствия СанПин? С какой даты указанные требования вступили в силу? Кто издал нормативно-правовой акт на эту тему?
У меня есть заявление-анкета на получение кредитной карты в банке "Тинькофф", в которой внизу очень мелким шрифтом написаны условия. Хочу оспорить их читаемость в суде.
Как суду наглядно определить размер кегля? Нужно предоставить образцы для сравнения или как?
Также просьба привести для образца 1-2 примера по признанию кредитного договора не соответствующим требованиям СанПин в судебном порядке для Краснодарского края.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ КРЕДИТЕ (ЗАЙМЕ)
12. Индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа), указанные в части 9 настоящей статьи, отражаются в виде таблицы, форма которой установлена нормативным актом Банка России, начиная с первой страницы договора потребительского кредита (займа), четким, хорошо читаемым шрифтом
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2003 N 39 «О введении в действие Санитарных правил и нормативов СанПиН 1.2.1253-03» (вместе с «СанПиН 1.2.1253-03. 1.2. Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых. Санитарные правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.03.2003) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.04.2003 N 4463)
3.2.3. В изданиях первой категории не регламентируются длина строки и начертание гарнитуры дополнительного текста объемом не более 2000 знаков при кегле шрифта более 8 пунктов.
3.2.4. В изданиях второй категории шрифтовое оформление основного и дополнительного текста должно соответствовать требованиям таблицы 2.
Минимальный кегль согласно таблицы 6
Добрый день! Добавлю ссылку на практику:
.
Практика: Постановление Девятого арбитражного апелляционного
суда от 16.01.2013 N 09АП-38353/2012-АК по делу N А40-100841/12-120-987 В
удовлетворении заявления об оспаривании постановления о привлечении к
ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ за нарушение права потребителя на
получение необходимой и достоверной информации об услуге отказано правомерно,
поскольку мелкий шрифт текста кредитного договора крайне затрудняет визуальное
восприятие текста договора, что не позволяет потребителю получить полную
информацию и сделать правильный выбор, что свидетельствует о наличии в
действиях банка состава вменяемого административного правонарушения.
Где можно найти официальный источник информации о требованиях к шрифту кредитного договора на предмет соответствия СанПин? С какой даты указанные требования вступили в силу? Кто издал нормативно-правовой акт на эту тему?
Евгений Борисович
Евгений Борисович, добрый день.
Имеется очень много практики по данному вопросу:
Вот ссылка на одно из решений, там же указан СаНПиН:
docs.pravo.ru/document/view/67426034/78566658/
Так же, Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 28 декабря 2010 г. № КА-А41/16204-10 по делу № А41-12206/10 отметил, что в силу требований ст. 8 и 10 Федерального закона «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на получение предоставления необходимой и достоверной информации об услугах, обеспечивающих возможность их правильного выбора. Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей.
Между тем, мелкий шрифт, включенный в условия договора о предоставлении возобновляемой кредитной линии для совершения операций с использованием кредитной карты, крайне затрудняет визуальное восприятие текста договора.
При этом суд подтвердил тот факт, что в таких случаях должны применяться Санитарные правила и нормативы «Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых» (СанПиН 1.2.1253-03).
Схожие выводы были сделаны Федеральным арбитражным судом Уральского округа в Постановлении от 3 августа 2011 г. № Ф09-4572/11 по делу № А60-37006/2010.
Но есть и в пользу банков практика: Белгородский областной, Апелляционное определении от 7 августа 2012 г. № 33-2176 счел необоснованным довод о нарушении банком ст. 10 Федерального закона «О защите прав потребителя»,
Оспариваю комиссии (за годовое обслуживание, выдачу наличных, SMS-информирование). Нижняя 1/3 часть анкеты прописана мелким шрифтом.
Евгений Борисович
Евгений, ознакомьтесь с врешениями суда по данному вопросу, большая часть в пользу клиента
Вы хотите по этим основаниям признать договор не заключенным?
Здравствуйте!
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2003 N 39
«О введении в действие Санитарных правил и нормативов СанПиН 1.2.1253-03»
(вместе с «СанПиН 1.2.1253-03. 1.2. Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых. Санитарные правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.03.2003).
Выдержка из судебной практики:
«Указание на то, что кредитный договор оформлен не в соответствии с требованиями, предъявляемыми СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых», составлены мелкимшрифтом, не может быть принят во внимание, поскольку данное обстоятельство не влечет признание договоров недействительными.»
Для признания кредитного договора недействительным помимо размера шрифта необходимы и другие основания.
Здравствуйте, Евгений Борисович!
Уточните, пожалуйста, вы заключили кредитный договор или только заполнили заявление? Из вашего вопроса следует, что
У меня есть заявление-анкета на получение кредитной карты в банке «Тинькофф», в которой внизу очень мелким шрифтом написаны условия. Хочу оспорить их читаемость в суде.
Что вы хотите оспорить в этой связи?
Здравствуйте, Виталий!
Я клиент этого банка с 2008 года. Кредитный договор был заключён давно.
Оспариваю комиссии (за годовое обслуживание, выдачу наличных, SMS-информирование). Нижняя 1/3 часть анкеты прописана мелким шрифтом.
Оспариваю комиссии (за годовое обслуживание, выдачу наличных, SMS-информирование). Нижняя 1/3 часть анкеты прописана мелким шрифтом.
Дело в том, что все коллеги вам пишут про требования к кредитному договору, но не к заявлению. Вы обжаловать будете мелкий шрифт в кредитном договоре или мелкий шрифт в заявлении? На мой взгляд, это принципиально разные вещи!
Здравствуйте Евгений Борисович. Насколько я поняла Вы заключили договор путем заполнения заявления анкеты, которая с точки зрения ГК РФ является офертой, а банк акцептировал данное заявление путем выдачи кредитной карты.
Сразу скажу, что шансов выиграть такое дело у Вас очень немного, хотя подобная судебная практика есть, но её очень мало по сравнению с той где отказали в удовлетворении требований..
В первую очередь указанный СанПиН не имеет никакого отношения к договорам.
СанПиН 1.2.1253-03
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие санитарные правила и нормативы (далее санитарные правила) разработаны на основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295).
1.2. Настоящие санитарные правила направлены на профилактику заболеваний органов зрения читателей и предназначеныдля граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся издательской деятельностью.
1.3. Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к шрифтовому оформлению и качеству печати книжных изданий, выпускаемых с использованием шрифтов русской и/или латинской графических основ, с целью обеспечения удобочитаемости изданий, что приводит к снижению зрительной нагрузки при чтении, предупреждает развитие зрительного и общего утомления.
1.4. Санитарные правила распространяются на издания книжные текстовые (далее издания) для взрослых читателей от 18 лет и старше.
1.5. Санитарные правила не распространяются на факсимильные, миниатюрные, картографические издания, изоиздания, в том числе альбомы.
1.6. Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся издательской деятельностью.
[Читать далее на forumtest.ru/samoe-neobhodimoe/sanpinyi/sanpin-1-2-1253-03-gigienicheskie-trebovaniya-k-izdaniyam-knizhnyim-dlya-vzroslyih.html]
Т.е. он применим только в отношении книжных изданий и в отношении лиц занимающихся издательской деятельностью, чем банки по понятным причинам не занимаются.
Во-вторых заявление подали в банк Вы. Понятно, что составлено оно банком и в только него внесены Ваши данные, но с точки зрения закона подали в банк его именно Вы, а банк только помог его Вам напечатать, и каким шрифтом это делать банк имел право выбирать по своему усмотрению.
Да, такой вариант подойдет.
Судебная практика:
Постановление ФАС Московского округа от 28.12.2010 N КА-А41/16204-10 по делу N А41-12206/10
"… Предметом судебных разбирательств в суде первой инстанции, апелляционном суде, как показала проверка материалов дела, являлась законность предписания управления от 10.03.2010, касающегося прекращения нарушения прав потребителей.
В силу требований, изложенных в статьях 8, 10 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на получение предоставления необходимой и достоверной информации об услугах, обеспечивающих возможность их правильного выбора. Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Следовательно, информация об услуге должна быть доступна. Между тем мелкий шрифт, включенный в условия договора, о предоставлении возобновляемой кредитной линии для совершения операций с использованием кредитной карты крайне затрудняет визуальное восприятие текста договора.
В обоснование нарушения прав потребителя включением в текст договора мелкого шрифта суд первой инстанции, апелляционный суд сослались на предъявляемые пунктом 3.2.4 Санитарных правил и нормативов «Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых» (СанПиН 1.2.1253-03).
Ссылка банка на невозможность применения к тексту кредитного договора требований, установленных СанПиН 1.2.1253-03, подлежит отклонению, поскольку из содержания названных СанПиН не следует, что его положения не могут распространяться на правоотношения, возникающие при заключении публичного договора (в данном случае кредитного договора).
То обстоятельство, что текст кредитного договора является лишь одним из многочисленных источников информации, не освобождает банк от обязанности приведения формы договора в соответствие с требованиями, предъявляемыми к таким договорам действующим законодательством.
С учетом изложенного оспариваемое предписание соответствует закону. Обстоятельства, послужившие для вынесения оспариваемого предписания, управлением доказаны..."