Бесплатная консультация юриста в Москве
8 499 705-84-25
Поиск

Консультируйтесь с юристом онлайн

48 юристов готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
48 юристов сейчас на сайте
  1. Интеллектуальная собственность
  2. Интернет и право

Использование чужих товарных знаков и клевета в обсуждении на сайте

На сайте А обсуждаются товары и фирмы.

Например, пользователи создают тему "Фирма Х" и пишут, что фирма Х не совсем честно выполняет свои обязательства, не соблюдает сроки договора, делает работу не очень качественно, приводят какие-то факты и т.д.

Также в теме есть изображение логотипа фирмы.

Фирма Х обращается к владельцу сайта с требованием удалить все обсуждения этой фирмы на том основании, что "Фирма Х" и логотип являются их зарегистрированными товарными знаками и не могут использоваться на сайте А без разрешения владельца.

Фирма Х утверждает, что сайт А зарабатывает используя её товарные знаки (на сайте есть реклама и сайт коммерческий).

Фирма Х угрожает судебными исками.

Также Фирма Х утверждает, что сайт А распространяет клевету и сведения, порочащие деловую репутацию. (сайт не имеет технической возможности проверить правдивость информации, опубликованной пользователями)

То есть претензии Фирма Х предъявляет по двум пунктам:

1) Нелегальное коммерческое использование товарных знаков

2) Клевета и распространение сведений, порочащих деловую репутацию

Прошу дать правовую оценку ситуации.

На сколько велики шансы выиграть дело у каждой из сторон?

Как должен действовать владелец сайта с правовой точки зрения.

11 Июля 2013, 17:04, вопрос №126472 Вячеслав, г. Москва
700 стоимость
вопроса
вопрос решён
Свернуть

Ответы юристов (6)

  • Юрист - Малыхин Владимир Викторович
    Юрист, г. Санкт-Петербург
    Общаться в чате

    Здравствуйте, сайт А  имеет право обсуждать и иметь свое мнение и том или ином продукте услуге и т.п., соответственно товарный знак фирмы Х используется не в коммерческих целях а для идентификации ветки форума, обсуждение ведется я так понимаю пользователями данного ресурса, которые считают оказанные фирмой Х услуги ненадлежащего качества, т.е. администрация кроме модерирования форума никаких действий не несет.

    Владелец сайта может порекомендовать с каждым отписавшимся в ветке обсудить  указанную информацию, и вот если это ложь, сведения порочащие репутацию то тут уже шансы какие никакие есть.

    11 Июля 2013, 17:12
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Малыхин Владимир Викторович
    Юрист, г. Санкт-Петербург
    Общаться в чате

    Например в каждом автомобильном форуме есть ветки известных авто по маркам — тойота ниссан мазда бмв, и как правило товарный знак рядом, это общепринятая практика, и если товарный знак используется в данном контексте то коммерческой цели тут нет.

    11 Июля 2013, 17:13
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Жуков Константин
    получен
    гонорар
    33%
    Юрист, г. Санкт-Петербург
    Общаться в чате

    Добрый день, Вячеслав!

    Вот только позавчера КС сказал, что владельцы интернет-сайтов обязаны удалять порочащие сведения: ria.ru/incidents/20130709/948496089.html

    Только есть маленький нюанс — удалить обязаны при наличии решения суда.

    Соответственно Фирме Х необходимо обратиться в суд с соответствующими требованиями.

    Нелегальное использование товарных знаков ещё нужно доказать. Товарный знак ещё должен быть зарегистрирован по классу МКТУ, в котором его «нелегально» использовали. Ведь он регистрируется в определенных классах.

    А кроме того сайт может сказать, что это пользователи выложили сведения и знаки.

    В общем шансы 50 на 50 у обеих сторон в части товарных знаков.

    А если Фирма Х докажет в суде что, сведения ложные и порочат данную компанию, то сайт обязан будет удалить такие сведения.

    11 Июля 2013, 17:17
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Малыхин Владимир Викторович
    Юрист, г. Санкт-Петербург
    Общаться в чате

    Но не по обращению фирмы Х в администрации сайта. Да и опять таки это только в части сведений порочащих, если же будет доказан факт реальности указанных сведений то ничего грозить не будет.

    11 Июля 2013, 17:24
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Трифонова Юлия
    получен
    гонорар
    33%
    Юрист
    Общаться в чате

    Добрый день!

     в отношении первого вопроса. 

    Статья 1515 ГК РФ предусматривает ответственность за незаконное использование товарного знака

    Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.

    Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
    1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
    2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

    В данном случае,  если у фирмы Х действитльно имеется зарегистрированный товарный знак, который был размещен на сайте, то  истец вправе требовать компенсации.

     второй вопрос.

    В соответствии со ст. 152 ГК РФ  гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

    Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.

    Т.о. для обращения в суд с иском о  защите деловой репутации юридического лица истец должен доказать факт распространения указанных сведений ответчиком, порочащий факт этих сведений.

    А ответчик  (лицо, распространившее сведения) должен доказать соответствие их действительности.

    Ранее подобные иски предъявлялись  к конкретному лицу (пользователю), который такие сведения распространял.

    Однако, 9 июля 2013 года Конституционный Суд РФ поставил точку в вопросе “Должна ли администрация форума нести ответственность за комментарии?”, постановив, что интернет-сайты обязаны удалять порочащую граждан информацию на основании судебного решения.

    Т.о. владелец сайта  теперь также  может быть привлечен в качестве ответчика по данному делу.

    Что касается шансов у истца выиграть такое дело, все зависит от того, что за информация была размещена: если приводились  события и факты, соответствие действитльности которых можно проверить и опровергнуть, то шансы выиграть у истца есть. Если же только оценочные менения типа «воры, обманщики», то нет

    11 Июля 2013, 17:25
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Правильно ли я понимаю, что из вашего ответа следует, что любой владелец бренда может требовать удаления любых обсуждений его бренда с любого сайта на том основании, что торговая марка зарегистрирована и не может использоваться без разрешения правообладателя?

    Ну а без упоминания бренда в тексте, понятное дело, никакое обсуждение не возможно.

    12 Июля 2013, 10:40
  • Юрист - Трифонова Юлия
    получен
    гонорар
    33%
    Юрист
    Общаться в чате

    Добрый день, Вячеслав!

     Более побробно изучив законодательство по вопросу использования товарного знала, пришла к таким выводам:

    Во-первых, судебная практика, по таким делам неоднозначна

    Во-вторых, согласно ст. 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

    Таким образом, незаконным является не любое использование товарного знака, а использование такового в целях   реализации, индивидуализации  либо рекламы другого  товара.

    Из судебной практикиТаким образом, каждый способ использования товарного знака, как предусмотренных, так и не предусмотренных в ст.1484 ГК РФ, ограничен единым принципом такого использования — осуществлением использования товарного знака с целью индивидуализация товаров, т.е. приданием различительной способности товару или производителю в целях предотвращения смешения товаров.

    Именно в силу приведенного ограничения, правообладатель не вправе ограничивать третьих лиц в указании товарного знака, в случае, когда такое указание не направлено на индивидуализацию товаров, работ или услуг и неспособно вызвать их смешения. Таким образом, указание третьими лицами товарного знака, с целями, отличными от цели индивидуализации товаров, работ или услуг, при отсутствии вероятности смешения товаров различных лиц, не является использованием товарного знака в понимании ст.1484 ГК РФ. Следовательно, такое указание товарного знака не является нарушением исключительных прав на товарный знак»
    .

     

    с учетом изложенного:  простое обсуждении  товара   с использованием товарного знака не является нарушением   исключительных прав на товарный знак. А если  использование товарного знака было  осуществлено в целях рекламы другого товара, то данное нарушение влечет возникновение гражданской ответственности.

    12 Июля 2013, 13:12
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
stats