• 05 ОКТ 2017
    комментарии: 0

    Можно ли вернуть товар, если гарантия закончилась?

    Бывает так, что не можешь нарадоваться покупке, все работает идеально, телефон не зависает даже спустя год напряженной работы, а мультиварка безотказно готовит вкусные каши. А потом, как по “закону подлости”, напрочь ломается именно в последний день гарантийного срока. Обычно мы вздыхаем, расстраиваемся, но идем в магазин за новой вещью. А ведь можно было попробовать бесплатно отремонтировать или даже вернуть деньги за некачественный товар.  

    Вернуть деньги если истекла гарантия? Вы шутите?

    Совсем нет. В соответствии со ст. 19 Закона «О защите прав потребителей» (далее — Закон) покупатель может обменять некачественный товар, передать его в ремонт или вернуть за него деньги, если гарантийный срок был менее двух лет. Но при этом покупатель обязан доказать, что недостатки возникли до того, как он купил товар.

    Для этого потребитель может ссылаться на любые доказательства (свидетельские показания, вещественные, письменные доказательства). Но самым лучшим и внушающим доверие доказательством будет экспертиза. Потребителю необходимо провести независимую экспертизу качества товара и предоставить ее продавцу или производителю вместе с требованием. В данном случае положения Закона об экспертизе товара за счет продавца не распространяются. Продавец должен провести экспертизу за свой счет только в период гарантийного срока.

    А если прошло больше двух лет после покупки товара?

    В таком случае покупатель может потребовать, чтобы его товар бесплатно отремонтировали. Это возможно если:

    — с момента покупки прошло больше двух лет, но не истек срок службы товара. Если срок службы товара не установлен — не позднее 10 лет с момента покупки;

    — выявленный недостаток является существенным.

    Существенный недостаток — это когда недостаток нельзя устранить или на его устранение потребуется слишком времени и средств. Если недостаток неоднократно проявляется вновь даже после ремонта, то он также считается существенным. Подробно о существенных недостатках написал Верховный суд РФ.

    Потребитель должен доказать существенность недостатков в товаре, причины и срок их появления. Для этого также можно провести независимую экспертизу или ссылаться на иные доказательства.

    И что нужно сделать, чтобы товар починили?

    Необходимо заявить одно из требований. Требование можно направить продавцу или производителю товара. Требование подается в письменном виде, можно передать лично и попросить поставить на нем отметку о получении или отправить заказным письмом с уведомлением и описью вложения.

    У продавца (производителя) есть 20 дней, чтобы отремонтировать некачественный товар. Если через 20 дней после получения требования товар не отремонтируют или недостатки окажутся неустранимыми, то потребитель может:

    • потребовать заменить товар на качественный;

    • возвратить товар изготовителю с требованием вернуть деньги и понесенные убытки. Деньги должны вернуть в течение 10 дней после получения требования.

    А если проигнорируют требования и не вернут деньги?

    В таком случае придется обращаться в суд. Если суд удовлетворит иск, то с виновной стороны в пользу потребителя взыскивается штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом (п. 6 ст. 13 Закона), и компенсация морального вреда (ст. 15 Закона).

    Кроме того, потребитель может сам выбрать суд, в который ему удобнее отправить иск:

    • по месту своего жительства или пребывания;

    • по месту регистрации организации, а если ответчиком является ИП – по месту его жительства;

    • по месту заключения или исполнения договора.

    Скорее всего вы знаете, но мы напомним — госпошлина не платится при обращении в суд за защитой нарушенных прав потребителей.