• 03 APR 2018
    комментарии: 17
    автор: Новиков Алексей

    Отвод суду

    Правосудие не только должно вершиться,

    но также должно быть видно, что оно совершается

     

       Нужно ли заранее заявлять отвод суду по делу об административном правонарушении?    Я бы сказал не только нужно, но и необходимо.

       20 сентября 2016 года ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека) вынес постановление по очень интересному делу, Карелин против России, касающемуся также объективного критерия беспристрастности суда, рассматривающего дело об административном правонарушении.

        Необходимо помнить, что судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, имеются ли отводы суду (ст. 29.1 КоАП РФ)  Как правило, никто не учитывает того, что такой отвод возможен.

      Между тем, характер производства по делу об административном правонарушении на основании КоАП РФ указывает на презумпцию невиновности как неотъемлемый принцип этого производства (статья 1.5 КоАП РФ) и на “установленную государством меру ответственности за совершение административного правонарушения” (статья 3.1 КоАП РФ).

      Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 год содержит: «До сих пор не созданы законодательные гарантии состязательности сторон при рассмотрении дел об административных правонарушениях»   С этим трудно не согласиться.

       Принцип состязательности сторон закреплен в п. 3 ст. 123 Конституции РФ, в силу чего он должен распространять свое действие, в том числе и на административный процесс.

       Состязательность предполагает, что возбуждение преследования, формулирование обвинения и его поддержание перед судом обеспечиваются указанными в законе органами и должностными лицами.

       Но при рассмотрении дела об административном правонарушении сторона обвинения, как в первой, так и в апелляционной инстанции, отсутствует.

       Подавляющее большинство дел об административных правонарушениях включает в себя в качестве доказательств рапорты лиц, выявивших административное нарушение, которые фактически являются инициаторами преследования, обвинителями по делу. Их письменные объяснения, а также их показания в суде также признаются доказательствами. Таким образом, совокупность доказательств является копированием одних и тех же сведений, сообщаемых одним и тем же лицом инициатором привлечения гражданина к административной ответственности.

       При сложившейся судебной практике обвинительные свидетельские показания должностного лица расцениваются как более достоверные, чем доказательства невиновности, предоставленные защитой.

       Поэтому представляется возможным, что отсутствие органа власти, представляющего обвинение, и, как следствие, его отсутствие в заседаниях судов первой и второй инстанций, могут иметь влияние на то, каким образом предъявляются и подтверждаются обвинения и доказательства в суде, и наоборот.

       Отсутствие стороны обвинения имело влияние на юридическую силу презумпции невиновности во время судебного разбирательства и, косвенно, на вопрос о беспристрастности суда первой инстанции, и наоборот.

       Поскольку сторона обвинения отсутствует, то «суд первой инстанции не имеет иного варианта, кроме как взять на себя задачу предъявления — и, что более важно,  нести бремя подтверждения… обвинения в ходе слушания дела.

        „КоАП РФ предусматривает, что суд первой инстанции может сам решать, требовать ли дачи устных показаний, или истребовать дополнительные документы, или назначать экспертизу. Власти указали, что такое решение может приниматься, “помимо прочего, на основании запроса лица, против которого ведется производство по делу». Из этого следует, что это также может означать тот факт, что такие решения могут приниматься судом первой инстанции по собственной инициативе". (из решения ЕСПЧ)

        Таким образом, чтобы избежать законных сомнений, необходимо присутствие на суде стороны обвинения, в противном  случае нарушается принцип беспристрастности суда, поскольку бремя доказательства обвинения лежит исключительно на суде, который вынужден по собственному побуждению искать аргументы для опровержения доводов лица,  отношении которого возбуждено административное производство.

    Протокол об административном правонарушении носит характер акта, обвиняющего лицо в совершении административного правонарушения, следовательно, является мнением одной из сторон. Правомерность этого мнения необходимо установить в судебном заседании. Использование в качестве доказательств документов, носящих характер обвинения лица в совершении административного правонарушения и содержащих самостоятельную оценку доказательств, нарушает право на справедливое судебное разбирательство на основе состязательности и равенства сторон, поскольку в этом случае мнение одной из сторон рассматривается в качестве доказательства по делу.

    При этом, положения КоАП РФ не предусматривают подачу лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, самостоятельной жалобы на указанный процессуальный документ (Определение Конституционного Суда РФ от 24 марта 2015 г. N 696-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сергеева Алексея Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

    Оценка же показаний со стороны защиты не расценивается в качестве самостоятельного доказательства. Если лицо, в отношении которого ведется производство по делу, не может представить объективных доказательств своей невиновности, его объяснения и показания допрошенных по его инициативе свидетелей, как правило, признаются судом недостоверными.

    Указанные пробелы в законодательстве становятся причиной необъективного рассмотрения дел об административных правонарушениях…

        Пункт  1 статьи 6  Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусматривает право на справедливое разбирательство дела и право на беспристрастный суд.

        Поскольку в производстве по делам об административных производствах, как правило, нет гарантии состязательности сторон при рассмотрении дела об административном правонарушении, что является нарушением принципа состязательности сторон закрепленного в п. 3 ст. 123 Конституции РФ и пункта  1 статьи 6  Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а мировые судьи не имеет иного варианта, кроме как взять на себя задачу предъявления  и  нести бремя подтверждения обвинения в ходе слушания дела, то это является основаниям считать, что мировой судья, рассматривающий данное дело, лично, прямо или косвенно заинтересован в разрешении этого дела.

       Поэтому не только нужно заявлять отвод суду рассматривающему дело об административном правонарушении, но это необходимо делать, пока не будут созданы законодательные гарантии состязательности сторон при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

     

    А. Новиков

Комментарии (17)

  • Так и представляю: «Уважаемый суд! Заявляю отвод. Основание? Ну, это, как бы сказать… мммм… ну, отсутствие состязательности процесса».

    При вынесении судебного приказа тоже состязательность нарушается, тоже основание для отвода? А по делам особого производства?

     
  • Все это хорошо, но есть ли реальные дела с такими удовлетворенными отводами?

     
    • Тут бы добиться для начала запрета опрашивать сотрудника составившего протокол об АПН в суде, по аналогии с уголовным процессом. А то сотрудник приходит и начинает живописать как он там немного не так написал, сям немного описался, здесь чего то не так указал итп. 

      А судья со слезами умиления на глазах слушает, головенкой кивает и чуть ли не по головке сотрудника гладит.

      Был тут у меня случай — сотрудник там чуть ли не землю ел, клянясь что понятые были, просто он забыл их вписать.

      Судья чуть ли не рыдая убеждал его что он знает какой сотрудник молодец, умница, поборник закона и вообще его практически надо канонизировать.

      А следующий сотрудник зашел и сказал: Да не было понятых, ночь была, где мы их найдем, да и потом нас срочно на другое ДТП вызвали.

      Вот и все. 

      А Вы говорите — отвод суду..

      ЕСПЧ это там где то загнивает.

      А мы тут чай не графья


       
    • Меня больше интересует другое — есть кто-нибудь из юристов, кто рискнул заявить отвод судье по причине того, что в КоАП не закреплен принцип состязательности? Кому-то нравится быть смешным, выступая в суде?

      На мой взгляд,  отвод по данному основанию довольно несостоятелен. Разве судья законы пишет? А если не судья, как можно заявить ему отвод на основании того, за что он не отвечает?

      Другое дело — заявить отвод, если судья вызывает (и опрашивает) сотрудника в качестве свидетеля. Тут уже, как минимум, можно сослаться на низкую квалификацию судьи, который не в состоянии отличить свидетеля от должностного лица, представляющего административный орган, заинтересованный в исходе дела. А если судья некомпетентен, ему нельзя доверять. Но это, как бы, разные основания.


       
      • Так а в чем тут нарушение то? Суд может опросить сотрудника как свидетеля. ВС это подтвердил.

        Это сплошь и рядом происходит

         
        • Как сотрудника может опросить, но не как свидетеля. Именно  это ВС и подтвердил, а не то, что сотрудник может  опрашиваться как свидетель. 

          Это все равно, что прокурора, утвердившего обвинительное  заключение, допрашивать как свидетеля.

          Нарушение тут не очевидно? А как со служебной заинтересованностью, при том, что показания свидетеля — это доказательства по делу?

          Если сплошь и рядом закон нарушается, это что — подтверждение того, что  закон нарушается правомерно?

           
          • А КоАП не предполагает никакого иного статуса, нежели как свидетеля в данном случае.

            Вот и все пироги

             
            • Вообще-то, пироги совсем другие. 

              Разве что вы о каком-то другом постановлении ВС, где все изложено так, как вы пишете??

              п. 10

              ПОСТАНОВЛЕНИЯ 24.03.05 N 5 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ У СУДОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

              . Поскольку должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, они не вправе заявлять ходатайства, отводы. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов. 


               При этом Гл.25 КоАП относит к участникам адм. процесса, в т.ч., свидетелей.



               
            • все верно. Так в качестве кого их опрашивать? Только в качестве свидетелей

               
            • Олег, понимаю ваше желание настоять на своем, но все же — ВС однозначно указал, что сотрудник не участник процесса; должн. лица, составившие протокол, вправе обжаловать решение суда (свидетели таким правом вообще могут обладать?); сотрудник может быть допрошен для выяснения вопросов (без указания статуса и при указании, что к участникам процесса не относится), откуда может следовать вывод, что сотрудник при  этом является именно свидетелем? 

              И почему тогда не экспертом, не специалистом, не переводчиком и не иным другим участником из более чем десятка перечисленных участников процесса? Почему вы решили, что именно свидетель?

              Ведь если сотрудник не является участником процесса в принципе, так какая разница, каким из перечисленных в гл.25 участников он не является? Называйте его тогда  хоть потерпевшим, или, например, прокурором. Так даже интереснее будет))

               
            • Все просто. Его роль в процессе аналогична роли свидетеля и Вы прекрасно это понимаете, но не суть. Не в качестве же переводчика его вызывают. 

              Только ВС ляпнув про то что он не участник процесса забыл что в таком случае его и опрашивать нельзя никак. Но тут же оговорился что можно. 

              Получился какой то бред. По мнению ию ВС его можно опросить не как участника процесса, что в принципе не допустимо

               
            • Не бывает «аналогичных» свидетелей. Не может сотрудник госоргана, привлекающего к ответственности, иметь статус свидетеля.

              И выше вы писали, что ВС подтвердил, что суд может допросить сотрудника в качестве свидетеля.

              На самом деле, ВС ничего подобного не подтверждал, и про свидетеля — это ваша придумка.

              Сотрудник может быть вызван  в суд  для выяснения возникших вопросов. 

              Например, у суда возникли сомнения, составлялся ли протокол в указанное время, или составлял ли его определенный сотрудник (фантазирую, разумеется, мало ли какие вопросы могут возникнуть?).

              Ничто не мешает вызвать его в суд и допросить. Ведь  при  объективном ведении дела это может выявить обстоятельства, подтверждающие  отсутствие состава правонарушения, например.

              Поэтому я и утверждаю, что суды, допрашивая сотрудника в качестве свидетеля, нарушают  закон.

              Однако выше вы писали, что суд может допросить его как свидетеля, пусть и со ссылкой на ВС.

              Потом — что  это недопустимо.

              Так что ваша точка зрения мне не совсем понятна.


               
            • Что ж непонятного. Надо опросить. Для этого как минимум суд должен понимать кого он допрашивает, наделить его правами и обязанностями. Обязать прибыть в суд итп. Никак иначе нежели в качестве свидетеля нельзя.

              Или есть иные предложения? В качестве внепроцессуального участника???

               
            • Ну, а зачем, если вы считаете, что тут нет нарушения, и что суд может опросить сотрудника как свидетеля, и ВС это подтвердил?

              Вроде, именно этот момент обсуждался )см.выше). Но можно и предложения по статусу обсудить. Правда это уже другой вопрос.

               
            • Формально нарушений нет, конечно. ВС разрешил опрашивать, но при этом тут же указал что сотрудник не участник. То есть опрашивайте как то по другому. А мы тут в ВС сами не знаем как

               
            • Да, что-то в этом есть. Антипроцессуальное)) 

              Видимо, пошел на поводу сложившейся судебной практики. Спасибо, хоть не заявил, что сотрудник — такой же свидетель, как любой другой.

               
          • Тут вообще не допустимо опрашивать сотрудника.  Очевидно же. Но на это ВС глазки закрывает...