-
11 DEC 2016комментарии: 38
Снова о "Ревизорро", или Для кого открыты двери всех обжорных заведений
С первого показа программа «Ревизорро» стала довольно популярной. Мнения зрителей разделились. С одной стороны, недовольные рестораторы и им сочувствующие; с другой — потребители, для которых ресторанное закулисье всегда было тайной за семью печатями.
Возможно, когда данный телепродукт только находился в разработке, подразумевалось, что он будет носить информационный и развлекательный характер. Однако ставшие регулярными обращения в правоохранительные органы расширили его изначальное предназначение.
Журналисты пишут в контрольные и надзорные органы, в полицию. Владельцы и руководители предприятий общественного питания обращаются в суд. Суть претензий первых, как правило, сводится к нарушениям рестораторами санитарных норм и нападениям на съёмочную группу. Вторые обычно защищают свою деловую репутацию.
Но, если журналисты в подтверждение своих доводов ссылаются на законодательство о средствах массовой информации, ГОСТы, СанПины и иные нормативные правовые документы, то работники кафе и ресторанов теряются под их яростным напором и не могут вспомнить ни одной нормы, позволяющей избавиться от непрошенных гостей. И даже сотрудники полиции, которых периодически вызывают во время съёмок участники конфликта, безучастно наблюдают за происходящим.
Круг заинтересованных лиц
В соответствии с п. 3 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036, в кафе, барах, ресторанах, столовых оказываются услуги общественного питания, потребителями которых являются граждане, имеющие намерение или воспользовавшиеся соответствующими услугами для личных нужд, не связанных с профессиональной деятельностью.
Контроль и надзор за соответствием качества услуг действующему законодательству и отраслевым нормам и правилам осуществляется государственными органами, на которых данные функции возложены профильными нормативными актами.
Помимо этого, находиться в местах общественного питания могут иные лица, посещение кафе и ресторанов которыми связано с их профессиональной и прочей деятельностью (в т.ч. представители СМИ).
Отношения потребителя с заведением общественного питания регулируются гражданским законодательством и законодательством о защите прав потребителей. В частности, согласно ст. 426 ГК РФ в рамках публичного договора услуга оказывается каждому, кто за ней обратился. Потребитель должен получить продукт и обслуживание, соответствующие отраслевым нормам. А п. 21 Правил устанавливает, что потребителю обязаны предоставить возможность проверки объёма (массы) предлагаемой ему продукции.
Контрольные и надзорные органы вправе проводить проверки в заведениях общественного питания в рамках своей компетенции. При этом, сроки, правила и порядок проведения проверочных мероприятий устанавливаются для каждого ведомства и не должны нарушать Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Деятельность представителей СМИ, если она осуществляется журналистами в рамках их профессионального функционала, не должна противоречить законодательству о средствах массовой информации.
СМИ на заметку
Права журналистов определены в ст. 47 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации». Наряду с прочими, к таковым относятся:
— поиск, запрос, получение и распространение информации;
— посещение государственных органов и организаций, предприятий и учреждений, органов общественных объединений либо их пресс-службы;
— проверка достоверности сообщаемой информации;
— изложение своих личных суждений в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью.
Реализация принадлежащих журналисту прав осуществляется в соответствии и с ограничениями, установленными действующим законодательством.
При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.
В то же время, согласно ст. 38 Закона РФ о СМИ, государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путём проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
Запрос же, как гласит ст. 39 Закона РФ о СМИ, может быть направлен в устной или письменной формах. Обязанность ответить на запрос возложена законодателем на руководителей, их заместителей, работников пресс-служб или других уполномоченных лиц в пределах их компетенции.
Пределы передвижения журналистов по предприятию общественного питания тоже имеют ограничения. Так, согласно ГОСТу 31985-2013, помещением, предназначенным для реализации и организации потребления продукции, является зал обслуживания. И в его площадь не включаются производственные площади, недоступные для посетителей. А п. 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1079-01 прямо запрещает нахождение посторонних лиц в производственных и складских помещениях предприятий общественного питания.
Получается, что, с одной стороны, журналист, действительно, обладает рядом преимуществ для реализации своих творческих амбиций. В то же время специфика деятельности кафе, баров, ресторанов и столовых некоторым образом их ограничивает.
Так, статус журналиста не позволяет ему проводить проверки, врываясь в служебные помещения. А на территории кафе или ресторана без предварительной договоренности он может находиться только в статусе потребителя услуги общественного питания.
Если же интерес к заведению вызван исключительно профессиональной деятельностью, требуется соблюсти следующие правила:
— направить запрос руководству предприятия;
— согласовать с ним время, место и порядок съёмок;
— ограничить своё общение только тем кругом лиц, которые имеют право действовать от имени соответствующей организации.
В противном случае у руководства заведения будут все основания для обращения в правоохранительные органы, ненавязчивого перемещения незваных гостей за пределы служебных помещений и взыскания с телеканала (редакции) убытков, понесённых заведением в связи с препятствованием журналистами осуществления его коммерческой деятельности.
Комментарии (38)