• 05 JUN 2014
    комментарии: 1

    Арест таможней товаров во внутреннем обороте

    Частью 2 ст.183 Федерального закона №311-ФЗ (далее — Закон) установлены основания для наложения ареста на товары:

    1) обнаружение товаров без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, если такие марки, идентификационные знаки, обозначения товаров в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством Российской Федерации должны наноситься на товары, ввозимые в Российскую Федерацию, либо товаров с марками или средствами идентификации, имеющими признаки поддельных;

    2) отсутствие в коммерческих документах проверяемого лица сведений, подтверждающих факты таможенного декларирования и (или) выпуска товаров, если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством Российской Федерации указание таких сведений в коммерческих документах обязательно при обороте товаров на территории Российской Федерации, а также обнаружение недостоверности таких сведений либо отсутствия коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны, если наличие таких документов обязательно в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством Российской Федерации;

    3) обнаружение признаков, которые могут свидетельствовать о том, что проверяемые товары могут являться условно выпущенными и используются в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами или в нарушение целей, соответствующих условиям предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов;

    4) обнаружение признаков, которые могут свидетельствовать о том, что в отношении проверяемых товаров не соблюдены условия и (или) порядок предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов;

    5) обнаружение признаков, которые могут свидетельствовать о том, что проверяемые товары используются в нарушение условий и требований таможенной процедуры.

    Эти основания являются исчерпывающими, то есть по иным основаниям арест является незаконным.

    В случае проведения выездной таможенной проверки в отношении хозяйствующих субъектов, во владении, пользовании или распоряжении которых имеются находящиеся во внутреннем обороте товары, в отношении которых имеются основания полагать об отсутствии их таможенного оформления, вызывают определенные проблемы с законностью применения основания для ареста, предусмотренные п.2 ч.2 ст.183 Закона.

    Из указанного основания следует, что арест может налагаться только на товары, если в коммерческих документах владельца отсутствуют сведения, подтверждающие факты таможенного декларирования и (или) выпуска товаров, если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством Российской Федерации указание таких сведений в коммерческих документах обязательно при обороте товаров на территории Российской Федерации (или недостоверность таких сведений).

    Законодательством РФ в настоящее время предусмотрен только один документ, обязывающий при обороте товаров на территории РФ указывать сведения, подтверждающие факты таможенного декларирования и (или) выпуска товаров – это счет-фактура, в графе 10 и 11 которой указываются сведения о стране происхождения и номере таможенной декларации.

    Форма счета-фактуры утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (прил.1).

    Из ст.169 НК РФ следует, что использование счет-фактуры обязательно только для лиц, уплачивающих НДС.

    В соответствии с ч.1 ст.145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. НК РФ также предусматривает еще ряд категорий субъектов, освобожденных от исчисления и уплаты НДС.

    Из вышеизложенного следует, что в случае проведения выездной проверки у предпринимателя или юрлица, на законном основании не исчисляющего и не уплачивающего НДС, основания для ареста иностранных товаров по п.2 ч.2 ст.183 Закона отсутствуют (если нет иных оснований, предусмотренных ст.183 Закона, например, отсутствует марки, знаки и пр.).

    Относительно оплаты таможенных пошлин субъектами предпринимательства, использующими иностранные товары во внутреннем обороте.

    Статья 79 ТК ТС определяет плательщика таможенных пошлин, налогов как декларанта или иных лиц, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств — членов таможенного союза и (или) законодательством государств — членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

    Ч.1 ст.80 ТК ТС определяет исчерпывающий перечень случаев возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов: она возникает в соответствии со статьями 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306 и 360 Кодекса.

    Из содержания перечисленных статей следует, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов может возникнуть только у декларанта, перевозчика, владельца СВХ, лица, хранящего товары под таможенным контролем вне СВХ, владельца таможенного склада, физических лиц при перемещении товаров для личного пользования, а при незаконном перемещении товаров – у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза – также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

    Субъект, владеющий иностранными товарами во внутреннем обороте, не является декларантом, перевозчиком, владельцем СВХ, лицом, хранящим товары под таможенным контролем вне СВХ, владельцем таможенного склада, физическим лицом при перемещении товаров для личного пользования.

    То есть у него не может возникнуть обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов на основании ст.ст.161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306 и 360 Кодекса.

    У такого субъекта обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов может возникнуть только на основании ст.81 ТК ТС – при незаконном перемещении товаров.

    Но для обоснования возникновения такой обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов необходимо доказать:

    — факт незаконности перемещения товаров;

    — факт, что предприниматель в момент приобретения товаров знал или должен был знать о незаконности их ввоза.

    Отсутствие у предпринимателя, владеющего иностранными товарами во внутреннем обороте, документов, подтверждающих надлежащее таможенное оформление товара, само по себе автоматически не свидетельствует о незаконности их ввоза. Например, тюк с одеждой, находящийся на складе в Москве без документов о таможенном оформлении, мог быть приобретен ранее на оптовой базе, а до этого – задекларирован в любом городе России. Однако все доводы «за» и «против» останутся без должного подтверждения, поскольку такой товар не идентифицируется, следовательно, невозможно подтвердить или опровергнуть его оформление по конкретной таможенной декларации.

    Противоположная ситуация с идентифицируемыми товарами, в частности, электроникой. Отсутствие таможенного оформления можно проверить по базам данных ФТС, а также у производителей и официальных импортеров (представителей) в РФ. И в данном случае лицо также имело возможность проверить факт таможенного оформления идентифицируемого товара, то есть ДОЛЖНО БЫЛО ЗНАТЬ О НЕЗАКОННОСТИ ИХ ВВОЗА.

    Следовательно, доказать незаконный ввоз и возникновение обязанности по уплате таможенных платежей возможно только в отношении идентифицируемых товаров (а также в отношении некоторых неидентифицируемых товаров самих по себе, но которые, например, при законном ввозе должны сопровождаться маркировкой, знаками, или законный ввоз которых невозможен – в период разных запретов на мясо, сыр, вино и пр.).

    Из сказанного следует, что арест товаров по ст.183 Закона (при условии соблюдения требований Закона) служит своеобразной законной мерой понуждения предпринимателей к признанию факта отсутствия таможенного оформления товаров, подаче таможенной декларации и оплате таможенных пошлин, налогов.

    Ведь в противном случае товары могут находиться под арестом весь период таможенной проверки – 2 месяца, плюс 1 месяц продления, а также возможность приостановления в связи с проведением экспертиз, направлений международных запросов… В общей сложности до 1,5-2 лет.

    И предпринимателю выгоднее оплатить платежи. Несмотря на то, что при невозможности идентификации товара как незаконно ввезенного таможенная проверка закончится безрезультатно, и товар был бы выдан без уплаты платежей.

    Это небольшая лазейка в законодательстве, предоставленная государством таможенным органам.

    Хотя у предпринимателей в данном случае тоже остается лазейка, и тоже в рамках закона.

    Административная ответственность за незаконное пользование арестованными товарами установлена ч.2 ст.16.20 КоАП РФ максимум в виде штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. Сумма сравнительно небольшая по меркам современных предпринимателей.

    Правда, есть за такие действия и уголовная ответственность по ст.312 УК РФ. Вместе с тем, если товар арестован, но не изъят, в чем виноват предприниматель, если арестованный товар у него… украли?


Комментарии (1)