Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Могу ли я использовать цитаты персонажа для создания стикеров?
Авторское право на персонажа книги.
Можно ли использовать имя персонажа, ссылать на его образ в коммерческих целях при разработке и рекламе продукта?
Для примера возьмём роман И. Ильфа и Е. Петрова "12 стульев" (1927 г), 1 января 2017 года истек срок защиты авторских прав.
Поясните, пожалуйста, по вопросам, чтобы быть уверенным:
1. Нарушу ли я права, если буду использовать в качестве названия своего продукта (в коммерческих целях) сочетание с именем персонажа (не фамилии). Например, "Пошли к Элле"
2. Могу ли я использовать отрывки цитат и ссылаться на персонажа из книги в рекламе или в части продукта, скажем, на обороте коробки? Например, при описании продукта сошлюсь на то, что название было придумано в честь "такого-то персонажа и книги такой-то, представьте себя на месте этого персонажа..."
3. Могу ли я использовать цитаты персонажа для создания стикеров? Например, фразу "Не учите меня жить" Эллочки-Людоедовой, но БЕЗ изображения/перерисовки актёра из экранизации?
Добрый день, Екатерина!
Если отвечать на Ваши вопросы обобщенно, то следует разделять авторские права от прав на товарные знаки.
Авторским правом, помимо, собственно, охраноспособных произведений, охраняются также части произведений, названия произведений, персонажи произведений, если они удовлетворяют критериям охраноспособности (п. 7 ст. 1259 ГК РФ). В качестве критериев охраноспособности по авторскому праву обычно выделяются творческий характер и объективное выражение произведения на материальном носителе. В Вашей ситуации при определенных обстоятельствах перечисленные виды использования можно было бы квалифицировать либо в качестве использования частей произведений, либо в качестве использования персонажей, если такие части произведений и персонажи соответствуют вышеприведенным критериям охраноспособности, несут в себе некое самостоятельное значение и могут использоваться в отрыве от произведений. Реклама, продажи и иное подобное использование являются способами использования объектов авторских прав по смыслу ст. 1270 ГК РФ. По общему правилу использование объектов авторских прав без согласия правообладателя не допускается (п. 1 ст. 1229 ГК РФ). Правообладатель произведений, охраноспособных частей произведений или персонажей может требовать от нарушителя компенсацию в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей или в ином размере (ст. 1301 ГК РФ).
Не следует забывать, что любой персонаж или часть произведения могут быть также зарегистрированы в качестве товарных знаков, даже если, допустим, какие-либо цитаты из произведения, на первый взгляд, кажутся абсолютно обыденными и общеупотребительными. Например, в качестве товарных знаков зарегистрированы слоган Макдоналдса «Вот что я люблю» (товарный знак по свидетельству РФ № 304225), слоган Сбербанка «Всегда рядом» (товарный знак по свидетельству РФ № 480362). Могут и персонажи вполне быть зарегистрированы в качестве товарных знаков (например, изображение Карлсона — товарный знак по свидетельству РФ № 780240, изображение зайца из «Ну, погоди» — товарный знак по свидетельству РФ № 756546). Правообладатель товарного знака независимо от правообладателей произведений может также взыскать с нарушителя компенсацию в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей или в ином размере (ст. 1515 ГК РФ).
Резюмируя, хочу сказать, что если Вы хотите обезопасить себя от большинства рисков по авторскому праву и по товарным знакам, Вам необходимо сначала составить перечень конкретных объектов, которые Вы намерены использовать в деятельности (цитаты из произведений, названия произведений или персонажей, сами персонажи и так далее), затем провести анализ по имеющимся судебным спорам и по зарегистрированным товарным знакам. При выявлении каких-либо охраняемых объектов, пересекающихся с тем, что Вы хотите использовать, Вам необходимо будет либо получить от правообладателей соответствующих объектов разрешение на использование произведений/персонажа/части произведения/товарного знака посредством заключения лицензионных договоров (ст. 1235 ГК РФ), либо отказаться от такого использования во избежание последующего привлечения Вас к гражданско-правовой ответственности, взыскания с Вас компенсации.
Что касается «ссылаться на коробке» — это особого правового значения иметь не будет, поскольку описанная Вами ситуация едва ли может подпадать под способы свободного использования объектов авторских прав, в том числе цитирование, а для товарных знаков эти нормы вообще не актуальны.
Если необходимо провести полный анализ по произведениям и товарным знакам по вышеуказанной схеме, я могу Вам в этом помочь. В случае заинтересованности напишите мне в чат, обсудим условия сотрудничества.
Просьба также оценить мой ответ, если мне удалось корректно ответить на Ваши вопросы.